Глава 1. Теоретические основы исследования дружбы как коммуникативного явления и предмета риторического анализа в школе
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основы исследования дружбы как коммуникативного явления и предмета риторического анализа в школе 1.1. Специфика понятия «дружба» 1.2.Психологические основы изучения дружбы как коммуникативного явления 1.3. Жанровое наполнение, коммуникативные стратегии и тактики дружеского общения 1.4. Виртуальное дружеское общение Глава 2. Обучение старшеклассников риторическому анализу дружбы как коммуникативного явления 2.1. Готовность старшеклассников к риторическому анализу дружбы: организация и характеристика результатов констатирующего эксперимента 2.2. Характеристика опытного обучения школьников риторическому анализу дружбы как коммуникативного феномена 2.3. Ход опытного обучения школьников анализу дружбы как коммуникативного явления 2.4. Характеристика критериев для оценки результатов формирующего эксперимента Выводы Заключение Библиографический список Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Данное дипломное исследование посвящено изучению дружбы как коммуникативного явления и предмета риторического анализа в школе.
Чем же обусловлена необходимость подобного исследования? На сегодняшний день в обществе, на наш взгляд, зачастую существует проблема с выстраиванием дружеских отношений. Многие школьники, подростки, с трудом находят друзей, их дружеские связи часто поверхностны и недолговечны. Это мнение разделяют и сами молодые люди. Так, писатель Юрий Нагибин отмечал: «Меня недавно познакомили с результатами социологического исследования, там обсуждались мои рассказы о детстве и юности, по принципу «книги читают нас». Так вот, старшеклассники завидуют нашей более чем полувековой дружбе и прямо признаются, сетуют, что у многих из них нет настоящей потребности друг в друге, поэтому бестрепетно одних спутников меняют на других. А после школы - институт, там будет своя компания, на службе - своя. То неглубокое общение, которое связывает тебя с сегодняшними приятелями, легко завяжется с любыми другими - зачем за кого-то держаться? Такие молодые, а уже одиноки...».
Психологи говорят, что наряду с развитием товарищеских отношений именно подростковый возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Потребность в alter ego, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. Однако даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию [19, с. 97].
Соответственно, многим современным старшеклассникам просто необходимо понимание того, что такое искренняя и настоящая дружба, поскольку и современная литература, и ТВ, и Интернет в наши дни демонстрируют сравнительно мало образцов подобной дружбы, особенно по сравнению с фильмами и передачами прошлых лет.
Современные подростки не всегда осознают нравственные ценности, для многих дружба - это вовсе не близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, а зачастую приспособленчество, желание быть рядом с популярным мальчиком или девочкой класса, взаимовыгодные отношения.
Многие люди, к сожалению, разучились дружить, рушатся связи, возникает разобщенность, с телеэкранов и в Интернете активно пропагандируется индивидуализм и даже эгоизм, дети больше не видят в своих родителях друзей. На наш взгляд, во многом это явление связано с тем, что теперь практически нет коммуникативных запретов, очень часто встречаются хамство и грубость.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования у современных подростков представления о конструктивных речевых тактиках и жанрах в ситуациях дружеского общения и отсутствием специально разработанных для этого методик.
Объектомданного исследования стала дружба как коммуникативный феномен, а предметом - коммуникативные умения старшеклассников анализировать ситуации дружеского общения и наиболее типичные для него речевые жанры и тактики.
Гипотеза исследования: если в систему филологической подготовки старшеклассников включить знания о дружбе как коммуникативном явлении, то это позволит сформировать у обучаемых умение анализировать ситуации дружеского общения, представленные в текстах художественной литературы и реальной речевой практике, с точки зрения уместности / неуместности использованных коммуникантами речевых тактик и жанров; а также установку на то, как можно корректировать собственное речевое поведение в ситуациях общения с друзьями.
Цель исследования: изучить специфику дружбы как коммуникативного явления и предмета риторического анализа в старших классах школы.
Достижение данной цели и проверка гипотезы будут осуществляться в ходе решения следующих задач:
1) изучить особенности дружбы как коммуникативного явления на основе анализа научных источников (педагогических, психологических, лингвистических и др.);
2) проанализировать ситуации дружеского общения из художественных произведений и реальной речевой практики современных школьников;
3) провести констатирующий срез в форме анкетирования и проанализировать его результаты;
4) разработать и апробировать обучение старшеклассников умениям анализировать ситуации дружеского общения и типичные для него речевые жанры;
5) обработать полученные результаты на основе сформулированных параметров оценки и выявить эффективность предлагаемой системы обучения.
