Новые цели, дальнейшее развитие событий
– Может быть, нам назначат нового директора в следующем месяце?
– Дело не столько в условиях жизни, сколько в руководстве.
– Это просто трудный период, который надо пережить. В этих вариантах предлагается некая новая идея, которая способна повлиять на существующую проблему.
Метафора
– Всяк сверчок знай свои шесток.
– Это все равно, что воду решетом носить. Здесь вполне будут уместны шутка, анекдот. Метафора сама по себе – не решение, она лишь подталкивает подсознание к выходу из своих привычных рамок. Метафора даже не обязательно должна иметь какой-то глубинный смысл, – главное, что она может вызвать полезные ассоциации.
Иная временная шкала
– Посмотрим, как дела пойдут после Рождества.
– Неужели за прошедший год действительно произошли изменения к худшему?
– Сколько лет вам осталось до выхода на пенсию? Временной фактор заключается в новую рамку, что открывает новые перспективы.
Модель мира
– Наш мир далек от совершенства.
– Таковы законы бизнеса.
– К сожалению, жизнь не становится со временем проще. Это философский взгляд на ситуацию, широкая перспектива.
Личностные ценности и критерии
– А вы считаете, что дело всегда должно быть прежде всего?
– Это создает вам неудобства?
– И как вы справляетесь с этой ситуацией?
– Что вы предприняли, чтобы избежать неприятностей? Здесь внимание фокусируется на особенностях отдельной личности.
Переопределение
– Может быть, люди просто не хотят, чтобы их на что-нибудь подвигали?
– Возможно, нам следует в большей степени автоматизировать производство.
– Скорее всего, это просто неудачная формулировка.
В этих случаях делается попытка иначе сформулировать суть проблемы.
Рассмотрение проблемы на более высоком уровне
– Касается ли эта проблема всей экономики в целом?
– А нет ли у вас проблем в общении с людьми?
– Похоже, никто не думает о будущем.
Здесь проблема поднимается на новый, более высокий уровень при помощи обобщения, приобретая гораздо более широкую перспективу.
Детальное рассмотрение проблемы
– Что именно вас беспокоит?
– Что вы можете сказать о своем непосредственном окружении?
– Какая молодежь приходит нам на смену? Здесь мы концентрируемся на некоторой части проблемы, говорим о ее деталях.
Контрпримеры
– То же самое касается и инвестиций в жилищное строительство.
– Компания «АБВ плюс» смогла справиться с возникшими трудностями. Контрпримеры иногда выражаются в форме «Да, но…».
Позитивное намерение
– Создается впечатление, что вас беспокоит будущее компании.
– Итак, вы хотели бы уменьшить негативные влияния?
– А вы пытались предоставить персоналу больше свободы? С помощью подобных вопросов можно узнать о позитивных намерениях человека, если они у него есть.
Наверняка каждая из этих точек зрения достаточно хорошо вам знакома. Для того чтобы по-новому взглянуть на какую-либо сложную проблему, не требуются сверхчеловеческие усилия. Техника «ловкости речи» поможет вам отказаться от излишней приверженности к удобным и привычным взглядам на вещи. Подойдите к ситуации творчески, и вы непременно найдете оптимальное решение (даже в самом сложном случае).
Вы, вероятно, уже заметили, что хотя в НЛП и говорится о важности умения с различных точек зрения взглянуть на проблему, конкретных рецептов здесь нет. Это как раз тот аспект проблемы, которого НЛП не касается. Если вы не в состоянии отрешиться от привычных, но ограничивающих ваше движение вперед представлении, вам нужно подумать о развитии творческих навыков.
