Тема 2. Познавательные психические процессы оператора
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.
Вопрос 1. Ощущение и восприятие
Ощущение — это психический процесс, в котором происходит отражение отдельных свойств, качеств объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (холодно, громко, ярко и т.д.).
Физиологическая основа ощущения — деятельность специального нервного аппарата, называемого анализатором. Каждый анализатор воспринимает строго определенные специфические воздействия внешнего или внутреннего мира (для сетчатки глаза таким адекватным раздражителем является световая энергия (например, звуковые колебания она не воспринимает)).
2.Классификация ощущений: интерорецептивные (рецепторы расположены на поверхности внутренних органов) делятся на органические (жажда, тошнота) и болевые; рецепторы, расположенные внутри мускулов, сухожилий, суставов называют проприорецепторами (ощущения движения, равновесия, положения тела); рецепторы, расположенные на поверхности тела — экстерорецепторы (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух) .
3.Психофизические закономерности ощущений. 1. Не всякий раздражитель вызывает ощущение. Нужна определенная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Минимальная интенсивность (сила) раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений. Чем меньше нижний абсолютный порог ощущений, тем чувствительность больше и, наоборот. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение — верхний абсолютный порог ощущений. Если увеличивать дальше силу раздражителя, наступает момент, когда данное ощущение превращается в болевое (свет слепит). Величины абсолютных порогов у разных людей различны.
2. Привыкание органа чувств к длительно действующему раздражителю или адаптацией. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, имеет свои временные характеристики (они различны для разных органов чувств — человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте через 30 секунд, слышать — через 15 секунд, а слабые прикосновения к коже перестают восприниматься еще быстрее);
3. Контраст — изменение чувствительности к адекватному раздражителю под влиянием предшествующего (например, в силу контраста обостряется ощущение кислого после сладкого).
Восприятие есть психический познавательный процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ. Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенна отличаться друг от друга.
Виды восприятия различают 1. в зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
2. формам существования материи: восприятие времени — как отражение объективной временной действительности; восприятие движения — как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т.е. направления и скорости); восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от объекта, а также направления, в котором находится объект восприятия.
В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие:
предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;
обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;
константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);
осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;
избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
6. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Эта зависимость восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете. Более того, иногда человек может увидеть то, что хочет, даже в том случае, если в данный момент этого нет перед его глазами. Поэтому, излагая новый материал по любому предмету, целесообразно апеллировать к жизненному опыту учеников соответствующего возраста, к тому, что им приходится наблюдать дома, на улице, в школе.
Вопрос 2. Память
Память– это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.
К процессам памятиотносятся следующие:
1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;
3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
Одной из важнейших характеристик является качество памяти,которое обусловлено: скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти); скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).
Для классификации видов памяти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.
1. Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:
• двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;
эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства;
• образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);
• словесно-логическая (вербальная) память — память на мысли и речь.
2. По способу запоминания выделяют: механическую память, не опирающуюся на понимание и смысловую память, основанную на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов (А.А. Смирнов).
3. По продолжительности запоминания и сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия.
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.
Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.
Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.
Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.
Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.
Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается..
Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.
Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.
Вопрос 3. Мышление
Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности
Виды мышления: Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.
Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.
Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.
Особенности: 1.Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.
2. Источником мыслительной деятельности является практика.
3. Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.
4. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.
К основным мыслительным операциям относятся:
анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;
систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.
Основные качественные характеристики мышления, определяющие его индивидуальные различия: самостоятельность — проявляется в умении увидеть новую проблему и поставить новый вопрос, а затем решить задачу своими силами. Это способность принимать решение и действовать в соответствии с собственными взглядами, не поддаваясь посторонним влияниям;
- глубина — характеризует степень проникновения в сущность явления, процесса (обладающий глубоким мышлением спортсмен не только понимает суть спортивных ситуаций, но и предвидит их развитие);
- широта — дает возможность постоянно держать под своим контролем большое количество связей между предметами, использовать при решении задачи различные межпредметиые знания;
- гибкость — характеризуется умением изменять план действий, если он не удовлетворяет те условия, которые обнаруживаются в ходе решения задачи;
- критичность — характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, больше отвечающий условиям деятельности;
- быстрота — способность мгновенно находить правильные., обоснованные решения и реализовывать их при дефиците времени.
Вопрос 4. Внимание
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Среди всех психических явлений внимание занимает особое место: оно не является самостоятельным психическим процессом. Внимание выступает как условие протекания психических познавательных процессов.
Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека (стук в дверь).
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей.
К основным свойствам вниманияобычно относят следующие:
концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.
Вопросы на практическое занятие: