Различное в морали и праве 27 страница
Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социальному статусу собеседника и конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение. Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.
Этикет по своей этимологии (но не по содержанию) с этикой не имеет ничего общего — их созвучие случайно. Как уже говорилось в главе I, термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающее «обычай», «характер», «образ мыслей». Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, буквально означающего «приближать», «прикреплять», и в своем первоначальном значении включал свод правил, определявший форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных.
Тем не менее, поскольку и этикет, и мораль имеют своим предметом регуляцию человеческих отношений, они обладают определенной общностью, хотя каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль относится преимущественно к содержанию, а этикет — к форме этого
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной красотой и высокой нравственностью.
Характерной особенностью правил этикета является их конвен-циональность, иначе говоря, они вырабатываются людьми по взаимному соглашению. При этом одни формы поведения считаются корректными, а другие — нет. Отсюда, кстати, происходит определенная пестрота правил этикета у различных народов, социальных и профессиональных общностей, возникающая вследствие специфичности условий их развития и становления.
Соблюдение этикетных норм — важнейший элемент культуры поведения. Очень точно определил связь между культурой поведения человека и характером его общения с другими людьми известный российский социолог А.Г. Харчев: «Культура одежды, движений, манер важна не сама по себе. То, что называется «внешней культурой», не только обеспечивает определенный уровень общения между людьми, но при соответствующей направленности ее воспитания порождает у человека устойчивую потребность реализовать максимум заложенных в нем положительных тенденций. И наоборот: неумение вести себя на людях — это своеобразный психологический тупик, оно интенсивно формирует у человека чувство ущербности, озлобляет его, создает «полосу отчуждения» между его личным «Я» и системой социальных ценностей»1.
Исходя из этого, этикет как форма проявления культуры определяется не как сумма застывших норм и правил, а как важнейший элемент культуры общения, отвечающий всем ее требованиям и тесно связанный с основополагающими принципами морали.
Следует подчеркнуть, что самые высокие нравственные качества выхолащиваются, лишаются практического смысла, если они сочетаются с низкой культурой поведения, с незнанием этикетных норм, с пренебрежением к «условностям». «Хорошие люди, из которых в подавляющем большинстве состоит наше общество, — писал выдающийся ленинградский режиссер Н.П. Акимов, — очень часто в повседневной жизни ведут себя не очень хорошо, обижают своих близких, нередко портят настроение себе и другим. И происходит это обычно безо всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто, по недосмотру, недомыслию, невниманию»2. И на этом основании он делал важный вывод о значении
1 Харчев А.Г. О диалектике процесса воспитания // Философские науки. 1971.
№ I. С. 10.
2 Акимов Н.П. Не только о театре. М.-Л., 1966. С. 366.
9. Этика делового общения
воспитания, умения вести себя таким образом, чтобы действия и поступки облекались в формы, способствующие возникновению подлинно гуманных отношений между людьми. К такому наблюдению следует внимательно прислушаться, ибо мы все неоднократно сталкивались с тем, как обида, нанесенная не «по злобе», а просто в силу нравственной и культурной глухоты человека, порождала цепную реакцию взаимных обид и оскорблений, в результате чего у многих людей было испорчено и настроение, и самочувствие, да и дело страдало.
Кадры из фильма «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» |
Это положение легко проиллюстрировать хрестоматийным примером. Достаточно вспомнить, по какой причине у Гоголя Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем: тот в пылу препирательства назвал его гусаком. Можно сказать (и именно так рассуждал Иван Никифорович): подумаешь, какое страшное оскорбление, стоит ли из-за такого пустяка огород городить. Но в том-то и дело, что в силу каких-то личных причин именно сравнение с гусем нанесло Ивану Ивановичу смертельную обиду. В результате не только была разрушена многолетняя дружба, но вообще вся жизнь Ивана Ивановича оказалась изломанной: у него испортился характер, он сделался сутяжником, лишился состояния — и все это лишь потому, что Иван Никифорович в силу своей «толстокожести» не сумел проявить должного такта и чуткости.
Подчеркнем: строгое соблюдение правил этикета — важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантируют соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с собеседником, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства.
316 I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.
Выше говорилось, что нормы этикета нельзя применять механически, что каждая конкретная ситуация может их «корректировать» и что только развитая способность профессионального такта предохраняет сотрудника от ошибок. Но есть и более общие механизмы контроля этикетного поведения. Они те же, что и у морали: это воздействие общественного мнения и угрызения совести самого человека. Существуют и «санкции»: от язвительной насмешки до штрафа за нарушение общественного порядка. Но все же лучшим, во всяком случае самым достойным контролером является собственная совесть.
Если пышущий здоровьем мужчина не уступает место в автобусе старушке, то речь идет не о незнании им этикетных правил, а о запущенности его нравственного воспитания. И прежде чем взяться за обучение его правилам обхождения, нужно заняться воспитанием его нравственных устоев. Именно эти устои и будут главным судьей правильности поведения, а общественное мнение будет всего-навсего помощником.
Этикет, такт и культура поведения сотрудника есть показатель его нравственной воспитанности и свидетельство его общей культуры, важнейшее условие установления правильных взаимоотношений между сотрудниками и гражданами, создания отношений доверия, благожелательности, солидарности. Поэтому овладение правилами и нормами культуры делового общения, служебной этики и этикета должно стать внутренней потребностью каждого сотрудника правоохранительных органов.
9. Этика делового общения
9.2. Формы этики делового общения
Деловое общение сотрудников как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Представим основные из них.
1. Повседневное служебное общение:
• беседы, встречи, переговоры;
• прием посетителей;
• совещания, собрания, заседания, конференции;
• посещение организаций, учреждений;
• посещение граждан по месту жительства;
• дежурство, патрулирование, охрана.
2. Специфические формы служебного общения:
• общение в служебном коллективе (субординированные формы общения; общение между коллегами);
• общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;
• деловые контакты с иностранными гражданами.
3. Экстремальные формы служебного общения:
• общение в условиях конфликтной ситуации;
• общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;
• общение с задержанными во время обыска;
• общение со спецконтингентом.
4. Неспецифические формы общения:
• публичные контакты с журналистами, интервью;
• выступления по радио, телевидению, в печати;
• телефон, телетайп, радиосвязь;
• деловая переписка, резолюции.
Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.
Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы. В своей совокупности они составляют объемный спецкурс «Деловое общение», далеко выходящий за рамки дисциплины, рассматриваемой в данном учебнике. Поэтому ниже излагаются лишь основные сведения по наиболее употребляемым в деятельности правоохранительных органов формам делового общения.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики