Что такое психолингвистика?
Сколько времени нужно, чтобы изучить нейро-лингвистическое программирование? Заранее предупреждаю, что я предпочитаю использовать слово «психолингвистика». Мне не нравится термин «нейролингвистика». «Нейро» — латинское слово, «лингвос» — греческое. Получается «нервы-язык-программирование». А составные части слова должны принадлежать к одному языковому уровню! «Психея» по-гречески — душа, «лингвос» — язык. Психолингвистика — язык души.
Так сколько необходимо времени, чтобы изучить психолингвистику? В Институте НЛП считают, что пяти лет, в общем, хватит. В Институте Тренинга уверены, что НЛП можно выучить за полтора года, конечно, при наличии базового образования. В Санкт-Петербургском Институте Психоанализа полагают, что для освоения техники НЛП достаточно девяти месяцев. Я могу точно сказать, что на изучение НЛП достаточно потратить сорок минут. Почему никто не предлагает таких методик?
Представьте себе, что математикой как наукой занимаются только тупицы. С одной-единственной целью — доказать, что они разумные существа, со что превратилась бы математика? Результат мы видим на примере психологии. В то же время, эзотерические психопрактики — то есть, психопрактики, связанные с внушением, — не могут найти выход из тупика по одной простой причине: они стали слишком эзотерическими.
Представьте себе, что физикой стало можно заниматься лишь избранным, а всем остальным это запрещено. Через некоторое время огромные толпы верующих повторяли бы за священнослужителями: «Е равно эм це квадрат! — Воистину, квадрат!». Ничего не напоминает? Вот во что превратились психопрактики. О каком реальном психологическом воздействии может идти речь? То, что НЛП-исты называют НЛП, работает только против самих НЛП-истов.
Я предлагаю вам изучить психолингвистику за сорок минут. От начала и до конца. Потому что все остальное — песни и пляски народов Севера. Если отбросить всякую муру в стиле тоталитарных сект — присвоение друг другу звания мастеров и так далее, то психолингвистика — это всего лишь набор техник и управление базовым состоянием.
На программе «Боевая машина» я ставлю три движения и объясняю, что, отработав их в течение двух часов, вы справитесь с любым мастером спорта или обладателем черного пояса, если столкнетесь с ним: а) в лифте; б) в тамбуре поезда; в) на лестнице; г) в узком коридоре. И я ничуть не преувеличиваю. Конечно, на татами, на ринге или на ковре вы сразу же проиграете профессионалу.
Такие же простые движения существуют и в НЛП. Вообще, система жест-взгляд-слово-удар универсальна. Поняв и отработав предлагаемые приемы, вы будете владеть ими на уровне мастера НЛП. При случае, вы свернете этого мастера «в трубочку» и куда-нибудь спрячете.
Двенадцать приемов, которые работают
Подстройка и ведение
Подстройка. Для установления контакта с собеседником вы начинаете его в чем-то копировать. Например, в процессе разговора стараетесь попасть в ритм его дыхания: когда он делает вдох — вы делаете паузу, когда он делает выдох — вы говорите.
Что это дает? Когда ваш ритм совпадает с ритмом дыхания собеседника, он начинает воспринимать ваши слова, как свои собственные.
Почему хорошо давать себе команды своим собственным голосом, записанным на плейере?
Например, так делали у меня в группе экстрима по АДМ — активной диалоговой медитации. Участники группы записывали на плейер задаваемые своими собственными голосами вопросы: «Ваши мышцы?», и сами же на них отвечали: «Крепкие, как железо!». «Ваша воля?» — «Твердая, как сталь». И так далее.
Эффект обусловлен тем, что собственный голос воспринимается как мысленные команды и идет в обход сознанию.
Ведение. И эта техника тоже идет в обход сознания: мы подстраиваемся под эмоциональное состояние собеседника, а затем начинаем его вести. Если наш собеседник улыбается, на нашем лице возникает ответная улыбка (подстройка). Через некоторое время улыбка исчезает у нас с лица, и собеседник становится серьезным (ведение). Если человек хмурится, мы начинаем разговаривать серьезно (подстройка), но в процессе беседы постепенно, постепенно начинаем улыбаться. В ответ начинает улыбаться и собеседник. Это ведение.
Скажем, вы разговариваете с человеком, который взвинчен. Что с вами начинает происходить? Вы тоже начинаете распаляться. Но вы можете и вывести собеседника из взвинченного состояния. Достаточно воспроизвести его возбужденное состояние в начале разговора, и постепенно снижать темп речи. Очень скоро сбавит тон и ваш собеседник.
Человек находится в глубоком унынии. И я ввожу себя в печальное состояние и начинаю разговор так, как будто нахожусь в депрессии. Постепенно я перевожу себя из уныния в нормальное энергичное состояние. Что Произойдет через какое-то время? Человек вслед за мной перейдет в такое же энергичное состояние. Избавляясь от грусти.
Очень полезными являются актерские навыки, умение играть. Попробуйте изобразить, например, пьяного и постепенно вернитесь в обычное состояние. Представьте, что вы разговариваете с пьяным. Вот он — действительно перебрал, а вы лишь изображаете из себя пьяного. У него язык заплетается, и вы едва шевелите языком. Он покачивается, и вы теряете равновесие. Разговаривая с собеседником, вы постепенно выходите из образа пьяного. Что произойдет с другой стороной? Человек — на какое - то время — протрезвеет!
Разрыв стереотипа
Разрыв — это шикарная техника. Для начала приведу пример.
Одна компания объявила тендер на проведение психотренинга. Секретарша записала меня для участия в конкурсе вместе с еще двадцатью четырьмя претендентами. Я шел двадцать третьим по счету. До меня представители двадцати двух компаний рассказывали, какие прекрасные тренинги они проводят. Ьыл ли смысл и мне рассказывать о тренинге? Двадцать два человека выступили передо мной, еще два дожидались свой очереди.
Я вошел, осмотрелся. Генерального нет. Сидят коммерческий директор, директор по персоналу, административный директор, технический дц. ректор, еще кто-то. Все — директора. Все — смотрят на меня. Ждут, что я как и двадцать два предыдущих оратора, начну говорить. Я подошел к столу, сел. Они смотрят на меня , я — на них. Они молчат, и я молчу. Сидим — молчим. Тридцать секунд, минуту. Наконец, коммерческий директор покашлял: мол, давай уже что-то говори!
И я начал: «А что вы от меня хотите? Вы хотите, чтобы я сейчас рассказывал вам, что я лучший тренер на свете? Так я это и так знаю. Если вам об этом неизвестно — ваши проблемы! В общем, так, — говорю. — До июня у меня все расписано! В июне, возможно, будет время для проведения тренинга с вами. Телефон моего помощника вы знаете, было очень приятно на всех посмотреть. Всего вам доброго, до свидания». После этого встаю и ухожу.
Как вы считаете, это нормальное поведение для тренера? Конечно, нет! Что я сделал? Разбил шаблон! Шедшие за мной два тренера, как и предыдущие двадцать два, выступили со стереотипными речами. Бла-бла-бла, тренинговая программа, бла-бла-бла. Что у всех этих директоров осталось в памяти? Как вы думаете, с кем они стали работать? Ответ очевиден!
Для разрыва стереотипов используются разные способы. В свое время я был на практике в одной очень известной психиатрическои клинике. Одна из пациенток страдала депрессией с суицидальными комплексами. Зав. отделением спрашивает: «Ну, что, практикант, как будешь с ней работать?»
Тогда, в начале 1990-х годов, все были помешаны на эриксонианском гипнозе и НЛП. Я отвечаю: «Ну, сейчас я введу себя в такое же состояние депрессии. Начну разговаривать с пациенткой, и буду медленно выводить себя из этого состояния. Вслед за мной выйдет из депрессии и эта женщина».
Врач посмотрел на меня и сказал: «Смотри, практикант, как это делается по-настоящему». Очки на одно ухо, галстук на другое. Вбегает и кричит: «Девушка, здесь псих из палаты буйных сбежал! Сорвал топор с пожарного щита, зарубил пять человек! Бежит сюда! Давайте дверь баррикадировать!» Депрессантка вскакивает и начинает вместе с врачом надвигать на дверь кровать. От депрессии что-нибудь осталось? Вообще ничего.
