Упражнение 16. «Засорение» вашего Взрослого

Эффективный метод избавления от влияния на вашего Взрослого предубеждений Родителя и заблуждений Ребенка заключается в изменении ваших утверждений на противоположные.

Влияние Родителя.Напишите четыре прилагательных, которые вы используете, когда говорите о людях различного пола, национальности, возраста, религии, образования, класса, происхождения, например:

Мужчины ___________________________________

Женщины___________________________________

Евреи________________________________________

Кавказцы____________________________________

Богачи_______________________________________

Бедняки______________________________________

Иностранцы_________________________________

Вы располагаете достаточными и точными сведениями, чтобы проверить ваши утверждения, или какое-то событие побудило вас принять такую позицию? Слухи? Средства массовой информации?

Теперь измените ваши высказывания на противоположные тем, которые вы применили. Что вы обнаружили?

Влияние Ребенка.Вы часто используете слова, свидетельствующие о том, что вы ожидаете сказочную личность или необычайное событие – такие, как «Когда (или если) он (она) изменится... я женюсь... я разве дусь... я найду хорошую работу... дети подрастут...»? Вы часто используете слова, которые говорят о том, что вы думаете о себе определенным образом и ничего не мо жете в себе изменить, – такие, как «Я такой беспомощный, что... я такой глупый, что... я такой подавленный, что... я такой робкий, что...». Какую позицию «Я такой... что...» вы чаще всего занимаете в отношении себя?

Теперь измените несколько ваших утверждений на противоположные, например: «Он (она) может никогда не измениться, поэтому... я такой сильный, что... я такой... что...»

После того как вы рассмотрели возможные влияния Родителя и Ребенка, задайте себе следующие вопросы: удовлетворяет ли меня то, что я обнаружил? Что мне необходимо оценить заново? Что мне необходимо изменить? Какие контракты мне необходимо заключить? Какие вопросы Взрослого необходимо поставить?

Упражнение 17. «Изучение ваших проекций»

Другие часто служат для нас зеркалом. Когда вы смотрите на кого-нибудь, то можете увидеть в нем себя самого. Изучение ваших проекций является полезным методом самопознания.

Вообразите кого-нибудь, кто вам особенно не нравится. Что вам не нравится в этом человеке? Не знаете ли вы других людей с такими чертами? Они также не нравятся вам?

Представьте, что вы обладаете этими же чертами. Представьте себя в действии. Делайте в воображении

то, что делают люди, которые раздражают вас. Поступайте так, как они.

Теперь спросите себя: «Может ли так быть, что я сам веду себя подобным образом или что эти черты принадлежат мне самому?»

Представьте себе кого-нибудь, кто особенно восхищает вас. Что вам нравится в этом человеке? Вы знаете других людей, которые обладают подобными чертами? Вы также восхищаетесь этими людьми?

Представьте себе, что вы говорите, ходите, ведете себя так же, как и те, кто восхищает вас. Представьте, что вы обладаете их чертами.

Задайте себе вопрос: «Может ли так быть, что я обладаю этими способностями и чертами?» В течение недели составьте два списка:

• В одном записывайте все, в чем вы обвиняете других (она отвергает меня, он глуп, мой муж волочится за кем-нибудь, она всегда сердита, он ненавидит меня и т. д.).

• В другом отмечайте все, что вызывает у вас восхищение (она такая нежная, он смышлёный, моя жена всегда делает полезные замечания, он прекрасно обращается с детьми, она очень изящно одевается и т. д.).

В конце недели проверьте ваши списки. Не видите ли вы каких-нибудь шаблонов?

Задайте себе вопрос: «Может ли так быть, что я...»?

Например, «Может ли так быть, что я отвергаю ее лишь потому, что полагаю, будто она отвергает меня?», «Может ли так быть, что я хотела бы избежать этого брака и поэтому обвиняю его в том, что он желает этого?».

Упражнение 18. «Метод решения проблем»

Если у вас есть проблемы, которые необходимо решить, – такие, как найти работу, изменить стиль поведения, улучшить семейные отношения, – активизируйте вашего Взрослого, используя следующие приемы. Некоторые из них могут не подходить ко всем проблемам, но по крайней мере рассмотрите их.

1. Определите проблему и запишите ее (вы можете обнаружить, что то, что вы считали главной проблемой, вовсе таковой не является).

2. Каковы мнения, осведомленность и поведение вашего Родителя по отношению к этой проблеме? Напишите, что каждый из ваших родителей сказал бы или сделал бы в связи с этой проблемой. Прислушайтесь к речи родителей в вашей голове. Запишите то, что они считают необходимым, обязательным и т. д. Запишите, чего они избегали, а также их невербальные сообщения.

3. Рассмотрите чувства, установки и осведомленность вашего Ребенка по отношению к этой проблеме. Запишите ваши чувства, которые связаны с данной проблемой. Это ярлыки или настоящие чувства? Не играете ли вы в какую-нибудь игру в связи с этой проблемой? Соответствует ли эта игра вашему конструктивному, деструктивному или непродуктивному сценарию? Не исполняются ли при этом какие-либо манипулятивные роли?

4. Оцените влияние, которое оказывают на ваши мысли, чувства и поступки ваши Родитель и Ребенок, с помощью вашего Взрослого. Какие установки Родителя мешают решению проблемы? Какие установки Родителя помогают вам? Какие чувства и способы адаптации Ребенка мешают решению проблемы? Какие помогают? Какое решение было бы приятно вашему Родителю? Поможет его мнение решить вашу проблему или помешает вам? Какое решение было бы приятно вашему Ребенку? Поможет вам точка зрения Ребенка или затруднит решение проблемы?

