Различное в морали и праве 27 страница

Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном эти­кете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социаль­ному статусу собеседника и конкретной специфике ситуации, в ко­торой происходит общение. Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного досто­инства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.

Этикет по своей этимологии (но не по содержанию) с этикой не имеет ничего общего — их созвучие случайно. Как уже говорилось в главе I, термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающее «обычай», «характер», «образ мыслей». Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцуз­ского глагола estiquer, буквально означающего «приближать», «при­креплять», и в своем первоначальном значении включал свод пра­вил, определявший форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных.

Тем не менее, поскольку и этикет, и мораль имеют своим пред­метом регуляцию человеческих отношений, они обладают опреде­ленной общностью, хотя каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль от­носится преимущественно к содержанию, а этикет — к форме этого



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной кра­сотой и высокой нравственностью.

Характерной особенностью правил этикета является их конвен-циональность, иначе говоря, они вырабатываются людьми по вза­имному соглашению. При этом одни формы поведения считаются корректными, а другие — нет. Отсюда, кстати, происходит опреде­ленная пестрота правил этикета у различных народов, социальных и профессиональных общностей, возникающая вследствие специ­фичности условий их развития и становления.

Соблюдение этикетных норм — важнейший элемент культуры поведения. Очень точно определил связь между культурой поведе­ния человека и характером его общения с другими людьми извест­ный российский социолог А.Г. Харчев: «Культура одежды, движе­ний, манер важна не сама по себе. То, что называется «внешней культурой», не только обеспечивает определенный уровень общения между людьми, но при соответствующей направленности ее воспи­тания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных тенденций. И наоборот: неумение вести себя на людях — это своеобразный психологический тупик, оно интенсивно формирует у человека чувство ущербности, озлобляет его, создает «полосу отчуждения» между его личным «Я» и системой социальных ценностей»1.

Исходя из этого, этикет как форма проявления культуры опре­деляется не как сумма застывших норм и правил, а как важнейший элемент культуры общения, отвечающий всем ее требованиям и тесно связанный с основополагающими принципами морали.

Следует подчеркнуть, что самые высокие нравственные качества выхолащиваются, лишаются практического смысла, если они соче­таются с низкой культурой поведения, с незнанием этикетных норм, с пренебрежением к «условностям». «Хорошие люди, из которых в подавляющем большинстве состоит наше общество, — писал вы­дающийся ленинградский режиссер Н.П. Акимов, — очень часто в повседневной жизни ведут себя не очень хорошо, обижают своих близких, нередко портят настроение себе и другим. И происходит это обычно безо всякого злого умысла, без намерения обидеть, уни­зить, оскорбить, а так просто, по недосмотру, недомыслию, невни­манию»2. И на этом основании он делал важный вывод о значении

1 Харчев А.Г. О диалектике процесса воспитания // Философские науки. 1971.
№ I. С. 10.

2 Акимов Н.П. Не только о театре. М.-Л., 1966. С. 366.

9. Этика делового общения



воспитания, умения вести себя таким образом, чтобы действия и поступки облекались в формы, способствующие возникновению подлинно гуманных отношений между людьми. К такому наблюде­нию следует внимательно прислушаться, ибо мы все неоднократно сталкивались с тем, как обида, нанесенная не «по злобе», а просто в силу нравственной и культурной глухоты человека, порождала цепную реакцию взаимных обид и оскорблений, в результате чего у многих людей было испорчено и настроение, и самочувствие, да и дело страдало.

Кадры из фильма «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Это положение легко проиллюстрировать хрестоматийным примером. Достаточно вспом­нить, по какой причине у Гоголя Иван Ива­нович поссорился с Иваном Никифоровичем: тот в пылу препирательства назвал его гуса­ком. Можно сказать (и именно так рассуждал Иван Никифорович): подумаешь, какое страш­ное оскорбление, стоит ли из-за такого пустяка огород городить. Но в том-то и дело, что в силу каких-то личных причин именно сравнение с гусем нанесло Ивану Ивановичу смертельную обиду. В результате не только была разрушена многолетняя дружба, но вообще вся жизнь Ивана Ивановича оказалась изломанной: у него испортился характер, он сделался сутяж­ником, лишился состояния — и все это лишь потому, что Иван Никифорович в силу своей «толстокожести» не сумел проявить должного такта и чуткости.

Подчеркнем: строгое соблюдение правил этикета — важное усло­вие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встре­чают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гаран­тируют соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоя­тельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с собеседником, которое называется тактом. Разви­тое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти решение проблемной колли­зии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства.

316 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собе­седника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возможно­сти, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «переги­бов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель гру­бости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюде­ние этикета и проявление такта — это не просто обязательный эле­мент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохра­нительных органов в целом.

Выше говорилось, что нормы этикета нельзя применять меха­нически, что каждая конкретная ситуация может их «корректиро­вать» и что только развитая способность профессионального такта предохраняет сотрудника от ошибок. Но есть и более общие меха­низмы контроля этикетного поведения. Они те же, что и у морали: это воздействие общественного мнения и угрызения совести самого человека. Существуют и «санкции»: от язвительной насмешки до штрафа за нарушение общественного порядка. Но все же лучшим, во всяком случае самым достойным контролером является собственная совесть.

Если пышущий здоровьем мужчина не уступает место в автобу­се старушке, то речь идет не о незнании им этикетных правил, а о запущенности его нравственного воспитания. И прежде чем взяться за обучение его правилам обхождения, нужно заняться воспитанием его нравственных устоев. Именно эти устои и будут главным судьей правильности поведения, а общественное мнение будет всего-навсего помощником.

Этикет, такт и культура поведения сотрудника есть показатель его нравственной воспитанности и свидетельство его общей культуры, важнейшее условие установления правильных взаимоотношений между сотрудниками и гражданами, создания отношений доверия, благожелательности, солидарности. Поэтому овладение правилами и нормами культуры делового общения, служебной этики и этикета должно стать внутренней потребностью каждого сотрудника право­охранительных органов.

9. Этика делового общения



9.2. Формы этики делового общения

Деловое общение сотрудников как между собой, в служебных кол­лективах, так и с гражданами может происходить в условиях раз­личных ситуаций и принимать разнообразные формы. Представим основные из них.

1. Повседневное служебное общение:

• беседы, встречи, переговоры;

• прием посетителей;

• совещания, собрания, заседания, конференции;

• посещение организаций, учреждений;

• посещение граждан по месту жительства;

• дежурство, патрулирование, охрана.

2. Специфические формы служебного общения:

• общение в служебном коллективе (субординированные фор­мы общения; общение между коллегами);

• общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;

• деловые контакты с иностранными гражданами.

3. Экстремальные формы служебного общения:

• общение в условиях конфликтной ситуации;

• общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;

• общение с задержанными во время обыска;

• общение со спецконтингентом.

4. Неспецифические формы общения:

• публичные контакты с журналистами, интервью;

• выступления по радио, телевидению, в печати;

• телефон, телетайп, радиосвязь;

• деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культу­ра речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В от­ношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.

Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы. В своей совокупности они составляют объемный спецкурс «Деловое общение», далеко выхо­дящий за рамки дисциплины, рассматриваемой в данном учебнике. Поэтому ниже излагаются лишь основные сведения по наиболее употребляемым в деятельности правоохранительных органов фор­мам делового общения.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

Наши рекомендации