Т е м а2. Теории воли

1.Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.

2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.

3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.

4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.

5. Воля и мотивация.

6. Воля и рефлексия.

Т с м а3. Волевая регуляция поведения.

1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.

2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.

Т е м а 4. Развитие воли у человека.

1. Основные направления развития воли.

2. Игры детей и их значение в развитии воли.

3. Становление волевых качеств личности.

Темы для рефератов

1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

2. Основные направления и пути развития воли.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Становление волевой регуляции поведения у детей.

2. Теоретический анализ волевого действия.

ЛИТЕРАТУРА

I

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблема воли и ее развития в детском возрасте: 454—465.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Воля: 182-211.)

Страхов И.В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36.)

II

Котырло В.К.Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Проблема воли в психологии: 11—31. Основные понятия психологической теории воли: 32—51.)

Левитов Н.Д.Психология характера. — М., 1969. (Воля как компонент характера: 42—54.)

Общая психология. — М., 1986. (Воля: 385—400.)

III

Высоцкий А.И.Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. — Челябинск, 1979. (Общая характеристика волевой активности школьников: 4—26. Методы изучения волевой активности школьников: 26—67.)

Ладанов И.Д.Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка воли: 43—69. Саморегуляция. Владение собой: 83—119.)

Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Теория волевого внимания (Н.КЛанге): 107—144.)

Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3—23.)

Глава 18. ЭМОЦИИ

Краткое содержание

Виды и роль эмоций в жизни человека.Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле слова, настроение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.

Психологические теории эмоций.Приспособительное значение эмоций. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций Джемса—Ланге. Теория эмоций Кеннона—Барда. Актива-

ционная теория эмоций Линдслея—Хебба. Когнитивные теории эмоций. Объяснение эмоций в русле теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера. Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Индивиду&чь-ное своеобразие эмоций и чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных личностных качеств человека. Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве. Жизненные наблюдения Б.Спинозы относительно роли эмоций в регуляции личных взаимоотношений людей. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека.

Наши рекомендации