Психотехника юридического консультирования

Психотехника консультирования – научно обоснованный и проверенный опытным путем, психологический способ выполнения коммуникативных действий, обеспечивающий достижение намеченного результата – разъяснение клиенту правовых способов решения проблем.

Психологический прием – однократное действие, совершаемое юрисконсультом для изменения актуального состояния клиента в рамках той или иной психотехники. Психотехника – последовательность психологических приемов, которая ведет к формированию заданного психического состояния.

Пять групп приемов, соответствующих динамике (стадиям) консультативного процесса.

1. Психологические приемы стадии «Взаимное оценивание»:

- подготовка оптимальных условий;

- выбор нейтральной темы;

- обсуждение порядка консультации;

- подстройка к языку тела;

- нарочитая откровенность;

- высокая оценка клиента;

- использование различных классификаций, типов клиентов.

2. Психологические приемы стадии «Стимулирование речевого потока клиента»:

- демонстрация заинтересованности;

- употребление общих замечаний;

- отказ от ведения записей;

- использование наводящих вопросов;

- использование критики;

- разрешение выражать свои эмоции;

- поощрение клиента в ходе его рассказа жестами;

- активное слушание;

- использование пауз.

3. Психологические приемы стадии «Определение точки отсчета и детальная хронология событий»:

- поощрение клиента к изложению событий в хронологическом порядке;

- применение способа воронки.

- побуждение клиента вспомнить произошедшее до главного события.

- поощрение клиента развивать тему;

- заострение воспоминаний клиента;

- требование от клиента большей последовательности в обрисовке событий;

- инициативный переход к следующей теме;

- проверка ясности версии событий;

- фиксирование информации;

- актуализация самоконтроля клиента.

4. Психологические приемы стадии «Шлифовка юристом информационного материала»:

- отделение правовой информации от неправовой;

- уточнение текста законов;

- анализ и обобщение полученной информации, составление резюме – свода юридически значимой информации, полученной от клиента;

- согласование возможной процедуры по реализации правовых норм;

- выявление непосредственных мотивов поведения всех лиц, участвующих в деле.

5. Психологические приемы стадии «Выбор оптимального решения и путей его реализации»:

- отнесение к источникам правовой информации (наличие на столе кодеков, текстов законов);

- разбивка проблемы на отдельные составляющие;

- пояснение способов и возможных затрат;

- подведение клиента к осознанному выбору варианта решения;

- убежденность, что клиент понял не только свои обязанности, но и обязанности, взятые на себя юристом;

- разъяснение клиенту всевозможных вариантов решения проблемы;

- активизация внимания клиента, усиление его мыслительной деятельности.

Психологические приемы.

1.Техника использования приема: «Использование различных типов, классификаций клиентов для оперативного «схватывания» их психологических особенностей». Стадия 1.

Занимаемая клиентом позиция по отношению к консультанту:

1) клиент – «доверчивый ребенок»;

2) клиент – «пассивный скептик»;

3) клиент – «упрямец»;

4) клиент – «закрытая дверь»;

5) клиент – «сотрудник».

Особенности правового мировоззрения клиентов (знание норм права, признание социальной ценности права, готовность к соблюдению правовых норм, убежденность, что с помощью права можно решить проблемы):

1) клиент – инфантилист;

2) клиент – нигилист;

3) безответственный клиент;

4) клиент – идеалист.

2. Техника использования приема: «Активное слушание клиента». Стадия 2. Демонстрирует целесообразность рефлективных и эмпатийных реакций в процессе консультирования (естественно и непринужденно):

- демонстрация заинтересованности в собеседнике;

- отражение эмоциональных состояний говорящего («вы несколько (совершенно, очень, страшно) расстроены!»;

- использование эмпатийных ответов («мне кажется, что вы чувствуете…», «не чувствуете ли вы себя несколько…»;

- обращение к клиенту за уточнением («не могли бы вы пояснить это?», «что вы имеете в виду?»;

- перефразирование мысли клиента своими словами («вы имеет в виду…», «итак, вы полагаете…»;

- резюмирование (подытоживание (обобщение) основных идей и чувств клиента: «обобщая то, что вы сказали…», «до сих пор вы рассказывали, а теперь…»).

3. Техника использования приема: «рационализация пауз и молчания клиента». Стадия 2.

Пауза от 2 до 5 секунд, наибольшая до 10 секунд.

Предел около 14 секунд.

Хороший консультант – это уместная 5-тисекундная пауза, сделанная в ключевых (требующих дополнительного раскрытия) моментах консультации. Эта пауза означает как бы обращенную к клиенту просьбу: «Подумайте и скажите еще что-нибудь по этому важному для нас вопросу».

4.Техника использования приема: «фиксирование, получаемой информации с помощью записи для последующего воспроизведения деталей, адресов, фигурирующих в деле лиц и т.д.». Стадия 3.

Использование аудиотехники имеет ряд достоинств:

- постоянство, стабильность зафиксированного;

- возможность делать записи до 8 и более часов подряд.

И недостатков:

- анализ зафиксированного отнимает много времени и очень сложен из-за большого разнообразия;

- аудиозапись может иметь много фоновых шумов, что делает речь не всегда доступной анализу.

В случае использования диктофона рекомендуется следовать правилам:

- забыть о его существовании (нервозность переходит клиенту);

- хорошо знать технику его применения (путаница в кнопках воспринимается консультируемым как несобранность);

- перед началом проверить его исправность и готовность к работе.

Запись от руки:

- использование стенографии;

- записывать не все фразы, а ключевые слова или обрывки фраз;

- в дальнейшем записи расшифровать, опираясь на свою память;

- следует просить клиента говорить медленнее или делать паузы;

- консультирование проводить вдвоем.

5. Забвение в процессе консультации приема «актуализация самоконтроля (недопущение обширных монологов, чрезмерной активности, навязывания тем, быстрых переходов и других ошибок». Стадия 3. Может стать причиной:

- увлечения озвучиванием собственных суждений;

- использования большого числа вопросов, постоянных прерываний;

- навязывание клиенту вопросов, не связанных с его опытом;

- неоправданного увеличения скорости консультирования.

6. В ходе реализации приема «активизация внимания консультируемого, усиление его мыслительной деятельности (стадия 5) целесообразно следовать правилам:

- «акцентировки» в тех случаях, когда необходимо заострить внимание клиента на самых важных (с точки зрения юриста) моментах в общении. Прямая и косвенная акцентировка;

- «переформулировки».

Возможно «приобщение» клиентов к таким правилам активизации мыслительной деятельности, как:

- «психологизация мышления»;

- «сложение мысленной картины»;

- «преодоление умственных тупиков».

План семинарского занятия:

1. Психологические особенности труда юриста. Задачи и специфика психологии юридического труда. Профессиограмма и психограмма юридической деятельности.

2. Психологическая характеристика консультативной деятельности юриста. Психологические особенности труда юрисконсульта. Виды юридического консультирования.

3. Психологические аспекты эффективности юридического консультирования. Психологические факторы эффективного консультирования. Психологические особенности стадий юридического консультирования.

4. Психотехника юридического консультирования. Психологические приемы, соответствующие динамике консультативного процесса. Техника использования отдельных психологических приемов.

Сообщение на тему: «Эффект «третьих лиц», присутствующих при консультировании» (5-7 мин.).

Быть готовыми отвечать на вопросы по плану семинара, к тестированию, знать термины.

Задание для самоподготовки:

Подготовиться по вопросам плана семинарского занятия.

При подготовке использовать конспект лекции, литературу из электронной библиотеки НИБ и иную литературу.

Наши рекомендации