5. Представьте различные пути решения проблемы. Не отвергайте никакую идею. Вместо этого используйте вашего Маленького Профессора. Привлеките все свои способности, какие только сможете, даже если некоторые покажутся смешными.

6. Рассмотрите внутренние и внешние источники, необходимые для каждого решения. Являются ли эти источники доступными? Подходящими?

7. Оцените вероятность успеха каждого из возможных способов решения проблемы. Отбросьте те, которые являются невозможными.

8. Выберите две или три наиболее вероятных способа. На основе фактов и творческого воображения выберите наиболее подходящий вам.

9. Осознайте чувства, которые вызовут ваши решения. Решения, которые оставляют хорошие ощущения, могут удовлетворять все состояния «Я». Решение, которое оставляет у вас неприятные чувства, может заставлять вашего Родителя и/или Ребенка сопротивляться ему и в действительности быть вредным для вас или окружающих или может просто оказаться неправильным.

10. Заключите контракт, необходимый для того, чтобы исполнить решение. Представьте соответствующие поступки Взрослого, которые подходят к вашему контракту.

11. Приведите в действие ваше решение. Если это возможно, испытайте его в малом. Затем двигайтесь вперед с большей энергией.

12. Оцените сильные и слабые стороны вашего плана по мере его осуществления. Сделайте необходимые поправки.

13. Радуйтесь своим успехам. Не впадайте в уныние при неудачах. Изучите их и начинайте снова.

Упражнение 19. Ваша этика Взрослого»

При развитии вашего этического кодекса Взрослого обдумайте все области, в которых ваша жизнь связана с жизнью других людей, и то, как ваши взгляды влияют на людей, даже тех, кто живет далеко от вас и/или которые сильно отличаются от вас.

Обдумайте ваше поведение и установки по отношению ко всему вашему окружению, включая как живую, так и неживую природу.

Спросите вашего Взрослого: кого и что я ценю в жизни? Для кого и для чего я живу? Ради кого и за что я мог бы умереть? Что значит для меня моя жизнь сейчас? Что она могла бы значить? Что моя жизнь значит для других сейчас? Что она значит для других, которые придут? Может быть, я действую так, потому что думаю о благе общества, сохранении рода человеческого и его развитии?

Что для вас является действительно важным? Составьте список из пяти пунктов – то, что вы цените больше всего в жизни. Расположите эти ценности по степени их важности.

1.___________________________________________

2.____________________________________________

3. ___________________________________________

4. ___________________________________________

5.___________________________________________

Изучите этот список. Спросите у себя: какое отношение имеют мои ценности к моей личной, общественной жизни, работе? Какое отношение они имеют к моему состоянию «Я» Родителя и Ребенка? Соответствует ли мой нынешний образ жизни тем ценностям, которые, по моему утверждению, для меня важнее всего?

Упражнение 20. «Вопросы Взрослого о вашей жизни»

Если вы начали более глубоко задумываться над тем, кто вы на самом деле, зачем вы существуете, как вы в действительности живете и куда ваши модели поведения ведут вас, дайте вашему Взрослому стать более осознающим, спрашивая себя: кем я себя чувствую (по ощущению моего Ребенка)? Кем я себя считаю (по мнению моего Родителя)? Кем я себя считаю (по обработанным данным моего Взрослого)? Другие люди – муж (жена), дети, друзья, коллеги относятся ко мне как к родителю, взрослому или ребенку? Кем я хочу быть (сегодня, через пять, десять, двадцать лет)? Какие способности я имею, чтобы стать таким? Какие препятствия могут возникнуть на этом пути? Что я собираюсь делать со своими возможностями и ограничениями? Ценю ли я то, что увеличивает потенциал моих способностей? Ценю ли я то, что помогает другим развивать их способности? Как я могу развить в себе больше черт Выигрывающего, кем я и рожден быть?

Тренинг «Определение жизненного сценария»

Упражнение 1. «Ваш сценарий»

Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придет в голову.

Какое название у вашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий?

Сохраните ваши ответы, к которым можно вернуться снова, получив дополнительную информацию о сценарии жизни.

Упражнение 2. «Расшифровка вашего сценария»

Сны, фантазии, сказки и детские рассказы могут привести к разгадке вашего сценария. Не сдерживайте воображения при выполнении заданий этого упражнения. Не думайте о том, для чего они нужны и что означают. Не контролируйте себя и не пытайтесь угадать, что вам нужно сказать. Просто представьте какие-то образы и ощутите связанные с ними чувства. После этого можно приступить к анализу и расшифровке. Наилучший результат достигается в том случае, если вы работаете в группе или с партнером, но можно выполнять это упражнение и индивидуально. Желательно (особенно при самостоятельной работе) записывать ваши ответы на магнитофон. После этого прослушайте пленку несколько раз и дайте простор вашей интуиции. Вы будете, несомненно, удивлены тому, как много вы узнали о себе и своем сценарии.

Возможно, в процессе выполнения упражнений вы будете испытывать сильные эмоции, отражающие ваши детские чувства, которые выплыли на поверхность наряду с вашими сценарными впечатлениями. Если вы будете испытывать подобные чувства, то в любой момент можете прекратить упражнение. Если вы захотите остановиться, прекратите упражнение и сконцентрируйте внимание на каком-то предмете в комнате. Скажите себе (или вашему партнеру), что это за предмет, какого он цвета и для чего он нужен. Подумайте об обычной теме для взрослого разговора, например, что у вас будет на обед или когда вам в следующий раз нужно быть на работе.

Герой.Кто ваш любимый герой или героиня? Возможно, это персонаж детской сказки, а может быть, персонаж пьесы, книги или фильма, который вы помните, или реальный человек. Начните с героя, который первым пришел вам в голову. Затем включите магнитофон и отвлекитесь от вашего партнера или группы. Станьте этим героем, войдите в его образ и говорите о себе столько, сколько вам хочется, при этом начинайте со слова «Я...».

Сказка.Снова выберите то, что вам нравится, первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, басня, классический миф – все, что хотите. Для того чтобы извлечь максимум пользы из рассказа, перескажите, а если хотите – можете изменить или продолжить его, став каким-нибудь персонажем или предметом. При этом, как и в предыдущем варианте, говорите от первого лица.

Сон.Выберите какой-то из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или же много раз повторяющегося сна, хотя для этого упражнения подойдет любой сон. Расскажите ваш сон, при этом говорите не в прошедшем, а в настоящем времени. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каким-либо человеком или вещью и начните говорить о себе от его имени. После того как вы закончите, сразу же скажите, что вы чувствовали. Было вам приятно или нет? Вам понравилось, как закончился сон? Если нет, вы можете продолжить упражнение, заменив концовку сна. Новое окончание вашего сна тоже рассказывайте в настоящем времени. Убедитесь в том, что вы вполне удовлетворены концовкой сна. Если нет, придумайте еще один конец, и так далее, сколько вам будет угодно.

Предмет.Осмотрите вашу комнату и выберите какой-нибудь предмет, лучше всего тот, о котором вы подумали в первую очередь. Затем станьте им и начинайте говорить о себе. Для того чтобы получить максимум пользы от упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с избранным предметом. Партнер должен просто разговаривать с вами, как будто вы дверь, камин и т. д.

Пьеса вашей жизни.Для этого упражнения необходим человек, который бы разговаривал с вами, исполняя роль ведущего. Если есть возможность, надиктуйте свой спектакль на пленку, чтобы после прослушивать эти записи и, при желании, вносить в спектакль изменения. Один ведущий может провести это упражнение для целой группы. Ведущий не должен повторять свою роль слово в слово. Лучше, если он наметит для себя последовательность рассказа, а затем начнет импровизировать. Между предложениями необходимо делать паузы, чтобы дать участникам возможность сконцентрироваться на том, что они видят, а в конце каждого отрывка делать достаточно долгую паузу, чтобы участники могли осознать и/или надиктовать содержание каждой сцены.

Сядьте или лягте поудобнее. Расслабьтесь. Можете закрыть глаза. После этого ведущий начинает говорить: «Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный это спектакль или скучный, героический или заурядный – или какой-то еще? Театр заполнен, полупустой или пустой? Будет публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет она аплодировать или уйдет со спектакля – или что-то другое? Как называется ваш спектакль – спектакль о вашей жизни? А сейчас свет потушен. Поднимается занавес. Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы – младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции? Чувствуете ли вы какой-нибудь запах или ощущаете что-либо на вкус? А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля». (Пауза.)

Ведущий продолжает: «А сейчас наступила вторая сцена. В этой сцене вашего спектакля вы – ребенок в возрасте от трех до шести лет. Где вы? Что видите вокруг себя? Есть ли кто-нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Испытываете ли какие-то физические ощущения или эмоции? Может быть, вы чувствуете какой-то запах или ощущаете что-то на вкус? Осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене вашего спектакля, в которой вам от трех до шести лет». (Пауза.)

После этого ведущий теми же словами вводит вас в следующие сцены спектакля: сцену юношества, от десяти до шестнадцати лет; настоящую сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десять лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля – сцену вашей смерти. В репликах ведущего к этой сцене должен звучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене спектакля?»

Наконец ведущий просит вас вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необходимо. Поделитесь с группой или партнером вашими ощущениями.

Упражнение 3. «Культурный и семейный сценарий»

Вообразите, что вы движетесь назад во времени. Кто были ваши предки семьдесят пять лет или сто пятьдесят лет назад? Влияет ли на вас каким-либо образом ваше культурное наследство (в ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию)? Вспомните хотя бы одну тему, которой вы следуете теперь и которая определяется культурным сценарием. Вспомните ваши нынешние жизненные сцены. Включают ли какие-либо из них субкультурные сценарии? Вспомните роли в сценарии семьи, в которой вы выросли. Повторяете ли вы какие-либо из них сейчас? Какие роли вы изменили?

Упражнение 4. «Невербальные и вербальные сообщения вашего сценария»

Прочтите все описание упражнения перед тем, как выполнить его.

Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц, которые вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица вы увидели?

Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные вами от родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй).

Какие приятные или неприятные чувства возникли у вас? Какие сообщения передавались вам через выражения лиц и телесные действия?

Опять представьте себе, что вы ребенок. На этот раз прислушайтесь к тем словам, которые говорились о вас в вашей семье. Что говорилось о вашей ценности? Вашем лице? Сексуальности? О ваших способностях? Вашем уме? Морали? Здоровье? О вашем будущем?

Произнесите вслух фразы, которые вы вспомнили и которые отражают то, что думал про вас каждый из родителей.

Связана каким-либо образом ваша нынешняя самооценка с мнением ваших родителей о вас?