Новые ракурсы
Приведенные выше варианты ответных высказываний совсем не обязательно должны привести к решению проблемы, но они помогут с новой точки зрения взглянуть на проблему и тем самым приблизить момент ее решения. Иметь свежий взгляд на проблему почти столь же важно, как и иметь ее готовое решение. Какая-то метафора, анекдот, удачная цитата или высказывание могут иметь один смысл для меня и, возможно, совершенно иной смысл – для вас. В метафоре же важны не столько слова, сколько зрительные и слуховые образы, совершенно иначе стимулирующие наше воображение. Используя, например, метафору, вы сможете лучше понять суть проблемы. Самая, казалось бы, малозначительная ассоциация может породить неординарное решение. Рефрейминг позволяет не столько высвечивать новые аспекты проблемы, сколько переключать мышление внутрь, на самого себя. Каждая новая точка зрения способна открыть практически неограниченные возможности решения проблемы там, где разум бессилен.
Возникновение ассоциаций
Практическая выгода от использования рефрейминга заключается в открытии новых перспектив. У нас постоянно возникают разнообразные ассоциации между воздействием окружающего мира и нашими индивидуальными перцептивными картами. Именно эти неконтролируемые и непредсказуемые ассоциации позволяют нам принимать неординарные решения. Чем больше мы получаем разнообразных сенсорных стимулов, порождающих ассоциации, тем больше вероятность того, что среди этих ассоциаций найдется та, которая приведет нас к правильному решению. Будет очень хорошо, если у вас появится множество самых разных и неожиданных точек зрения. Не пытайтесь решить проблему только каким-то одним способом, даже если вы считаете его наиболее подходящим.
Рефрейминг достаточно гибок. Добавьте к приведенным выше высказываниям любые другие. Если же вам на ум не приходят никакие подходящие ответы, просто перейдите к другой точке зрения. Если же вам особенно нравятся одна или две из них, постарайтесь зафиксировать их в своем сознании. Но при этом имейте в виду, что именно та точка зрения, которая кажется вам совсем неподходящей, а то и вовсе глупой, и поможет вам отказаться от привычных предрассудков. Как часто именно они мешают в поисках правильного решения проблемы.
Точки зрения
Давайте рассмотрим еще одну несложную модель рефрейминга, известную под названием модели Точек зрения Она основана на придании новых значений трудноразрешимым ситуациям при помощи использования пар противоположных по смыслу слов, таких как добро и зло, правильное и неправильное.
Если вы столкнулись с какой-либо проблемой, приступите к рефреймингу сразу же, чтобы получить как можно более четкое представление о сути этой проблемы. Модель Точек зрения может быть особенно полезна для выработки новых подходов при решении проблем, связанных с людьми. Часто можно услышать подобную жалобу: «Да он меня просто не слушает!» С помощью рассматриваемой модели мы можем взглянуть на данную проблему с разных точек зрения (в примере используются слова: хорошо, плохо, правильно, неправильно).
Хорошо, что он не слушает, потому что иначе он начал бы слишком вникать в детали.
Плохо, что он не слушает, потому что это говорит о плохой дисциплине.
Он поступает правильно, потому что мои слова его никак не касаются.
Он поступает неправильно, потому что, если бы он меня слушал, то смог бы избежать множества проблем.
Это глупо, потому что, если бы он меня слушал, то сэкономил бы силы и время.
Не слушая меня, он поступает весьма мудро, потому что ему совершенно не нужно вникать во все эти детали.
Лучше ничего не слушать, чем увязнуть в чужих проблемах.
Ему же хуже, ничего не слушать – ничего не понимать.
Модель Точек зрения несколько более ограничена, чем модель Ловкости речи, однако она может быть весьма полезна в случае необходимости рассмотрения проблемы с различных точек зрения.
Использование модели Точек зрения (так же, как и использование модели Ловкости речи) потребует от вас творческого мышления.
Вероятно, вы не сможете избежать серьезных размышлении. А может быть, вам поможет решить проблему какая-нибудь удачная шутка. В самом деле, если бы данная проблема имела рациональное решение, то вы бы его уже давно отыскали. Помните, что с помощью юмора и гротеска можно разрушить практически любые предрассудки.
