Межличностные взаимоотношения и взаимодействия в группе (коллективе)

ОТНОШЕНИЕ – это сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого-либо объекта (предмета, явления, других людей) или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий по отношению к ним.

Отношение, применительно к человеку, следует рассматривать в двух аспектах как чувство и как черту его характера.

- Чувство. Это устойчивое отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений с учетом его потребностей и мотивов.

- Характер. В структуре характера человека выделяют особую группу черт характера, которая выражает отношение человека к действительности (это главным образом нравственные качества человека), отражающие его отношения к другим людям, к себе, к труду и его результатам, вещам.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - это отношения по типу “личность- личность”, т.е. неформальные межличностные отношения персонала.

Они как бы стоят за рамками стандартных производственных отношений, т.е. формальных регламентированных отношений.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – это отношения потипу «профессионал-профессионал», т.е. формальные деловые отношения, регламентируемые служебными инструкциями или технологией совместной деятельности.

Во времени обе формы отношений реализуются параллельно, но имеют свои отличительные черты.

Взаимодействия отражают формализованные деловые отношения персонала организации.

Взаимоотношения отражают неформальные межличностные отношения,которые тесно связаны со скрытыми нуждами (потребностями, мотивами) персонала и с помощью их реализуется культура и этика отношений в организации.

Взаимоотношения в совместной деятельности: основные элементы.

Именно в оптимальных формах взаимоотношений, через право партнерского участия в совместной деятельности, люди реализуют свою потребность в самовыражении и принадлежности к группе единомышленников.

При анализе взаимоотношений деловых партнеров по совместной деятельности (например, члены летного экипажа), в поле зрения должны быть пять основных элементов взаимоотношений. Все они связанны с процедурами совме­стной деятельности и отражают реализацию права личности на партнерские деловые и межличностные отношения, на самореализацию человека как профессионала и личности:

-Работа с информацией (“постановка вопросов”). Это право на получение и передачу нерегламентированной технологиями информации, но, с точки зрения участника, очень важной для достижения совместных целей. Это качество имеет глубокий потенциал для повышения эффективности совместной работы, так как предполагает такие человеческие качества как умение тщательно анализировать условия работы, сопричастность и личную ответственность за результаты совместной работы. И, если что-то неясно и не вписывается в стандартные процедуры - исполнитель задает вопросы (спрашивает), а если считает важным - информирует (сообщает),при этом в команде единомышленников чувствует себя комфортно, не испытывая с их стороны давления, зная что его право на информацию не будет проигнорировано.

-Отстаивание своего мнения (“защита”).Понимается такое взаимоотношение, когда участник совместной деятельности считает себя обязанным высказать и отстаивать свою точку зрения, если те или иные действия других участников отличаются от планируемых или стандартных . При этом не оказывается на них давление, а поведение участника разумно и не связано с их упрямством, с отстаиванием любым путем своих позиций.

-Разрешение конфликта.Эта форма взаимоотношений связана с пониманием индивидуальных различий в восприятии, мнениях - оценках, мыслях или действиях при выполнении совместной деятельности. Эффективное взаимоотношение в этой ситуации предполагает умение спрогнозировать и предупредить конфликт (столкновение противоречий), а если он уже возник, то перевести его в плоскость устранения межличностных противоречий и перевести их в плоскость деловых отношений, на координацию совместных действий. Чтобы избежать в конфликтных ситуациях “порочного” круга взаимоотношений, следует придерживаться следующих двух правил: не уходить от общения и не применять “силовых” приемов в общении.

-Критика.В данном случае критика понимается как свободное обсуждение без элементов давления на личность и игнорирования ее при оценке ситуации, предлагаемых решений проблем и действий любого члена совместной деятельности. Разумеется, что если в коллективе деловые и межличностные отношения партнерские, то каждый участник совместной деятельности понимает, что его критические замечания будут с должным вниманием выслушаны, оценены и на них последует адекватная реакция - приняты к сведению и произведены коррекции или аргументировано отведены их доводы, то есть каждый критикующий рассчитывает на объективную и аргументированную обратную связь со стороны своих партнеров по совместной работе

-Принятие решения.Эта форма взаимоотношений понимается как максимальное включение всех участников совместной деятельности в поиски оптимальных вариантов выхода из создавшейся проблемной ситуации, то есть принятие участие в коллективной выработке решения. Собственно принятие окончательного решения - это право руководителя, но на стадии подготовки решения обязательно участие всех членов совместной деятельности.

33.Социально – психологические факторы, регулирующие поведение личности в группе (коллективе)

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент как профессионал и личность, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования. Прежде всего, с умением человека строить межличностные отношения и исполнением им социальных ролей в соответствии его формальным и неформальным статусом, а также исходя из признания и следования сложившейся в коллективе организационной культуры.

