Схема лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста
1. "Ворона". Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох). Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза
2. "Аист". Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.
СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Одну ногу отставить назад на носок, одновременно руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь, хорошо прогнуться (вдох), затем руки медленно опустить в стороны вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно произносить звук М-М-М до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
2. Исходное положение: сидя на стуле, откинуться на спинку, руки опустить вниз. Мышцы расслабить. Затем руки развести широко в стороны, прогнуться (вдох), не спеша скрестить руки на груди, нажимать на грудную клетку, живот втянуть, голову нагнуть (выдох). Выдох медленный, губы собрать в трубочку, плавно выдыхать воздух до полного выдоха с произношением звука Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами между упражнениями 20-30 секунд.
Период приступа
При появлении предвестников приступа астмы больному необходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей. Расслабление этих мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проводимости.
Больного следует предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.
Межприступный период
Широко используется "звуковая гимнастика", состоящая из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики делают "закрытый стон" – "ммм" и очистительный выдох – "пфф". При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики – выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха – более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.
Комплекс лечебной гимнастики № 1при заболеваниях ССС
- Тыльное и подошвенное сгибание стоп. Дыхание произвольное (6-8 раз).
- Сгибание и разгибание пальцев кисти рук. Дыхание произвольное (6-8 раз).
- Согнуть руки к плечам, локти в сторону — вдох, опустить руки вдоль туловища — выдох (2-3 раза).
- Руки вдоль туловища, развернуть ладонями вверх — вдох. Приподнимая руки вперед — вверх, ладони вниз, подтянуться ими к коленям, приподнимая голову, напрягая мышцы туловища, ног — выдох. При первом занятии лечебной гимнастикой в этом упражнении голову приподнимать не следует (2-3 раза).
- Сделать 2-3 спокойных вдоха и расслабиться.
- Поочередное сгибание ног со скольжением по постели. Дыхание произвольное. Со второго занятия сгибание ног производить как при езде на велосипеде (одна нога сгибается), но не отрывая стопы от постели (4-6 раз).
- Руки вдоль туловища, ноги выпрямлены и немного разведены. Повернуть руки ладонями вверх, немного отвести их, одновременно стопы ног повернуть наружу — вдох. Руки повернуть ладонями вниз, стопы ног внутрь — выдох. На 3-4-м занятии движения руками делать так, чтобы чувствовать напряжение в плечевых суставах (4-6 раз).
- Ноги, согнутые в коленных суставах, опустить на постель в правую, затем в левую сторону (покачивание колен). Дыхание произвольное (4-6 раз).
- Ноги согнуты в коленях. Поднять правую руку вверх — вдох; потянуться правой рукой к левому колену — выдох. Сделать то же левой рукой к правому колену (4-5 раз).
- Ноги выпрямить. Отвести правую руку в сторону, повернуть голову в ту же сторону, одновременно отвести левую ногу в сторону на постели— вдох, вернуть их в прежнее положение — выдох. То же сделать левой рукой и правой ногой. Упражнение можно усложнить, сочетая отведение ноги с ее подъемом (3-5 раз).
- Спокойное дыхание. Расслабиться.
- Согнуть руки в локтевых суставах, пальцы сжать в кулаки, вращение кистей в лучезапястных суставах с одновременным вращением стоп. Дыхание произвольное (8-10 раз).
- Ноги согнуты в коленях. Поднять правую ногу вверх, согнуть ее, вернуться в ИП. То же сделать другой ногой. Дыхание произвольное. Упражнение включают в комплекс не ранее чем через 2-3 занятия (4-6 раз).
- Ноги выпрямлены и немного разведены, руки вдоль туловища. Правую руку на голову — вдох; коснуться правой рукой противоположного края постели — выдох. То же левой рукой (3-4 раза).
- Руки вдоль туловища. Свести ягодицы, одновременно напрягая мышцы ног, расслабить их (4-5 раз). Дыхание произвольное.
- На вдох поднять руки вверх, на выдох — опустить их (2-3 раза).
