Постдиагностический тренинг-коррекция как инструмент регуляции СПК коллектива
Специфика и функции постдиагностического тренинга. Остановимся несколько более подробно на особенностях, задачах и функциях данной модели тренинга. Основная задача тренинга — коррекция тех или иных социально-психологических характеристик группы с учетом результатов диагностики ее состояния.
Предлагаемая в данном случае методология и концепция технологии постдиагностического тренинга исходит из опыта работы в течение ряда лет с реальными трудовыми коллектив вами (научными, инженерно-техническими и рабочими), их лидерами и институциональными руководителями [3].
Специфика таких экспериментальных тренинговых групп состоит в следующем. Во-первых, это реальные коллективы (а не спонтанно или лабораторно образованные сообщества) со сложившимися отношениями (внутригрупповой структурой, лидерами и институциональным руководителем) уже задолго до начала тренинга. Во-вторых, это группы, которые подчинены целям предметно-функциональной деятельности, а не интересам только общения, как это происходит в группах встреч или в лабораторно организованных условиях.
Это, в свою очередь, определяет и специфику проявления самой феноменологии социально-психологической рассогласованности: она создается не из поля чисто межличностных коммуникаций, а на пересечении межличностных и заданных характером институциональных задач, функционально-ролевых отношений.
Такова, например, природа конфликта между представлением институционального руководителя о себе как о личности и специалисте-профессионале и представлением об этом его подчиненных.
Есть основание рассматривать в дальнейшем трудовые коллективы в качестве функционально стабильных тренинговых групп, в отличие от групп-встреч или лабораторных групп, менее стабилизированных и не ориентированных на ту или иную предметную деятельность.
Рассогласованность внутригрупповых отношений. Ее природа и критерий оценки.
Методологической предпосылкой решения такой задачи является представление-гипотеза о потенциальной или реальной психологической рассогласованности ряда характеристик в состоянии, установках и деятельности членов экспериментальной группы.
Поле социально-психологической рассогласованности внутригрупповых отношений возникает на пересечении оценок и самооценок, даваемых себе и другим, институциональным руководителем, лидерами и членами группы. Отсюда вытекает и структура основных параметров рассогласованности.
Предметом диагностики, предшествующей тренингу, в такой группе становятся соответственно:
1. Общая атмосфера или социально-психологический климат группы по результатам опроса всех ее членов.
2. Социально-психологический климат группы по мнению ее лидеров.
3. Социально-психологический климат группы по оценке ее институционального руководителя.
4. Феномен лидерства, его количественные и качественные характеристики (типология лидерства) по оценке группы.
5. Самооценка лидерами своей типологии.
6. Оценка типологии лидеров институциональным руководителем.
7. Интегральная оценка группой своих профессиональных (деловых) и личностных качеств.
8. Оценка группой деловых и личностных качеств выявленных ею спонтанных лидеров.
9. Самооценка лидерами своих деловых и личностных качеств.
10. Оценка лидерами деловых и личностных качеств группы.
11. Оценка деловых и личностных качеств группы институциональным руководителем.
12. Оценка им же деловых и личностных качеств лидеров группы.
13. Оценка группой деловых и личностных качеств институционального руководителя.
14. Самооценка институциональным руководителем своих деловых и личностных качеств.
Таковы основные параметры группы, подлежащие диагностике с целью последующей коррекции, направленной на преодоление рассогласований, возникающих в ходе ее коммуникативной деятельности.
По результатам диагностики рассогласованности внут-ригрупповых отношений становится очевидной картина реальной и потенциальной напряженности как межличностных, так и функционально-ролевых коммуникаций в группе.
Все рассогласования группируются вокруг трех основных индикаторов:
1. Оценка социально-психологического климата группы. Здесь, как правило, оценка климата, даваемая институциональным руководителем, не совпадает с самооценкой коллектива. Возможны и расхождения оценки нравственно-психологической атмосферы, даваемой лидерами, с оценкой как группы, так и институционального руководителя.
2. Оценка лидерской активности в группе. Здесь также редки случаи совпадения оценок, даваемых группой, институциональным руководителем и самими лидерами. Рассогласованность оценок в данном случае может быть источником серьезной напряженности. И это естественно, поскольку с данной оценкой связан социально-психологический статус не только лидеров, но и членов группы и ее институционального руководителя.
3. Взаимооценка соотносительной значимости в деятельности как членов коллектива, его лидеров, так и институционального руководителя, их деловых и личностных качеств. Обычно наблюдается тенденция расхождения между притязаниями лидеров и институционального руководителя на более высокую оценку их личностных качеств и не соответствующей этим ожиданиям оценкой, даваемой членами коллектива.
Все названные выше и достаточно устойчивые тенденции к рассогласованию восприятия и оценки тех или иных социально-психологических параметров жизнедеятельности группы крайне существенны как фактор не только стабильности, но и эффективности совместной деятельности людей.
Результаты опроса группы по всем трем параметрам ее жизнедеятельности дают лишь субъективную картину взаимных ожиданий, представлений и притязаний. За кадром остается природа этих рассогласований, т. е. скрытые от внешнего наблюдения подлинные мотивы и механизмы разногласий.
Это могут быть как предвзятые отношения, так и непреднамеренные ошибки взаимного восприятия и непонимания. Следовательно, необходимо установить степень обоснованности этих оценок и притязаний. Для этого нужен объективный критерий, которым могут быть результаты квалификации природы данных рассогласовании по итогам взвешенной и методически обоснованной их диагностики.
Здесь за точку отсчета берется уже не мнение одного из членов группы о другом или других, а результаты экспертной оценки социально-психологических характеристик и статуса группы, ее лидеров и институционального руководителя.
В качестве критерия для определения природы рассогласованности по ряду параметров группы нами берутся результаты диагностики ее социально-психологического климата (СПК) и типологии лидерства. Расхождения в оценке членами коллектива соотносительной значимости их деловых и личностных качеств не подлежат дополнительной экспертизе.
Диагностика климата осуществляется по разработанной нами методике, которая предусматривает шесть эмпирических индикаторов для его оценки и построения соответствующей качественной модели [4, с. 70—76].
Квалификация типологии лидерства предполагает экспертную оценку различных видов лидерской активности [5, с. 305—307].
Полученные по результатам диагностики данные о состоянии СПК и типологии лидерства соотносятся с представлениями членов коллектива, лидеров и институционального руководителя. Это позволяет иметь экспертную точку отсчета для выводов относительно степени обоснованности представлений тех или иных субъектов совместной деятельности о климате и лидерстве в группе.
Предмет коррекции — позиция членов группы. Предметом постдиагностического тренинга и коррекции является позиция трех субъектов совместной деятельности: группы в целом, ее лидеров, институционального руководителя группы.
Во всех трех случаях осуществляется сбор информации о сути рассматриваемых выше параметров группы (СПК, лидерство, соотносительная оценка деловых и личностных качеств). Каждый из трех субъектов отдельно информируется об оценке этих параметров с позиций других субъектов. Затем приводятся данные результатов экспертной диагностики.
На этой основе в дальнейшем осуществляется и собственно социально-психологический тренинг, т. е. коррекция позиции, занятой ранее теми или иными субъектами относительно других участников совместной деятельности. Под позицией при этом понимается достаточно стабильное и характерное для данного субъекта отношение к тем или иным социально-психологическим качествам других субъектов совместной деятельности.
Таким, например, может быть мнение большинства членов группы относительно ее климата, количества и типов ее лидеров, деловых и личностных качеств институционального руководителя. Изменение позиции достигается в процессе обсуждения полученных данных по всем параметрам. Способ влияния на позицию или точку зрения субъекта — убеждение, предполагающее соответствующую аргументацию высказываний, и логика эксперта-тренера.
ГЛАВА 20. ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
20.1. Общественное настроение как предмет исследования
В. М. Бехтерев об общественных настроениях. Наряду с СПК как одним из таких состояний групп или коллективов, эквивалентом которых является их психический настрой, другой формой проявления состояний групповой и массовой психологии оказывается феномен общественного настроения. Он обнаруживает новые, существенные свойства общественной психологии. Научные поиски природы и законов динамики группового и массового настроения имеют свою самостоятельную историю.
Первые попытки исследования настроения как явления групповой и массовой психологии в отечественной литературе были предприняты в последней четверти XIX и первой четверти XX в. в трудах академика В. М. Бехтерева.
Первостепенное значение для понимания коллективной психологии имеет, по его мнению, не исследование племенных особенностей психической деятельности народа, а "определение общественных настроений и аффектов, общественной интеллектуальной работы и общественной деятельности" [1, с. 21].
В. М. Бехтерев отмечал, что настроения представляют собой наиболее массовидное явление. Будем ли мы изучать толпу или митинг, отмечал он, "везде и всюду мы будем встречаться с проявлением общественных настроений, умственного творчества и коллективных действий многих лиц..." [1, с. 22]. Уже одна только постановка В. М. Бехтеревым этой новой проблемы в социальной психологии имела огромное научное значение. Этим было привлечено внимание исследователей к такому явлению, истинная роль которого в жизни общества была понята не только психологами, но и философами, историками и социологами лишь многие десятилетия спустя. В. М. Бехтереву же принадлежит заслуга и первого опыта трактовки этого явления и исследования механизмов его динамики и различных форм проявления в жизни общества.
Однако В. М. Бехтерев не смог в полной мере раскрыть законы формирования настроений. Подобно Тарду, он объяснял динамику массового настроения главным образом внушением и подражанием [2, с. 50]. Впоследствии В. М. Бехтерев отошел от объяснения природы массового настроения подражанием, но взамен выдвинул достаточно механистичную интерпретацию природы общественного настроения, по которой его приливы и отливы — результат действия закона ритма [3, с. 288—289].