Какой прием использовал врач? Ну, какой там пожарный щит в палате для буйных? Там такие санитары, что даже если бы пациент автомат Калашникова где-то раздобыл, у него отобрали бы оружие и скрутили его. Знаете как в известном анекдоте: «Как воротничок? Хорошо воротничок. А рукавчики, плечики хорошо? Рукавчики говорите великоваты? А мы их аккуратненько сейчас за спиной завяжем». Это уже модель поведения Дежурного врача в отношении больного, который теперь Никогда на него не будет сердиться.
Вот, что такое разрыв стереотипа.
Выбор без выбора
Что такое «выбор без выбора»? Свободный демократический выбор из одного-единственного варианта.
Например, я говорю: «У нас с вами — два варианта. Мы с вами можем проголосовать либо за не очень хорошего политика, но грамотного бизнесмена, либо за уголовника. Кого вы хотите видеть своим депутатом?» «Наверное, политика», — подавляющее большинство ответит однозначно.
Таким образом, суть этой техники состоит в сужении поля выбора. Скажем, вам надо назначить встречу на завтра, но вашему собеседнику некогда. Если вы предоставите возможность решения этому человеку, есть у него время или нет его, на встречу можете не рассчитывать. Поэтому вы даже не спрашиваете, будет ли он свободен завтра, это предполагается по умолчанию. Но вы должны оставить человеку видимость выбора: «Какая половина дня у вас менее загружена — первая или вторая?» Вот и все.
Если ребенок не хочет ложиться спать, как заставить его отправиться в постель? Можно топать ногами и кричать: «Иди спать ложись, иди спать ложись!» А можно сказать иначе: «Ты как, сразу пойдешь спать или вначале уберешь игрушки?» Он оказывается перед выбором: либо уборка и кровать, либо сразу в постель. Ребенок выбирает сам, вы ему ничего не навязываете.
Замечательно предлагал «выбор без выбора» Просветленный Учитель в звании Гвардии Капитана, величайший психотерапевт всех времен и народов. Он говорил: «Сколько вам нужно времени, чтобы через два часа все было готово?»
Обезоруживание (упреждающее действие)
Пятая техника — упреждающее действие. Что такое обезоруживание? Например, руководитель хочет вас уволить а вы говорите ему: «я понимаю, что такого работника как я, наверное, разумнее всего было бы уволить. Но я хотел бы приложить все свои силы и исправить допущенные мной ошибки».
После этого, какой начальнику смысл говорить: «Я хочу вас уволить»? Никакого. Ту же технику вы используете, когда, например, говорите: «Я, конечно, понимаю, что за это нарушение вы должны были меня арестовать. Но ведь вы добрый гуманный человек». И так далее.
Еще пример: вам нужно, чтобы одна очень важная персона назначила вам встречу. Вот вы берете трубочку и звоните: «Здравствуйте, меня зовут так-то, я хочу с вами увидеться!» Кто вы такой для важной персоны? Никто и звать вас никак. Почему вы хотите с ней встретиться? Она занята до невозможности! Мало ли кто хочет с ней увидеться?! Поэтому вы должны сказать: «Я понимаю что вы — очень занятой человек и день у вас расписан по минутам!» И сразу же включите «мы с тобой — одной крови!»: «Но я подстрою под вас свой график». Все! Встреча практически гарантирована. По крайней мере, вас выслушают. Смысл после этого говорить — «Я очень занят»? Уже сказали это. Озвучили!
Закамуфлированный удар
Эта техника немного напоминает предыдущую. Суть ее в том, что вы передаете то, что на самом деле хотите сказать некоему третьему лицу, снимая с себя ответственность за произносимые слова.
Например, когда кто-то из моих коллег, помощников не справляется со своей задачей, я говорю: «Какой-нибудь грубый невоспитанный тип назвал бы тебя козлом. Но я, как человек корректный и воспитанный, могу только сказать, что ты плохо справился с порученным заданием. Что я сделал? Я назвал вещи своими именами, но не от своего лица, а сославшись на слова какого-нибудь грубого невоспитанного типа.
Согласитесь, этот прием открывает очень широкие возможности.