Упражнение 5. «Ролевые отождествления»

Вспомните несколько последних дней и ваши отношения с различными людьми. Не играли ли вы какую-либо из трех драматических ролей – Жертвы, Преследователя, Спасителя? Менялась ли ваша роль при смене обстоятельств? Играли ли вы одну роль чаще, чем остальные? Не были ли исполняемые вами роли похожи на персонажей ваших любимых книг, сказок, притч и т. п.?

Упражнение 6. «Жизненные сцены»

Представьте свою жизнь в виде вращающейся сцены. Изобразите на ней различные окружения в соответствии со временем, которое вы находитесь в каждом из них. Возьмите типичный месяц вашей жизни. Исключите время, затрачиваемое вами на сон, если оно не представляет для вас особой важности. Соответствует ли энергия, которую вы расходуете на каждой сцене, количеству времени, проводимому на ней? Есть ли у вас реальный интерес к той области, где вы расходуете свое время и энергию? Кто, по вашему мнению, направляет вашу жизненную драму на каждой сцене? Вы удовлетворены тем, как вы используете свои возможности в различных окружениях?

Упражнение 7. «Список действующих лиц»

Вспомните наиболее важных для вас людей, которые участвуют в вашей жизненной драме. Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые вы расходуете на них, и реальным интересом, который вы испытываете к ним.

Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой реальный интерес, по вашему мнению, они испытывают по отношению к вам?

Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют вашим жизненным планам?

С кем и на каких сценах вы играете в игру «Если бы...»? С кем и на каких сценах вы действительно являетесь своей ролью, а не только играете ее?

Упражнение 8. «Ваш Родитель»

Вы имеете неповторимое состояние «Я» Родителя, являющееся, вероятно, смесью полезного и вредного поведения. Осознание вашего Родителя дает вам более разнообразный выбор способов поведения, которые, в свою очередь, могут увеличить ваши шансы стать победителем и воспитать победителями своих детей.

Чтобы познакомиться с вашим Родителем, начните с более полного осознания ваших реальных родителей.

Представьте себе, что перед вами находится видеомагнитофон, который вы можете использовать для воспроизведения видеозаписей вашего Родителя. Поставьте кассету с записью матери, отца, дедушки, бабушки, неродных или приемных родителей, старших родственников или других людей, чье влияние вы испытывали на себе в раннем детстве.

Вообразите, что записи сделаны по темам. Прочтите каждый ряд вопросов, затем включите видеозапись, чтобы получить ответы. Начните с записей, имеющих пометку «Деньги».

Деньги.Как ваши родители относились к денежным проблемам? К возможности потерять работу? К внезапному, неожиданному счастливому приобретению? Они были вынуждены вести борьбу за существование или их дела удавались им легко? На что они расходовали свои деньги? Кто контролировал семейный бюджет? Как его расход отражался на уровне жизни семьи? Как они говорили о деньгах?

Имущество.Были ли у ваших родителей любимые вещи, например дом, машина, детские рисунки? Если да, то не представлялась ли им забота о вещах более важной, чем забота о людях, или наоборот? Был ли их стиль жизни сознательным? Старались ли они ни в чем не отставать от соседей? Кто принимал решение о покупках, например о покупке машины, одежды и так далее?

Кризис.Что происходило во время семейных кризисов, таких, как смерть, болезнь, несчастный случай, нежелательная беременность, развод или стихийные бедствия? На кого из родителей можно было положиться? Кто оказывался в стороне?

Досуг.Что делали родители, когда хотели весело провести время? Где они любили бывать? Проводили ли они досуг вместе? Как они развлекали гостей у себя дома? Кого они приглашали в дом? Кто приглашал их? Что делали родители, когда хотели пойти в гости?

Половые роли.Какими были установки ваших родителей о женственности и мужественности? Уважал ли ваш отец вашу мать или был невысокого мнения о ней? Уважала ли ваша мать вашего отца или нет? Какие роли они исполняли из тех, которые считаются «мужскими» или «женскими»? Входила ли сюда работа по дому? Надеялись ли они, что вы будете исполнять эти роли так же, как и они? Были ли в вашем доме места, считавшиеся отцовскими или материнскими? Слышали ли вы от них такие фразы, как «Твоя мать сходит с ума от тряпок» или «Это так похоже на мужчин»? Были ли ваши родители внешне холодны или нежны друг с другом? Что вы знаете об их сексуальной жизни? О чем догадываетесь?

Семейные обеды.Какая атмосфера царила в доме во время обеда? Праздничная? Горел яркий свет, стелилась белая скатерть, все оживленно беседовали? Или обеды проходили однообразно и каждый был сам по себе? О чем говорили ваши родители за столом? Как они говорили об этом? Не было ли в их разговорах манерности, которая раздражала вас? Была ли в вашей семье традиция не начинать обед, пока все не сядут за стол? Что и

как говорили ваши родители о различных блюдах? О том, как готовить их и хранить? Каким было мнение ваших родителей о том, что вы должны есть, и насколько вы соответствовали их ожиданиям? Было ли для вас время обеда наказанием, удовольствием или чем-то средним?

Внешность.Что можно сказать о внешности ваших родителей? Была ли их одежда привлекательной, аккуратной? Может быть, они небрежно одевались дома и наряжались, выходя на улицу? Был ли у них любимый стиль и любимые цвета? Не была ли их одежда крайне броской или слишком однообразной? Смущали ли вас их одежда, манера одеваться, косметика, фигура, физические качества? Были приятны вам? Или вызывали какие-то другие эмоции?

Образование.Что они говорили об образовании? Было ли образование для них ценным само по себе или являлось средством для достижения цели? Какое образование они имели? Были ли они удовлетворены им? Поощряли ли они вас к тому, чтобы вы получили лучшее образование, чем они? Такое же? Меньшее? Проявляли ли они интерес, были равнодушны или враждебно настроены к вашему образованию? Занятиям? Учителям?

Работа.Какой работой они занимались? Были ли они удовлетворены ею? Что они говорили о своей работе? Как вы думаете, они справлялись с ней? Они хотели, чтобы вы занимались такой же работой? Или лучшей? Не было ли у них особых установок о том, какая работа является мужской и какая – женской?

Ценности.Какие моральные и этические ценности привили вам родители? Имели эти ценности религиозный характер или ваши родители были атеистами? Входили ли в определенную религиозную группу? (Если да, то были ли вы приняты в нее и как?) Были ли у них определенные установки к людям других убеждений? Как они их выражали? Использовали ли они свои моральные и этические ценности, чтобы управлять вашим поведением? Передать вам ощущение высокой ценности чудесного дара жизни? Утешить и удовлетворить вашу потребность в безопасности? Объяснить явления природы? Что они говорили о своих убеждениях? Были ли они согласны друг с другом? Как на практике они следовали своим убеждениям? В чем совпадало то, что они говорили, с тем, что они делали? Как относились ваши родители к людям других национальностей? Дружелюбно? Враждебно? Холодно? Или с опасением? Что они говорили об этом? Как поступали?

Образцы высказываний.Как они разговаривали друг с другом? С другими людьми, например со своими родителями? С друзьями? С вами? Можете ли вы вспомнить их слова и тон голоса? Разговаривали ли они с разными людьми по-разному?

Образцы выслушивания.Прислушивались ли они к другим людям? К вам? Как они слушали других? С пристальным вниманием? Снисходительно? С пониманием? Рассеянно? Отзывчиво? Что они говорили об умении слушать?

Темы и роли сценария.Что, по вашему мнению, делало их счастливыми? Печальными? Раздраженными? Расстроенными? Несчастными? Были ли у них жизненные установки, такие, как «Хорошо Зарабатывать», «Преуспевать», «Никогда Не Зарабатывать Достаточно», «Создавать Семью», «Получать Удовольствие От Жизни», «Напиваться До Бесчувствия», «Покушаться На Свою Жизнь»? Были ли установки ваших родителей различными? Находились ли эти установки в конфликте друг с другом или дополняли друг друга? Вспомните своих родителей в их различных ролях. Как они исполняли роли Жертвы, Преследователя или Спасителя? Какую роль играли вы по отношению к ним?

Родительские привычки.Какими они были родителями? Нежными? Жестокими? Крикливыми? Молчаливыми? Какими были выражения их лиц? Их позы? Как они наказывали, ругали или хвалили вас? Если у вас были братья или сестры, то были ли у ваших родителей любимцы? Выражали ли они гнев, ненависть или любовь по отношению к вам? Как? Как они управляли вашим поведением? Обвиняя? Запугивая? Критикуя? С помощью подарков? Фальшивых комплиментов? Как-то еще? Какими лозунгами и высказываниями вас воспитывали? Были ли они полезными? Вредными? Не относящимися к делу? Можно ли было заранее сказать, как ваши родители среагируют на определенную ситуацию, или их поведение отличалось непредсказуемостью? Соперничали ли они друг с другом или с вами? Чувствовали ли вы, что они на вашей стороне? Что вам нравилось и не нравилось в них? Почему? Как вы считаете, они чувствовали себя Выигрывающими или Проигрывающими?

Установки ваших родителей.Как бы реагировали ваши родители на следующие события: больной ребенок заплакал посреди ночи. Приближается день рождения ребенка. Ребенок разбил дорогую вазу или сделал что-то запрещенное. Ребенок подвергся сексуальным приставаниям. Ребенок хочет завести собаку. Ребенок убежал из дома или девушка-подросток забеременела. Юноша уходит в армию. Женитьба последнего ребенка в семье. Новый сосед другой социальной группы или национальности. Родственник, желающий остаться жить в вашем доме. Нищий в грязной, изодранной одежде, просящий милостыню. Родственник, который нуждается в опеке. Автомобильная авария. Наступление выходного дня, утро в понедельник или праздники.

Насколько вы походите на своих родителей?После того как вы лучше поймете, на кого походили ваши родители, начните осознавать, насколько вы походите на них.

Ответьте на вопрос: «В чем я подражаю им?»

На кого походит ваш Заботливый Родитель и как вы используете его в семье, с друзьями, сотрудниками? На кого походит ваш Суровый Родитель и как вы используете его? Какие ваши манеры, позы, тон вашего голоса напоминают ваших родителей?

Если вы занимаетесь с детьми, насколько часто ваше поведение исходит из состояния «Я» Родителя? Представьте себе, что вы беседуете с детьми, имеющими различные настроения. Как вы будете отвечать хныкающему ребенку, вредному ребенку, непослушному ребенку, хвастливому ребенку, любопытному ребенку, хихикающему ребенку? Кто из родителей отвечал бы таким же образом? Были бы ваши ответы похожими? Как вы используете те же типы поведения по отношению к взрослым?

Теперь возьмите карандаш и бумагу и опишите ваши представления об идеальном ребенке. Считаете ли вы, что ваши родители составили бы такое же описание? Вы соответствовали этому образу или нет? Не ожидаете ли вы теперь, что дети или другие взрослые будут жить в соответствии с этим образом?