Экспериментальной базой исследования стал 10 "В" класс Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждения "Лицей №11" г. Новокузнецка.
Научная новизна и теоретическая значимость дипломного исследования заключается в следующем:
- исследовано лексическое и понятийное наполнение терминов "дружба" и "дружеское общение" в их соотношении со схожими научными понятиями;
- выявлены психологические и риторические основы, необходимые для использования конструктивных речевых жанров дружеского общения;
- предложена классификация жанров, используемых в дружеских взаимоотношениях, определены критерии для их оценки (цель использования данного жанра, эффективность его применения и др.);
- получены данные об исходном уровне знаний старшеклассников о дружбе и жанровом своеобразии дружеского общения, об умении использовать в своей речевой практике конструктивные речевые тактики и жанры;
- разработана и апробирована методика формирования у школьников старшего звена коммуникативно-речевых умений, которые позволят анализировать общение друзей, а также будут формировать установку уместно и эффективно использовать конструктивные речевые жанры в ситуации дружеского общения.
Апробация исследованияпроводилась в ходе публичных обсуждений на спецсеминаре в рамках общепедагогических дисциплин, выступлений на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Центра педагогического образования Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета, а также в ходе формирующего эксперимента, проведенного на базе 10 «В» класса Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждения "Лицей №11" г. Новокузнецка.
Результаты дипломного исследования были представлены в виде научного доклада и статьи "Специфика дружбы как коммуникативного феномена" в рамках IV Международной научно-практической конференции «Коммуникативная культура современника: теория и практика исследования», которая состоялась 20 марта 2014 г. на базе кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ЦПО НФИ КемГУ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано и внедрено в образовательный процесс лицея № 11 г. Новокузнецка содержание занятий по развитию речи для школьников, подготовлена и экспериментально обоснована программа обучения жанровому разнообразию дружеского общения, которая включает опорные и формируемые понятия и умения, используемые методы и приемы, ее дидактическое оснащение, форму промежуточного и итогового контроля знаний участников эксперимента.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается корреляцией наших выводов и опубликованных научных концепций, данными констатирующего среза и результатами опытного обучения, которыми было охвачено 15 учащихся 10 «В» класса Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждения "Лицей №11" г. Новокузнецка.
Для реализации задач исследования было изучено более 150 текстов-образцов и художественных фильмов. Они подверглись всестороннему анализу с учетом поставленных задач.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система современного школьного филологического образования может быть дополнена сведениями о специфике дружеского общения и его жанровом наполнении. Внимательный анализ ситуаций общения друзей, представленных в реальной речи и в художественных произведениях (литературе, мировой кинематографии и др.), помогает учащимся не только глубже проникнуть в мир героев и художественный замысел творца, но также способствует улучшению их дружеских взаимоотношений.
2. Для формирования у старшеклассников умений анализировать реальные и созданные писателями (или режиссерами) ситуации дружеского общения необходимо учитывать психологическую и коммуникативную (риторическую) подготовку обучающихся, использовать современную и разнообразную дидактическую базу (видеообразцы, слайд-сопровождение и др.), обогатить общекоммуникативную компетенцию учеников сведениями о дружбе как о психологическом и риторическом феномене, а также учитывать особенности данных жанровых разновидностей высказываний (интенции, структурно-композиционные, языковые и неязыковые способы оформления речи и др.).
3. Система обучения анализу ситуаций дружеского общения будет эффективной при следующих условиях:
- обучение проводится на основе целенаправленно разработанной системы понятий, отражающих специфику общения друзей, и специальных умений, необходимых для своевременного анализа и, возможно, решения возникающих трудностей в общении, с помощью подготовленных средств обучения графического и аудиовизуального характера (обобщающих схем, таблиц, образцов ситуаций дружеского общения, видеофрагментов, слайдов), позволяющих дать всестороннюю оценку речевому поведению коммуникантов и систематизировать полученные сведения;
- в обучении используются как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) образцы жанров дружеского общения (в дидактических и демонстрационных целях);
- сформированность умений проверяется в ходе выполнения старшеклассниками комплекса заданий (риторический анализ жанров, использованных в ситуациях дружеского общения).
4. Критериями для оценки сформированности умений анализировать ситуации дружеского общения могут стать: 1) умение анализировать компоненты ситуации дружеского общения (адресант, адресат, тема, цель, условия общения); 2) умение соотносить фрагмент дружеского общения с «кодексом дружбы» (по А.В. Петровскому); 3) умение выделять жанры дружеского общения; 4) умение характеризовать невербальные и паралингвистические особенности дружеского общения в предложенных ситуациях; 5) аргументированность анализа ситуации дружеского общения.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы дипломного исследования, определяются его гипотеза, цель и задачи, методическая база, рассматривается научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы исследования дружбы как коммуникативного явления и предмета риторического анализа в школе» определяется степень разработанности проблемы в различных научных аспектах; дается общая характеристика понятия «дружба»; дружеское общение характеризуется как коммуникативно-риторический процесс, обосновываются психологический и речеведческий аспекты исследования (вводится понятие жанров дружеского общения, дается их классификация и характеристика с точки зрения категориальных признаков).
Выводы, ставшие итогом теоретического этапа исследования, составили научную базу разработанной программы опытного обучения.
Вовторой главе «Обучение старшеклассников риторическому анализу дружбы как коммуникативного явления» определены исходные положения, охарактеризованы ход и результаты констатирующего и формирующего экспериментов.
В заключенииподводится итог проведенногоисследования, предложены перспективы изучения проблемы.
В приложение дипломной работы включены материалы констатирующего и обучающего экспериментов (образцы заполненных школьниками анкет; стенограммы использованных в ходе опытного обучения видеофрагментов); образцы мультимедийного сопровождения занятий, а также работы учеников, связанные с выявлением во фрагментах произведений художественной литературы образцов дружеского общения и их всесторонним анализом с учетом установленных критериев.
Глава 1. Теоретические основы исследования дружбы как коммуникативного явления и предмета риторического анализа в школе
В данной главе будет определяться степень разработанности проблемы в различных научных аспектах: будет изучена специфика понятия «дружба»; дружеское общение планируется охарактеризовать как коммуникативно-риторический процесс, имеющий определенную структуру, композицию и формальное воплощение, предполагается обосновать психологический и речеведческий аспект исследования (вводится понятие жанров дружеского общения, дается их классификация и краткая характеристика с точки зрения категориальных признаков). Кроме того, в рамках теоретической части работы будет изучена специфика виртуального дружеского общения.
1.1. Специфика понятия «дружба»
В рамках данного параграфа планируется исследовать понятие «дружба», выявить его значение, а также соотношение со схожими терминами. На основании изученного будет сформулировано рабочее определение дружбы, что важно для проведения опытного обучения.
Само понятие дружбы известно еще со времен античности. Так, воспитатель великого полководца Александра Македонского, древнегреческий философ Аристотель, говорил о дружбе как необходимой части жизни любого человека: «Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага» [1]. [Аристотель. Никомахова этика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.net/books/nikomahova-etika-read-61699-62.html].
Современные исследователи подтверждают важность дружбы, дружеских отношений для человека, говоря о том, что «потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет (по некоторым данным – даже раньше) и с возрастом неуклонно усиливается» [19, с. 93].
Безусловно, любой человек нуждается в дружеской поддержке, но особенно ярко эта потребность выражена у подростков, так как подобное общение выполняет ряд функций.
Во-первых, общение со сверстниками - очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [19, с. 93-94].
В доподростковый период связь между ровесниками не столь очевидна: дети подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие и расположение друг друга, но их эмоциональный контакт весьма незначителен. Удовлетворение эмоциональных потребностей детей очень мало зависит от общения со сверстниками. Ребёнок ищет этого удовлетворения у родителей. Именно от них он ждёт похвалы, любви и нежности. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них то, что раньше давали им родители [37, с. 497].
Для того, чтобы говорить о специфике такого явления как дружба, необходимо для начала разобраться со значением данного слова в соответствующей литературе. Так, в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова и дается следующее определение понятия «дружба»: «близкие, приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения» [421, с. 804].
Сергей Иванович Ожегов «дружбой» называет «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов [30, с. 147].
В толковом словаре живого великорусского языка под «дружбой» понимается «взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их». Кроме того, В.И. Даль разводит два значения этого понятия: в «добром смысле» «дружба – бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении», а в «дурном» - «дружба – тесная связь, основанная на взаимных выгодах» [11, с. 497].
Проанализировав и сопоставив толкования понятия «дружба», мы пришли к следующему выводу: все перечисленные исследователи ключевыми факторами считают близость и взаимную привязанность людей, состоящих в дружеских отношениях. Однако существуют и различия в толкованиях этого слова, а именно: С.И.Ожегов важной чертой дружбы считает общность интересов и доверие. Значительно отличается от остальных взгляд В.И. Даля на дружбу, так как он выделяет два смысла дружбы: добрый – ключевые качества которого - это бескорыстие, любовь и уважение; и дурной, характеризующийся взаимными выгодами друзей.
