И ее место в системе социальной работы

Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время». Сенека писал: «У человека все чужое, его только время».

Как только для людей, живущих в обществе, перестала быть актуальной проблема использования всей совокупной рабочей силы для обеспечения жизненных потребностей (и всего совокупного времени, в течение которого они могли бы тратить физические и нервные силы, не разрушая при этом естественную способность регенерации своих биологических систем), возник общественный прибавочный продукт в форме свободных товаров или свободного времени. Об этом неоднократно упоминал К. Маркс, который определял свободное время как время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров.

Это – общественное и политико-экономическое понятие свободного времени как общественно свободного времени для реализации внутренних сил и приятного препровождения. Разделение между профессиональным (ориентированным на выполнение определенных должностных обязанностей) употреблением времени и свободным временем для раскрытия личностных возможностей проводимо всеми философскими системами, начиная от Античности, эпохи Реформации и до философии Просвещения.

Культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом досуге современных социальных работников. В ней находят отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития общества.

Понятие «социально-досуговая деятельность» имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как: философия, социология, история, педагогика, психология, экономика и др.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

– она осуществляется в свободное (досуговое) время;

– отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

– обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

– характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

– отличается глубокой личностной направленностью;

– носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

В социально-досуговой деятельности выделяют два вида ценностных характеристик: положительную (направленную на позитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидууму или обществу в целом).

Уровни социально-досуговой деятельности:

– творческий – преобладание творческих моментов в деятельности;

– репродуктивно-творческий – открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

– репродуктивный – простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.

Свободное от работы время не идентично свободному времени, ведь, кроме процесса труда, существует необходимость восстановления работоспособности. Сюда относятся физическая и психологическая регенерация рабочей силы: питание, самогигиена, сон, спорт, забота о здоровье, а также нейтрализация все увеличивающихся психологических нагрузок в процессе труда. В психологической регенерации играют значительную роль как спокойное времяпрепровождение (например, телевизор), так и общение с другими людьми. Семья, воспитание детей, любовь составляют не только важную часть необходимых для обеспечения психологического здоровья межличностных отношений, но являются биологическим способом сохранения и гарантией восстановления работоспособности.

Трудно даже представить, что работающее население использует свое свободное время исключительно для репродукции и регенерации рабочих сил. Остается еще свободное время для раскрытия своих творческих возможностей и удовольствий. Но есть ли для этого возможности в обществе – вот что является важным вопросом.

Человек приобретает все новые умения, посредством чего расширяются субъективные интеллектуальные и психологические возможности его деятельности, профессионально-специфического развития.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. Досуг выступает в качестве источника изменения и преобразования ценностей. Жизнедеятельность и развитие, однако, являются продуктом не изолированного, а общественного человека, для которого разделение труда и социальная организация связаны с их последствиями, т.е. свободное время оказывается средством счастливой жизни, а не самоцелью.

Таким образом, свободное время – это то время, которое работающие и неработающие люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием своих сущностных сил, а активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпрепровождению.

Многие исследователи уделяют особое внимание социально ущемленным группам населения. Социальное положение, положение в семье и жизненном цикле являются определяющими аспектами сокращения рабочего времени. Нехватка свободного времени особенно отчетливо проявляется у работающих женщин, имеющих детей, сказывается в чувстве неудовлетворенности у молодых замужних женщин.

Стиль поведения, область интересов, хобби и выбор культурных занятий формируются и развиваются преимущественно в юном возрасте.

Наши рекомендации