Темы для изучения и обсуждения. 1. Что такое семья. Семья в жизни человека

1. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). Родственники и родственные отношения.
2. Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами). Ролевые, социальные функции членов семьи.
3. Значение родителей для ребенка:
тепло, поддержка, ощущение защищенности;
власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение);
образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.
4. Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания;
любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение;
подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей.
Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.
5. Ребенок в жизни семьи.
6. Конфликты с родителями. Причины конфликтов:
отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей;
повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству;
смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям;
непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка;
разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т. д.
Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.
7. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.

КЛАСС

(33 ч в год, 1 ч в неделю)

Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч)

Учителю следует быть очень внимательным и предельно точным в отборе материала к этим занятиям. Не следует использовать отвлеченные и малодоступные детям примеры, необходимо опираться на личный опыт учащихся, конкретные дела и поступки, оценивая их с точки зрения нравственных категорий долга, совести, необходимости и т. д. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.

Темы для изучения и обсуждения

1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
2. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.
5. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.
6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
7. Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).
8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Семья (23 ч)

Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать возможность существования иных отношений для того, чтобы привлечь их внимание к нравственным способам построения их будущей семьи.
Основные задачи данного раздела:
сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;
направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (люблю, нравится);
дать представление о эмоциональных, социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов, их нравственно-правовой ответственности;
дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;
дать представление о приемах (способах) разрешения возможных конфликтов в семье;
выявить представления учащихся относительно своей будущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, а также об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.
Этот раздел важен для детей-сирот, так как личного опыта проживания в семье и наблюдений за развитием семейных отношений эти учащиеся, как правило, не имеют, и в этой связи необходимо использовать большее количество конкретных житейских примеров для анализа проблемных ситуаций.

Наши рекомендации