Упражнение 9. «Идентичность и ваше имя»

Обдумайте, как связано ваше имя с вашим сценарием. Какую идентичность оно вам дает?

Кто дал вам имя? Почему? Вас назвали в честь кого-то? Если да, то не связывали ли с вашим именем особых ожиданий? Вы гордились своим именем или вы не любили его? Называли ли вас именем, которое не соответствовало вашему полу, или обидным прозвищем? Ваше имя настолько распространенное, что вы чувствовали себя частью толпы, или настолько редкое, что вы чувствовали себя необычным? Есть ли у вас прозвище? Ласкательное имя? Как вы получили их? Как ваши имена или другие определения, которые вам давали, влияют на ваше представление о себе? Как вас называют теперь? Кто? Если вы женаты или замужем, не называете ли вы своего мужа или жену мамой или папой? Почему? Вас называют одним именем дома и другим на работе? Если да, то с чем это связано? Как вы предпочитаете, чтобы вас называли? Почему? Хотели бы вы иметь другое имя? Почему? Есть ли среди ваших оснований доводы вашего Взрослого для изменения имени? Для сохранения прежнего имени?

Для замужних женщин.Если вы сменили свою девичью фамилию после свадьбы, как это повлияло на вашу

идентичность? Если вас спросят, кто вы, вы ответите: «Я жена Сергея Петрова» или «Марина Петрова»? Почему? Если вы разведены или овдовели, то чью фамилию вы носите и почему? Если ваша фамилия отличается от фамилии вашего мужа, то как на это реагируют люди?

Упражнение 10. «Контрольный список сценария»

Быстро прочтите следующее задание. Пишите первое, что приходит вам в голову. Затем вернитесь назад и заполните пропуски в ответах после дополнительных размышлений.

* * *

Оцените, что вы думаете о других и о себе большую часть времени.

Я ОК________________________________Я не ОК

Другие ОК_______________________Другие не О К

То, что я считаю,__ОК__________То, что я считаю, __не ОК

Теперь оцените вашу половую идентичность.

Я как мужчина (женщина) ОК_________________

Я как мужчина (женщина) не ОК

Мужчины ОК__________________Мужчины не ОК

Женщины ОК__________________Женщины не ОК

Любимые игры, в которые я играю:

как Преследователь__с кем?_____

как Спаситель – с кем? ________

как Жертва – с кем?__________________________

Вид моего сценария___________________________

(конструктивный, деструктивный, непродуктивный)

Тема сценария_______________________________

Тип драмы __________________________________

(фарс, трагедия, мелодрама, сага, комедия и т. д.)

Реакция зрителей на мою драму_________________

(аплодисменты, скука, страх, слезы, враждебность) Эпитафия, если бы ее надо было написать сейчас______________________________

Новый сценарий, если вы его хотите____________

Новая эпитафия, если вы ее хотите______________

Договор с собой для нового сценария___________

Упражнение 11.

«Сцена смертного ложа»

Найдите тихое место, где вам не смогут помешать. Представьте, что вы уже очень пожилой человек и находитесь на смертном одре. Ваша жизнь мысленно проходит перед вами. Закройте глаза. Спроецируйте вашу жизненную драму на воображаемый экран перед вами. Следите за ней с самого ее начала до настоящего момента. Не спешите. После этого опыта рассмотрите вопросы:

Какие воспоминания были для вас самыми болезненными? Самыми приятными? Какие обязательства, переживания и достижения придают смысл вашей жизни? Испытали ли вы сожаление о чем-либо? Если да, что вы могли бы сделать иначе? Что сейчас вы можете сделать иначе? Не хотите ли вы находиться рядом с кем-нибудь больше или меньше времени? Осознавали ли вы ваш выбор сценария жизни? Или, возможно, вы просто боялись сделать его? Вы обнаружили то, что вы цените? Ваши ценности оказались такими, какими вы хотели? Вы обнаружили что-либо, что вы хотели бы теперь изменить?

Упражнение 12. «Ваш последний час»

Теперь взгляните на вашу жизнь с другой стороны. Вообразите, что вам остался час жизни и вы можете провести его с кем только угодно. Кого бы вы хотели видеть около себя? Как и где вы бы хотели провести этот последний час? Этот человек (люди) знает о ваших чувствах к нему?

Упражнение 13. «Освобождение от ловушки»

Если вы чувствуете, что вы пойманы в ловушку или находитесь перед стеной, то есть не видите возможных выборов или очевидных решений, попробуйте провести следующий мысленный эксперимент.

Закройте глаза и вообразите, что вы бьетесь головой о высокую кирпичную стену, преграждающую вам путь, пытаясь таким образом преодолеть это препятствие. Наблюдайте за собой, бьющимся головой о стену.

Теперь прекратите биться и оглянитесь вокруг. Найдите какой-нибудь способ перебраться через стену, например пролезть под стеной или попытаться обойти ее. Если вам потребуется что-нибудь для помощи, вообразите это.

Если в жизни вы считаете себя «запертым в ловушке», вообразите, что вы оказались в настоящей ловушке. Представьте, что вы свернулись калачиком внутри нее. Что вы чувствуете? Защищает ли она вас от чего-нибудь или кого-нибудь? Придумайте несколько способов выбраться из вашей ловушки. Теперь выберитесь из нее.

После того как вы покинете вашу ловушку, представьте, что вы сидите снаружи ее, под деревом. Посмотрите вокруг. Посмотрите на вашу ловушку, затем на окружающий мир.

Если вы чувствуете, что находитесь перед стеной или заперты в ловушке, не прислушивайтесь к старым записям, которые говорят, что «взрослые так себя не ведут».

Постройте (не в воображении, а на самом деле) стену из картона, газет или т. п. Ударьтесь головой об нее. Оглянитесь. Нет ли более простого пути наружу?

Возьмите большой картонный ящик. Заберитесь в него и надвиньте крышку. Посидите там некоторое время, прислушиваясь к своим чувствам. Затем покиньте ящик. Посмотрите на него. Посмотрите на окружающий вас мир.

Спросите себя: не могло ли так случиться, что я сам построил свою стену, сам залез в свою ловушку? Если это так, то что это дает мне? Как это влияет на других? Какие позиции я укрепляю в себе? Как это соответствует моему сценарию? Это то, что я действительно хочу для себя? Теперь прекратите «биться об одну и ту же ситуацию» и оглянитесь вокруг.

Упражнение 14. «Изменение сценария»

Проанализируйте, что нового вы открыли в своем сценарии при выполнении предыдущих упражнений. Определили ли вы отдельные аспекты своей жизни, в которых решили быть победителем, побежденным или не-победителем? Если это так, то для каждого из этих аспектов напишите, как вы смогли бы стать победителем, а не побежденным или не-победителем. Каким будет результат вашей победы? Затем для каждого из аспектов области напишите пять действий, в первую очередь необходимых для достижения выигрышных результатов. Каждый день выполняйте по одному действию и, если вы работаете в группе, расскажите о своем успехе товарищам.

Упражнение 15. «Сценарная матрица»

Ваши мать и отец также имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передавали вам сценарные послания, исходящие из каждого из их эго-состоя-ний, а вы приняли и распределили их в трех ваших эго-состояниях.

Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте на нем пустую сценарную матрицу (рис. 4.3), в которую можно записывать полученные от родителей послания. Работайте быстро, доверяя своей интуиции.

Приказания.Просмотрев список приказаний, продумайте, ассоциируется ли каждое из этих приказаний с пережитыми вами жизненными трудностями или не-

Упражнение 16. «Засорение» вашего Взрослого - student2.ru

Рис. 2.3. Сценарная матрица

приятными чувствами. Отметьте приказания, которые являются важными для вас. Имейте в виду, что некоторые приказания исходят от обоих родителей. Помните ли вы, в какой форме родитель давал вам это приказание? Оно выражалось в форме прямых указаний или косвенно (невербальными сообщениями, намеками)? Если вы сомневаетесь, работайте интуитивно. Если вы найдете более подходящее название для приказания, поставьте его в скобках после общепринятого обозначения, например: «Не будь ребенком (Не радуйся)».

Контрсценарий.Вспомните указания и запреты (фразы «Делай...», «Не делай...»), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. Когда каждый из родителей был доволен вами? Недоволен?

Какие они употребляли слова, чтобы показать, что они довольны или недовольны вами? Что они советовали для того, чтобы вы достигли успеха? Исходя из этого, определите ваш контрсценарий. Это легко можно сделать, вспомнив, от какого родителя исходил каждый приказ. Если не можете вспомнить, попробуйте догадаться. Иногда контрсценарий может исходить от других родственников или школьных учителей.

Программа.При заполнении сценарной матрицы мы обычно рассматриваем лишь негативную часть программы – для выявления тысяч полученных от родителей позитивных указаний «Вот как надо...» не хватило бы никакого места. Помните, что негативная программа исходит от эго-состояния Взрослого вашего отца или матери, находящегося под влиянием его (ее) Ребенка или Родителя, хотя на диаграмме она направлена просто из круга Взрослого. Говорил ли каждый из родителей, как нужно достичь определенного сценарного результата? Часто один из родителей показывает, как подчиняться приказанию или контрприказанию, полученному от другого. Например, мать может передать вам послание «Не чувствуй», а отец показывает «Вот как надо не чувствовать». Запишите вашу негативную программу предложениями, начинающимися «Вот как надо...». У некоторых людей нет явных негативных посланий в программе. Поэтому, если вы не можете их выявить, оставьте часть вашей матрицы незаполненной.

Использование фантазии, сказок и снов.Вернитесь к материалам, полученным при выполнении упражнений с фантазией, сказками и снами и записанным в свободной форме. Проанализируйте их в терминах формальной сценарной матрицы. Используйте ваше мышление и интуицию для выявления связей между этими данными и информацией в матричной диаграмме. Соответственно измените или исключите отдельные данные в вашей матрице.

Упражнение 16. «Ломка паттернов сценарного процесса»

Если вы не удовлетворены своим сценарным процессом, то можете выйти из него. В транзактном анализе эта цель достигается легче всего. Необходимо начать с выявления своих паттернов сценария, их осознания, а затем, осуществляя контроль Взрослого над своим поведением, разрушить эти паттерны.

Если вашим основным паттерном является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения этой работы. Для человека со сценарием «После» выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы у вас назавтра не болела голова. Для слома паттерна «Никогда» решите, чего вы действительно хотите. Составьте список из пяти пунктов, которые можете осуществить для удовлетворения вашего желания, а затем ежедневно выполняйте один из этих пунктов. Если вы проживаете тему.