Переворачивание» проблемы
Каждая из описанных техник предполагает рассмотрение проблемы с различных точек зрения. Важно вовремя начать применять свои знания на практике. Если вы хорошо владеете техниками НЛП, у вас многое получится. Но прежде всего вам необходимо избавиться от предрассудков.
Существует один еще более простой метод, суть которого состоит в следующем: нужно начать движение в направлении, противоположном тому, в котором вы шли до сих пор, изменить ход своих мыслей. Такую технику можно назвать провокационной, при ее использовании происходит как бы переворачивание всей проблемы с ног на голову. Так, например, выражение «У меня не хватает денег на покупку стиральной машины» можно преобразить следующим образом: «Если разобраться, у меня достаточно денег на покупку этой машины».
В результате такого преобразования могут возникнуть следующие вопросы:
• Насколько убыстряется процесс стирки благодаря моей новой стиральной машине?
• Удивительно большое количество операций заложено в эти современные модели, теперь и химчистка не нужна?
• Не видать бы мне этой новой техники, если бы не квартальная премия?
• Какую выгоду я получу от покупки этой новой машины?
И так далее. Необходимо тщательно обдумать ответы на все возникшие вопросы, представляя, как выглядела бы реальная ситуация «наоборот» (так же, как это делает ребенок в процессе игры). Подобным образом можно «перевернуть» любую проблему, например финансовую проблему или проблему личных взаимоотношений.
Составьте список основных факторов, входящих в состав вашей проблемы, расположив их в порядке уменьшения значимости каждого из них (так же, как вы ранее составляли список своих дел на день) А теперь как бы переверните весь этот список с ног на голову, придавая наибольшее значение тем факторам, которые прежде не имели для вас особого значения. Поначалу этот прием может показаться непривычным и даже странным, поскольку ваша ментальная карта реальности прекрасно «знает», что важно, а что – нет.
Вполне возможно, что сложившиеся стереотипы все-таки возьмут верх и вы либо вернетесь к прежней точке зрения (от чего в данном случае мало проку), либо упретесь в тупик. Конечно, может быть и так, что вы не включили в свой список именно тот фактор, который мог бы способствовать нахождению оптимального решения. Поэтому постарайтесь составить как можно более подробный список, включив в него даже те факторы, которым вы до сих пор вовсе не придавали значения.
Типы проблем
Существуют и некоторые другие подходы к решению проблем. Эдвард де Боно, например, рассматривает следующие три типа проблем.
1. Путь закрыт. Вы знаете, что вам нужно, но путь к желаемому закрыт. Причины могут быть самые разные, например нехватка средств или отсутствие рядом с вами подходящих людей. Как только проблема будет решена и путь расчищен, вы сможете продолжить движение в желаемом направлении.
2. Вы сбились с дороги. Вы исчерпали свои возможности и сбились с пути. Например, вам может не хватать информации о состоянии рынка, технологических новинках, политике государства в интересующей вас сфере и т. д. В этом случае, даже если причины ваших затруднений не до конца вам ясны, вы можете приступить к сбору дополнительной информации и попробовать все же отыскать ключ к решению проблемы.
3. Вы пропустили нужный поворот. Проблемы этого типа являются самыми трудными. Вы не знаете, в чем на самом деле заключается проблема. Вам все кажется прекрасным до самого последнего момента, когда вы вдруг обнаруживаете, что упустили свой шанс.
В первом случае могут быть применены традиционные техники решения проблем, предполагающие, что ваша проблема в достаточной мере понятна и ее можно подвергнуть анализу.
Во втором случае вам придется полагаться на определенные, не всегда проверенные мнения, так как вы не только не обладаете достаточной информацией, но даже не знаете, какой именно информации вам не хватает; кроме того, вы не знаете, как проверить надежность информации и когда надо закончить ее сбор и принять решение.
В третьем случае вам потребуется главным образом интуиция, чтобы уловить малейшие намеки на способы решения проблемы. Аналитический подход к проблеме здесь совершенно непригоден, поскольку неизвестно, что надо анализировать.