Факторы экспериментального общения

Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.

Любое исследование в психологии должно подчиняться определенным нормативным принципам. Рассмотрим этические принципы проведения исследования на человеке.

1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за состояние точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследования. Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников эксперимента.

2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех служащих с испытуемым.

3. Этика требует, чтобы исследователь информировал и испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать участие в нем, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

4. Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь обязан объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления взаимоотношений.

5. Этика изысканий требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Обязательства по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.

6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.

7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.

8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его испытуемых не было тяжелых последствий.

9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).

10. Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия (Этические нормы разработаны американской ассоциацией психологов в 1973 г.)

Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. На ситуацию общения испытуемого и экспериментатора влияютразличные факторы, искажающие результат, такие как:

- Ошибки отношения к наблюдаемому. Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

- Ошибки мотивации испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован, гордостью, любопытством, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

- Ошибки личностного влияния экспериментатора.

Испытуемый может участвовать в эксперименте добровольно либо по принуждению. Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, опять таки снижающих достоверность результата.

Эффект плацебо, впервые обнаруженный в медицине, основан на механизмах внушения и самовнушения. Когда испытуемый считает, что препарат или действия другого человека (врача, например) способствуют его выздоровлению, у него наблюдается улучшение состояния.

Эффект Хотторна был выделен Хотторном при проведении социально-психологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания лично к нему, поэтому участники эксперимента вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора или его ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Изменения в зависимости от референтности экспериментатора и личностных особенностей испытуемого могут быть в позитивную либо в негативную сторону.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента используют специальные методические приемы.

1. Метод «плацебо вслепую» или «двойной слепой опыт». Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному воздействию. Вариантом может быть приглашение ассистента для проведения эксперимента, которому не сообщается истинная гипотеза и то, какая из групп подвергается реальному воздействию.

2. Метод обмана основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его проведении возникают этические проблемы, поэтому многие гуманистически ориентированные специалисты считают его неприемлемым. Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу исследования, независимые (ортогональные) от основных. Выдуманные цель и гипотезы сообщаются испытуемым. Содержание ложной гипотезы варьируется в зависимости от характера эксперимента. Возможным вариантом метода обмана является сокрытие истинных целей и гипотезы эксперимента. Однако в данном случае испытуемые будут сами придумывать варианты, и вместо учета влияния ложной гипотезы придется разбираться в их фантазиях.

3. Метод «скрытого» эксперимента часто применяется в полевых исследованиях, при реализации естественного эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. Этических проблем здесь возникает еще больше, чем в методе обмана, но, тем не менее, данная модель часто применяется в социальной психологии.

4. Метод независимого измерения зависимых параметров применяется очень редко, т.к. реализовать его на практике очень трудно. Эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия (результат) измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятельности.

5. Контроль восприятия испытуемым ситуации. Для этого применяется постэкспериментальное интервью, в которое включаются вопросы на контроль отношения испытуемого к экспериментатору, понимание им инструкции, принятие целей исследования. Данные, полученные при постэкспериментальном интервью, позволяют только отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию, когда уже ничего нельзя исправить.

Наши рекомендации