Безусловно, понятие «дружба» довольно тесно связано с рядом других, близких ей категорий, таких как «симпатия», «приятельство», «дружелюбие», «любовь».
Для того чтобы выявить сходства и различия толкований данных понятий, следует, на наш взгляд, в первую очередь привести их определения в толковых словарях.
Так, под «симпатией» С.И. Ожегов понимает «влечение, внутреннее расположение к кому-нибудь, чему-нибудь» [30, с. 585]. Д.Н. Ушаков - «влечение, сочувствие, внутреннее к кому-нибудь, чему-нибудь расположение»[45, с. 911], В.И. Даль считает, что это «беспричинное влечение к кому-нибудь или чему-нибудь, безотчетная любовь, предпочтение кого либо» [13, с. 234].Соответственно, все ученые сходятся во мнении о том, что симпатия предполагает влечение и внутреннее расположение к кому-либо. Важно отметить и то, что симпатия, в отличие от дружбы, толкуется как одностороннее, не взаимное расположение к кому-либо, а также симпатия может быть направлена и на "неодушевленный объект" (не только на "кого-либо", но и на "что-либо").
Далее выявим, в чем «дружба» соотносится с понятием «приятельство». В «Толковом словаре русского языка» «приятелем» называют «человека, с которым состоят в дружеских, коротких отношениях, близкого знакомого», [44, с. 858], в словаре В.И. Даля – «приязненный человек; доброжелатель, друг; свой человек, коротко знакомый и дружный» [13, с. 128], С.И. Ожегов полагает, что это «близкий и дружески расположенный знакомый» [30, с. 811]. Исследователи солидарны в том, что приятель – это знакомый человек, с которым состоят в дружеских, но поверхностных отношениях.
Рассмотрим, в чем сходство «дружбы» и «дружелюбия». В.И. Даль «дружелюбием» считает «любовь к ближнему, друга к другу, расположение к миру, согласию, взаимной любви и услугам» [11, с. 496].В словаре С.И. Ожегова дружелюбным считается человек, «проникнутый симпатией, расположенный к кому-нибудь» [30, с. 76], а Д.Н. Ушаков дружелюбием называет «дружеское отношение, дружеское чувство, приязнь» [43, с. 89]. Таким образом, можно говорить о том, что дружелюбие предполагает расположение к кому – либо, взаимную приязнь, и, на наш взгляд, близко к трактовке понятия "симпатия", которое было рассмотрено выше.
Важно также, на наш взгляд, разграничить понятия "дружба" и "любовь".Так «любовь», по мнению Д.Н. Ушакова, это «чувство привязанности, основанной на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу» [44, с. 104], в словаре В.И.Даля – это «состояние любящего, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделение; охота, расположение к чему» [12, с. 109]. А С.И. Ожегов считает, что любовь – это «чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему - либо» [30, с. 413]. Соответственно, под любовью понимается в первую очередь привязанность к кому- то, влечение и склонность.
Мы можем говорить о том, что наиболее близко с понятием «дружба» по своему значению определение, данное Д.Н. Ушаковым «любви», так как учёный отмечает необходимость привязанности и общности интересов любящих друг друга людей. На наш взгляд, толкование слова «приятель» Д.Н. Ушаковым, безусловно, выявило общие черты с определением «дружбы», но все-таки не отражает всей глубины и искренности, свойственной дружеским отношениям. «Симпатия», исходя из толкования С.И. Ожегова, тоже определённым образом перекликается со значением слова «дружба», но мы считаем, что внутреннее расположение вовсе не гарантирует прочных дружеских отношений.
Наконец, опираясь на точку зрения В.И. Даля, мы можем говорить о том, что «дружелюбие», безусловно, включает в себя такие качества, как любовь к ближнему и расположение к миру, и в некоторой степени отражает содержание понятия «дружбы», но всё же не раскрывает его в полной мере.
Таким образом, в данном параграфе мы смогли выявить специфические черты понятия «дружба» и пришли к выводу о том, что лингвисты в своих трудах подчеркивают близость и взаимную привязанность друзей, при этом отмечая сходство «дружбы» с такими понятиями как «симпатия», «приятель», «дружелюбие» и «любовь», которое заключается в том, что друзья непременно испытывают чувство привязанности друг к другу, их объединяют общие интересы и внутреннее расположение.