Преподаватель: Даниленко А.В

Вопросы к экзамену

по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»

Для студентов, специальности

«География» 3 курс ОЗО

2014-2015

Преподаватель: Даниленко А.В.

1. Психология как наука. Предпосылки и этапы развития психологических знаний. Житейские и научные знания.

2. Предмет, задачи и структура современной психологии, ее место в системе наук.

3. Классификация методов психологии. Характеристика основных методов психологии.

4. Вспомогательные методы психологии и их характеристика.

5. Классификация проявлений психики. Этапы развития психики и поведения в филогенезе.

6. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура сознания.

7. Сознание и бессознательное. Роль бессознательного в жизни человека.

8. Категория деятельности в психологии. Структура деятельности.

9. Освоение действия и формирование навыка. Интериоризация и экстериоризация.

10. Психологическая характеристика основных видов деятельности. Понятие «ведущий вид деятельности» и их последовательная смена в онтогенезе.

11. Познавательные процессы как формы отражения действительности. Чувственное и рациональное познание. Схема осуществления познавательной деятельности.

12. Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений. Роль ощущений в жизни человека.

13. Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия. Роль восприятия в жизни человека.

14. Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач.

15. Понятие о воображении. Функции и виды воображения. Механизмы и способы создания образов.

16. Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания. Способы привлечения внимания.

17. Понятие о памяти. Функции и виды памяти. Способы организации запоминания.

18. Понятие об эмоциональных процессах. Функции и свойства эмоций и чувств.

19. Понятие о воле. Функции воли. Структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.

20. Понятие о темпераменте. Физиологические основы и типы темперамента, их характеристика.

21. Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы. Воспитание и самовоспитание характера.

22. Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.

23. Предмет, структура и методы социальной психологии.

24. Понятие малой группы в социальной психологии. Признаки, механизмы развития, структурные характеристики и виды групп.

25. Руководство и лидерство в группах. Стили руководства. Качества лидера.

26. Понятие общения в социальной психологии. Функции, структура и виды общения, коммуникативные барьеры.

27. Психологические особенности межличностных отношений: понятие, виды, характеристика. Понятия: аттракция, симпатия, дружба и любовь.

28. Конфликты в межличностных отношениях. Причины возникновения, функции и виды конфликтов. Динамика развития конфликта. Управление конфликтами.

29. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность». Основные теории личности. Структура личности.

30. Социализация и её основные характеристики. Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Гиперсоциализация.

31. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Структура возрастной психологии.

32. Основные зарубежные теории психического развития. Характеристика одной на выбор.

33. Теории психического развития и становления личности в отечественной психологии. Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

34. Понятие психического развития. Факторы, закономерности и динамика психического развития. Эволюционные, революционные и ситуационные изменения.

35. Понятие неравномерности психического развития. Критическая и литическая фазы развития. Кризисы возрастного развития и их причины.

36. Понятие о возрасте. Категории возраста. Акселерация и ретардация развития.

37. Проблема возрастной периодизации в психологии. Основные понятия, характеризующие возрастное развитие.

38. Характеристика новорожденности как первого критического периода развития.

39. Психическое развитие ребёнка в младенчестве. Особенности сенсорного и речевого развития. Кризис 1 года – причины и особенности протекания.

40. Психическое развитие ребёнка в раннем детстве. Кризис 3 лет. Причины и проявления кризиса.

41. Психическое развитие и формирование личности в дошкольном возрасте. Кризис 6 лет.

42. Игра и психическое развитие ребенка. Эволюция игры в онтогенезе. Виды игр.

43. Компоненты и значение психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Причины и последствия школьной дезадаптации.

44. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.

45. Особенности отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми. Роль учителей и сверстников в формировании самооценки и самоотношения.

46. Общая характеристика психического развития и формирования личности в подростковом возрасте.

47. Причины и проблемы кризиса подросткового возраста. Отклоняющееся поведение подростков. Особенности самовыражения и неформальные объединения подростков.

48. Становление личности в юности. Задачи развития и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

49. Предмет, задачи, методы и структура педагогической психологии.

50. Психологические основы обучения. Соотношение понятий: обучение, развитие, научение. Виды и механизмы научения.

51. Традиционные и инновационные методы обучения.

52. Психологическая характеристика учебной деятельности: понятие, структура, особенности.

53. Психологическая характеристика педагогической деятельности: понятие, структура, особенности и индивидуальный стиль педагогической деятельности.

54. Психологическая характеристика личности учителя. Профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога.

55. Стили педагогического общения. Авторитет учителя.

56. Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания. Психологические механизмы формирования свойств личности.

57. Психологическая характеристика педагогической оценки: ее содержание, место, функции в структуре обучения. Виды, возрастные особенности и условия эффективности педагогической оценки.

58. Психологическая характеристика образовательной системы, её структура. Взаимодействие субъектов образовательной системы.

59. Особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе. Конфликты в педагогической деятельности и пути их преодоления.

60. Социально-психологический климат: понятие, структура, функции, динамика. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.

Наши рекомендации