Статусно – ролевое поведение личности.

СТАТУС - это положение человека в системе межличностных отношений и взаимодействий в организации, связанное с его определенными правами, обязанностями и привиле­гиями.

Различают социальный и лично­стный статус.

Социальный статус- это профессиональная, должностная и или имущест­венная ценность личности по оценкам общества.

Статус личности -это ценность человека в рамках одной группы, который может обусловлен различными привлекательными для группы характеристи­ками ее члена (образованием, профессионализмом, культурным уровнем, ин­дивидуальными качествами, собственностью, наружностью и др.).

СОЦИАЛЬНОЯ РОЛЬ- это функция социальной активности человека и нормативно одобрен­ная модель его поведения.

Классификация ролей:

-Социальные (положение в обществе, организации, группе, семье и т.д.).

-Профессиональные (профессия, специальность).

-Бытовые(в соответствии с закрепленным или незакрепленным служеб­ными и домашними обязанностями).

-Психологические (нигде документально не зафиксированными, но ста­бильно выполняемыми на работе или в семье).

Кроме того, роли бывают:

-предписанные(согласованные, конвенциональные );

-стандартизированные (складываются в процессе работы);

-субъективные (зависящие от личностных качеств исполнителя);

-межличностные.

Кроме того, необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, имеющий определенный статус и выполняющий соответствующие роли (пилот, преподаватель и т.д.; отец, мать, брат и др.).

Неформальные роли – это также устойчивые, но не регламентированные шаблоны поведения, Они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль, в каком неформальном сообществе он функционирует, какой статус там занимает (лидер, ведомый и др.). По сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя или сообщества, взгляды которого он разделяет.

Функции ролей:

-Определенное поведение человекавообще и поведение его с конкретными лицами, группами людей.

-Определенные ожидания человека по поводу поведения других людей,вступающих с ним в контакт и исполняющих определенные роли.

Ожидания усиливают способность человека предвидеть поведение окружающих и уве­ренно выбрать ответное свое поведение.

Диапазон испол­няемых ролей у каждого человека велик.

- Формальная (официальная) роль. Это поведение, которое строится в соот­ветствии с усвоенными нами ожиданиями общества (организации), выполняя ту или иную офици­альную социаль­ную функцию.

- Неформальная (межличностная) роль- это поведение, которое мы принимаем на себя с учетом ожиданий, предъявляемых на неформальном уровне при включении в структуру отношений персонала стихийно сложившихся межличностных, основанных на симпатиях- антипатиях взаимоотношений в группе.

- Внутригрупповая роль. Это поведение, которое мы строим с учетом ожида­ний, предъявляемых участниками данной группы, на основе сложившихся в ней взаимоотношений, групповых норм.

- Индивидуальная роль. Это поведение, которое мы строим исходя из собст­венных ожиданий.

В реальных условиях человеку приходится ис­полнять одновременно несколько ролей. Такое соче­танное исполнение ролей "здесь и сейчас" принято называть актуальной ролью. В ней в разных пропорциях представлены признаки поведения, обусловленные исполнением разных ролей (формальных, межгрупповых, межличностных, индивидуальных). Некоторые из них могут быть выражены существенно и определять ведущий ин­дивидуальный стиль поведения человека.

Человек всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть воспринять для себя и овладеть ее содержанием (что он должен делать, как себя вести), и, во-вторых, принять ее для себя, применить ее в межличностных отношениях. В том и в другом случае могут возникать сложности и ошибки. Их причины связаны:

- С не освоением социальных ролей и не освоением определенной культуры поведения в конкретной социальной среде, социальной ситуации.

- С проблемами неприятия ролей. Человек может прекрасно знать и представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить о не ролевом или анти ролевом поведении.

Следует обратить внимание, что человек по разному относится к исполнению социальных ролей. Если человек внутренне принимает роль, то он как бы «сливается» с ней и выполняет ее автоматически. Но, если он ее внутренне не принимает ее, то он просто "играет" ее.

Окружение человека ждет, что он будет вести себя так же, как вел раньше в схожих ситуациях. Если он будет вести себя иначе, то возникает дискомфорт в межличностных отношениях.

Таким образом, социальная роль - это признанный и ожидаемый окружением образ поведения человека, это также набор представлений человека о том, как следует вести себя в определенных обстоятельствах. Это обусловлено тем что, человек, попадая в определенную систему отношений с другими людьми, сталкивается с определенными требованиями и системой ожиданий членов сообществ. Именно социальная роль, как элемент структуры личности, задает особенности поведения человека в определенных социальных ситуациях.

Наши рекомендации