Для самостоятельной работы

докладов и рефератов)

1. Классификация как универсальный метод научного по
знания.

2. Соотношение эмпирических и теоретических классифи
каций на описательном и объяснительном уровнях раз
вития наук|



ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3. Для самостоятельной работы - student2.ru Взаимосвязь клинических и психологических класе*
каций отклонений в психическом развитии.

4. Основные принципы построения классификаций н|
шений психического развития.

Литература

IHOCTb ФЕНОМЕНА ЮНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА И СВОЙСТВА



1. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психическщ
болеваний у детей и подростков. М., 1985.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развит
детей. М., 1985.

3. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2|

4. Международная классификация болезней (10-й п|
смотр). Классификация психических и поведенчес
расстройств. СПб., 1994.

5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2(

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностик
коррекция в детском возрасте. М., 2002.

7. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 2000.

Даваяопределение дизонтогенезу как обычному развитш протекающему в необычных условиях, мы тем самым пыт лись указать на его природу или сущность. Неблагоприя ные условия приводят к тому, что процесс развития разв! рачивается иным способом, чем в норме, сохраняя при эте все свои основные свойства. Именно поэтому неправоме] но отожествлять нарушенное развитие с болезнью, хотя б( лезнь или ее последствия могут выступать в форме небл гоприятного условия или причины отклонений в развити Но единство причины и следствия не означает их тожд ство. Кроме того, по своей сути и направленности болез] как процесс представляет собой нечто противоположи» феномену развития (схема 6.1).

Нарушенное развитие обладает определенной структурой свойствами. Наиболее обобщенно в специальной психол' гии воспроизвел основные характеристики (параметр! нарушенного развития В. В. Лебединский. К числу таю параметров относят функциональную локализацию наруш ний, разделяя их на частные и общие. Первые связаны нарушениями отдельных функций: восприятия, предметнь действий, речи и пр. Общие нарушения проявляются в ди функциях разных сторон регуляторных систем.

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем появл ния того или иного нарушения.Как указывал Л. С. Выготски

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ф§НОМЕНА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТЕ



Для самостоятельной работы - student2.ru Для самостоятельной работы - student2.ru Для самостоятельной работы - student2.ru Для самостоятельной работы - student2.ru Праметры

(характеристики)

Нарушенного

Развития

Для самостоятельной работы - student2.ru Функциональная локализация нарушений:

• общие (дисфункции регуляторных систем)

• частные (нарушения восприятия, речи и т. д.)

Динамика формирования межфункциональных связе| • временная независимс функций (изолированные! • ассоциативные • иерархические

Для самостоятельной работы - student2.ru Для самостоятельной работы - student2.ru Хроногенность

(время появления нарушения)

последствия:

• недоразвитие или задержка

• повреждение

• распад

Для самостоятельной работы - student2.ru Для самостоятельной работы - student2.ru Структура нарушенного развития:

• первичные (ядерные)

• вторичные (специфические)

• третичные (неспецифические)

Для самостоятельной работы - student2.ru Схема 6.1. Параметры дизонтогенеза

чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжeJ его последствия для психического развития. Причем раннего возраста наиболее характерны явления недораз: тия, в то время как на более поздних этапах онтогенеза роятнее всего преобладание повреждения и распада пси ческих функций.

Кроме того, фактор хроногенности определяется не возрастом, в котором у ребенка возникло нарушение, н! длительностью развития определенной функции. Общ! законом развития является то, что раньше других форми| ются функции с коротким временным циклом своего

<-н.нiич Именно эти функции чаще всего повреждают I. ire «молодые» функции имеют и соответственно 6oj i ш и ц.кый цикл формирования — сложные образован ним in- развиваются. В отношении этих функций в слу» ц-щ-1 кия патогенного фактора речь, скорее всего, моя и 11 и и in о недоразвитии, или о задержанном развитии.

-м1-ниой фактор имеет и еще один аспект. В период ж к г интенсивного развития (сензитивные периоды) пс кимгекпе функции, как правило, характеризуются сниз мигм уровни резистентное™ по отношению к воздейств) ii.i mi итого фактора. Это также относится и к психик* Не 1ом и периоды ее перехода с одной возрастной фазы ipy i у к).

Третий параметр связан с возрастной динамикой форми] •ними межфункциональных связей. Как указывал Л. С. В готский, развитие представляет собой не столько изме! мп vi и параметрах работы отдельных функций (наприм! v in ничсние словаря или объема запоминания), сколько i мепение отношений между разными функциями. Изме! 11 иг в параметрах работы отдельных функций рассматрш лось Л. С. Выготским как феномен роста. В современн психологии принято выделять три типа мeжфyнкциoнaJ IU.IX связей. Первый тип — временной независимости фу1 цнй, характерный для ранних периодов онтогенеза. Bi рой - ассоциативный, в основе которого лежат появлен целостных межфункциональных комплексов на основе щ странственно-временной близости. Наконец, третий тип иерархический. Для него характерна многоуровневая стр} тура, при которой одни функции подчинены другим. Так тин связей обладает большой пластичностью и, как сл< Ствие, устойчивостью.

В случаях отклоняющего развития весьма часто наблю; ются нарушения в формировании межфункциональных с\ чей. Отдельная функция может долгое время оставатьс; изолированном положении, что замедляет и ее развитие развитие других функций. По существу, речь идет о на{

Наши рекомендации