Преподаватель: Даниленко А.В
Вопросы к экзамену
по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»
Для студентов, специальности
«География» 3 курс ОЗО
2014-2015
Преподаватель: Даниленко А.В.
1. Психология как наука. Предпосылки и этапы развития психологических знаний. Житейские и научные знания.
2. Предмет, задачи и структура современной психологии, ее место в системе наук.
3. Классификация методов психологии. Характеристика основных методов психологии.
4. Вспомогательные методы психологии и их характеристика.
5. Классификация проявлений психики. Этапы развития психики и поведения в филогенезе.
6. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура сознания.
7. Сознание и бессознательное. Роль бессознательного в жизни человека.
8. Категория деятельности в психологии. Структура деятельности.
9. Освоение действия и формирование навыка. Интериоризация и экстериоризация.
10. Психологическая характеристика основных видов деятельности. Понятие «ведущий вид деятельности» и их последовательная смена в онтогенезе.
11. Познавательные процессы как формы отражения действительности. Чувственное и рациональное познание. Схема осуществления познавательной деятельности.
12. Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений. Роль ощущений в жизни человека.
13. Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия. Роль восприятия в жизни человека.
14. Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач.
15. Понятие о воображении. Функции и виды воображения. Механизмы и способы создания образов.
16. Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания. Способы привлечения внимания.
17. Понятие о памяти. Функции и виды памяти. Способы организации запоминания.
18. Понятие об эмоциональных процессах. Функции и свойства эмоций и чувств.
19. Понятие о воле. Функции воли. Структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
20. Понятие о темпераменте. Физиологические основы и типы темперамента, их характеристика.
21. Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы. Воспитание и самовоспитание характера.
22. Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
23. Предмет, структура и методы социальной психологии.
24. Понятие малой группы в социальной психологии. Признаки, механизмы развития, структурные характеристики и виды групп.
25. Руководство и лидерство в группах. Стили руководства. Качества лидера.
26. Понятие общения в социальной психологии. Функции, структура и виды общения, коммуникативные барьеры.
27. Психологические особенности межличностных отношений: понятие, виды, характеристика. Понятия: аттракция, симпатия, дружба и любовь.
28. Конфликты в межличностных отношениях. Причины возникновения, функции и виды конфликтов. Динамика развития конфликта. Управление конфликтами.
29. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность». Основные теории личности. Структура личности.
30. Социализация и её основные характеристики. Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Гиперсоциализация.
31. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Структура возрастной психологии.
32. Основные зарубежные теории психического развития. Характеристика одной на выбор.
33. Теории психического развития и становления личности в отечественной психологии. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.
34. Понятие психического развития. Факторы, закономерности и динамика психического развития. Эволюционные, революционные и ситуационные изменения.
35. Понятие неравномерности психического развития. Критическая и литическая фазы развития. Кризисы возрастного развития и их причины.
36. Понятие о возрасте. Категории возраста. Акселерация и ретардация развития.
37. Проблема возрастной периодизации в психологии. Основные понятия, характеризующие возрастное развитие.
38. Характеристика новорожденности как первого критического периода развития.
39. Психическое развитие ребёнка в младенчестве. Особенности сенсорного и речевого развития. Кризис 1 года – причины и особенности протекания.
40. Психическое развитие ребёнка в раннем детстве. Кризис 3 лет. Причины и проявления кризиса.
41. Психическое развитие и формирование личности в дошкольном возрасте. Кризис 6 лет.
42. Игра и психическое развитие ребенка. Эволюция игры в онтогенезе. Виды игр.
43. Компоненты и значение психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Причины и последствия школьной дезадаптации.
44. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.
45. Особенности отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми. Роль учителей и сверстников в формировании самооценки и самоотношения.
46. Общая характеристика психического развития и формирования личности в подростковом возрасте.
47. Причины и проблемы кризиса подросткового возраста. Отклоняющееся поведение подростков. Особенности самовыражения и неформальные объединения подростков.
48. Становление личности в юности. Задачи развития и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
49. Предмет, задачи, методы и структура педагогической психологии.
50. Психологические основы обучения. Соотношение понятий: обучение, развитие, научение. Виды и механизмы научения.
51. Традиционные и инновационные методы обучения.
52. Психологическая характеристика учебной деятельности: понятие, структура, особенности.
53. Психологическая характеристика педагогической деятельности: понятие, структура, особенности и индивидуальный стиль педагогической деятельности.
54. Психологическая характеристика личности учителя. Профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога.
55. Стили педагогического общения. Авторитет учителя.
56. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания. Психологические механизмы формирования свойств личности.
57. Психологическая характеристика педагогической оценки: ее содержание, место, функции в структуре обучения. Виды, возрастные особенности и условия эффективности педагогической оценки.
58. Психологическая характеристика образовательной системы, её структура. Взаимодействие субъектов образовательной системы.
59. Особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе. Конфликты в педагогической деятельности и пути их преодоления.
60. Социально-психологический климат: понятие, структура, функции, динамика. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.