Л. Н. Войтоловский о настроениях масс. Массовые настроения привлекают в 20-е годы внимание и литератора Л. Н. Вой-толовского [4]. Л. Н. Войтоловский говорил о необходимости глубже проникнуть в сущность настроения масс, чтобы выяснить, как совершается "всеобщее заражение масс" тем или иным настроением, "как совершается, например, та великая трансформация настроений, которая из простой покорности экономике создает героические порывы? ...В чем секрет и источник коллективного воодушевления масс? Отчего рождается этот могучий и единящий наплыв страстей и влечений, и бенгальский огонь экономической неуживчивости, копеечной злобы и недовольства дивно вспыхивает молниями энтузиазма на лицах возбужденной толпы" [4, с. 6].
Л. Н. Войтоловский подчеркивал также особую важность исследования законов, действием которых определяется весь процесс движения, изменения и развития коллективных настроений.
"Понимание общественной связи во всей ее полноте, — писал он, — немыслимо без изучения законов, по которым совершаются колебания общественных и массовых настроений, смены и столкновения общественных чувств" [4, с. 16].
В. И. Ленин о революционном настроении. Большое значение формированию общественных настроений придавал В. И. Ленин. Им дан глубокий анализ настроений самых различных социальных групп, слоев и классов буржуазного общества, прослеживаются приливы и отливы революционного настроения масс в различные исторические периоды, влияние революционного настроения эпохи на все стороны общественной жизни [6].
Политическое настроение и стихийное движение рабочего класса явились, по мнению В. И. Ленина, главным источником, питающим революционную социал-демократию, они способствовали быстрому распространению идей марксизма в России.
То активное влияние, которое оказывали революционные настроения на все стороны общественной жизни, определило их значение для практической деятельности партии. В связи с этим особую важность приобрела задача формирования настроений масс.
Особенности группового и массового настроения. Настроение группы, коллектива, масс имеет как общие черты с настроением индивида, так, вместе с тем, и отличается от него целым рядом особенностей.
С одной стороны, групповое настроение сохраняет в себе свойства настроения личности — эмоциональный характер, импульсивность, массовидность и динамичность.
С другой стороны, в отличие от настроения индивида групповое настроение по своей природе оказывается в гораздо большей мере, чем индивидуальное, социально обусловленным.
Общественное настроение прежде всего продукт всей системы социальных (экономических, политических и идеологических) отношений. Степень социальной детерминированности психики индивида и социальной группы различна. Различна, следовательно, и степень социальной обусловленности индивидуального и группового настроения.
Если настроение отдельного человека зависит во многом от его физического самочувствия, от состояния его здоровья, то в настроении больших социальных групп фактор изменчивого физического самочувствия уступает место социальным факторам (условия материальной жизни людей, их отношения на производстве и в быту и т. д.).
Связь индивидуального и группового настроения нельзя, безусловно, понимать упрощенно. Коллективное настроение складывается из настроений отдельных людей. Но оно не представляет собой простой механической суммы индивидуальных настроений.
Групповое настроение обладает целым рядом новых свойств, например способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов. К. Маркс указывал в "Капитале" на то обстоятельство, что в производственном коллективе прямо пропорционально его массе рождаются дополнительные источники воодушевления, трудового подъема.
Другой, качественно новой особенностью группового настроения является его заразительность, способность быстро передаваться от одних социальных групп к другим. Свойство заразительности массового настроения было замечено очень давно, еще первобытными племенами. Последние использовали это свойство как средство создания нужного настроения (например для начала военных действий, охоты или празднеств) участием в массовых играх, плясках, пении и т. д. Заразительность общественного настроения определяется самим процессом социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей в группе, коллективе и массе.
Однако взаимовлияние людей вообще — это лишь необходимое условие заразительности настроения, но еще не ее основная причина. Объясняется заразительность групповых, коллективных и особенно массовых настроений прежде всего действием социально-психологического закона подражания и силой влияния на индивида и его настроение той духовной атмосферы, того настроения, которое преобладает в группе, коллективе и массе.
Групповое настроение от индивидуального отличают не только его качественно новые свойства, но и его способность к значительному усилению некоторых моментов в настроении индивида. Групповое настроение представляет собой еще более массовидное явление, чем настроение отдельного человека. Настроение личности массовидно лишь в том смысле, что этот компонент психики в отличие от некоторых других (например привычек, чувств) проявляется всегда. Этот признак массовид-ности сохраняется и в групповом настроении. Не всегда можно говорить о групповой привычке, традиции или чувстве, но всегда можно говорить о групповом настроении. Групповые, коллективные настроения проявляются всегда и всюду: на производстве и в быту, на демонстрации и на митинге, в мирное и военное время.
Большая массовидность группового настроения по сравнению с чувством, привычкой или традицией объясняется тем, что преобладающее настроение образуется гораздо легче и проще в любой, даже случайной, группе, чем общее чувство, традиция или привычка[20].
Общественное настроение является наиболее массовидным компонентом групповой психологии не только потому, что
оно в отличие от других элементов психики функционирует постоянно, но еще и потому, что оно наиболее ярко проявляет себя в группе, и с тем большей силой, чем больше эта социальная группа. Массовые настроения способны захватить, увлечь, подчинить себе самые различные, даже разнородные, социальные элементы.