«Всегда», осознайте, что вам не следует постоянно повторять одни и те же ошибки. Если хотите, то можете бросить не удовлетворяющую вас работу, изменить плохие взаимоотношения или найти новое место жительства. Из паттерна «Почти – тип 1» можно выйти, убеждаясь в том, что доводите свои дела до конца. Если вы убираете комнату, не оставляйте ее неприбранной, если читаете книгу, читайте все главы. Для ломки паттерна «Почти – тип 2» займитесь приятным занятием и радуйтесь любому достигнутому успеху. Составьте список ваших целей и при достижении каждой вычеркивайте ее. Не стремитесь к очередной цели, не добившись предыдущей.

Если вы считаете, что вам был передан сценарий с открытым концом, осознайте, что ваши родители, не ведая того, преподнесли вам подарок. Поскольку финальные страницы вашего первоначального сценария утеряны, вы можете свободно написать желаемую концовку. Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, вы ослабляете его, облегчая задачу последующего выхода из своей старой сценарной темы.

Выберите паттерн или паттерны, которые подходят к вам больше всего. Будете ли вы чувствовать себя уютно, если поступите в соответствии с ними? Если нет, то выработайте пять типов поведения, которые идут вразрез с вашим сценарным процессом. Начните их осуществление немедленно, выполняя в день по одному пункту. Работайте до тех пор, пока не будете удовлетворены произошедшими изменениями.

Упражнение 17. «Обнаружение драйвера»

Известны пять драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица.

Для обнаружения драйверов в анализе эго-состоя-ний требуется определенная практика, так как драйвер-ное поведение обычно появляется на короткое время, от половины до одной секунды. Однако с практикой умение замечать этот процесс за такой краткий промежуток станет вашей второй натурой.

Не интерпретируйте свои наблюдения, анализируйте только то, что вы реально видите или слышите. Например, при наблюдении за кем-то вам, возможно, захочется сказать, что он выглядит строгим. Какие изменения, позволившие вам сделать вывод о строгости, произошли с его лицом, телом и голосом? Видите ли вы, где у него напряжены мышцы? Какой у него голос (низкий, высокий, громкий, резкий)? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что он делает руками? Чтобы научиться обнаруживать драйверы, наблюдайте за этими сигналами.

Упражнение 18. «Практикум в обнаружении драйверов»

Посмотрите какое-нибудь телеинтервью, используя его для непрерывного наблюдения драйверного поведения. Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу, а затем, используя медленное воспроизведение и стоп-кадры, сравните ваши наблюдения с полученными ранее результатами. Определите, проявляют ли телекомментаторы различные главные драйверы. Отличается ли главный драйвер у вашего любимого телеведущего от драйвера неприятного вам политического деятеля? Что вы думаете о своем главном драйвере? Запишите ответ. После этого проведите объективную проверку. Это можно сделать с помощью человека, знакомого с драйверными сигналами, который будет наблюдать за вами, или записать себя на видео и просмотреть сделанную запись. Были ли вы правы в первоначальной оценке вашего главного драйвера?

Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет пациентом, кто терапевтом, а кто наблюдателем. «Пациент» в течение трех минут рассказывает что-нибудь «терапевту». «Терапевт» слушает, при необходимости отвечает и следит за временем. Наблюдатель записывает обнаруженные им драйверы «пациента» и «терапевта». Для упрощения упражнения наблюдатель может сначала сконцентрироваться лишь на драйверном поведении «пациента». Через три минуты наблюдатель сообщает о выявленных им драйверных сигналах. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение.

Отмечайте любые проявления драйверного поведения в повседневной жизни. Практикуйтесь в обнаружении драйверов на работе, в магазине, в транспорте, при общении с друзьями. Не говорите людям о ваших наблюдениях, пока не будете уверены в том, что их это интересует.

Упражнение 19. «Пять разрешений»

Для каждого драйверного послания имеется противоядие, которое называется разрешением, например:

Драйвер Разрешение
Будь лучшим Ты и так достаточно хорош
Радуй других Радуйся сам
Будь сильным Открыто говори о своих желаниях
Пытайся Делай
Спеши Не спеши

Если вам повезло с родителями, то некоторые разрешения вы получили от них. Если нет, то можете придумать их сами.

Каждый раз, когда вы осознанно выходите из драйверного поведения и ведете себя свободно, то подкрепляете разрешение невербально. Разрешение можно также повторять перед сном и утром после пробуждения. Напишите его большими буквами и повесьте на видном месте.

Если вы будете испытывать неприятные чувства при закреплении вашего разрешения, отложите его выполнение на некоторое время. Чувство дискомфорта сигнализирует о том, что драйвер вашего контрсценария скрывает под собой какое-то серьезное сценарное решение. Поэтому, прежде чем продолжить свой выход из драйвера, следует выявить и нейтрализовать это решение.

Упражнение 20. «Послания родителей»

Опишите детально свою мать и отца. Терапевт дословно записывает все, сказанное пациентом, включая все повторения и оговорки.

Скажите, что вам особенно нравится в матери (отце). Затем – что особенно не нравится.

Пациенту зачитывают каждое высказывание о матери (отце), спрашивают его, есть ли в этой характеристике что-то негативное, и если да, то какое скрытое послание лежит под этим качеством. Пациент формулирует эти послания сам.

Пациент закрывает глаза, а терапевт, не делая перерывов, со всем драматизмом, на который он способен, зачитывает приказания, исходящие от отца и от матери.

Пациента просят выделить те послания, которые актуальны для него сейчас.

Упражнение 21. «Куда ведет сценарий?»

Подумайте и напишите ответы на следующие вопросы: что случается с людьми вроде меня? Если я дальше буду таким, как есть, чем это по логике должно закончиться? Что при этом скажут обо мне другие?

Наши рекомендации