Упражнения комплекса № 2 можно рекомендовать больному для самостоятельных занятий в виде утренней гигиенической гимнастики. Продолжительность занятий — 10-15 мин.
Комплекс лечебной гимнастики № 2при заболеваниях ССС
ИП — сидя
- Прислониться к спинке стула, руки на коленях, не напрягаться. Руки к плечам, локти развести в стороны — вдох, опустить руки на колени — выдох (4-5 раз).
- Перекат с пяток на носки с разведением ног в стороны, одновременно сжимать и разжимать пальцы в кулаки (10-15 раз). Дыхание произвольное.
- Руки вперед, вверх — вдох, руки опустить через стороны вниз — выдох (2-3 раза).
- Скольжение ног по полу вперед и назад, не отрывая стопы от пола (6-8 раз). Дыхание произвольное.
- Развести руки в стороны — вдох, руки на колени, наклонить туловище вперед— выдох (3-5 раз).
- Сидя на краю стула, отвести в сторону правую руку и левую ногу — вдох. Опустить руку и согнуть ногу — выдох. То же сделать в другую сторону (6-8 раз).
- Сидя на стуле, опустить руку вдоль туловища. Поднимая правое плечо вверх, одновременно опустить левое плечо вниз. Затем изменить положение плеч (3-5 раз). Дыхание произвольное.
- Развести руки в стороны — вдох, руками подтянуть правое колено к груди и опустить его —выдох. Сделать то же, подтягивая левое колено к груди (4-6 раз).
- Сидя на краю стула, руки перевести на пояс. Расслабить туловище, свести локти и плечи вперед, опустить голову на грудь. Делая вдох — выпрямиться, развести локти и плечи, спину прогнуть, голову повернуть вправо. Расслабиться, голову — на грудь. Продолжая делать упражнение, голову повернуть влево — выдох (4-6 раз).
- Спокойное дыхание (2-3 раза).
Комплекс лечебной гимнастики № 3 — занятия групповые при заболеваниях ССС
ИП — сидя, стоя
- Попеременное напряжение мышц рук и ног с последующим их расслаблением (2-3 раза). Дыхание произвольное.
- Руки к плечам, локти в сторону — вдох. Руки на колени — выдох (3-4 раза).
- Перекат стоп с пятки на носок, одновременно сжимая пальцы в ку-лаки (12-15 раз). Дыхание произвольное.
- Скольжение ног по полу с движением рук, как при ходьбе (15-17 раз). Дыхание произвольное.
- Правую руку в сторону — вдох. Правой рукой коснуться левой ноги, выпрямляя ее вперед — выдох. Левую руку в сторону — вдох. Левой рукой коснуться правой ноги, выпрямляя ее вперед — выдох (6-8 раз).
- Руки на поясе. Повороты туловища вправо и влево (8-10 раз). Дыхание произвольное. Отдых — походить по залу, в движении выполнить дыхательные упражнения — поднять руки вверх (вдох), опустить через стороны (выдох).
- ИП — сидя на краю стула, пальцы рук соединить в замок. Потянуться руками вверх, прогнуться в поясничном отделе позвоночника (вдох), опустить руки вниз — выдох (6-7 раз).
- ИП — то же, что в упражнении 7, но руками опереться на сиденье стула, ноги выпрямить вперед. Попеременные движения прямыми ногами вверх — вниз (6-8 раз). Дыхание произвольное.
- ИП — то же. Руки в стороны — вдох, руки вниз — выдох (2-3 раза).
- ИП — то же. Руки в стороны — вдох, руками подтянуть правое колено к груди — выдох. Руки в стороны — вдох. Руками подтянуть левое колено к груди — выдох (8-10 раз).
- ИП —сидя на краю стула, руки на коленях. Руки вверх —вдох, наклон туловища вперед — выдох (3-4 раза). Отдых—походить по залу.
- ИП—сидя на краю стула, прислониться к спинке стула, развести в стороны руки и ноги — вдох. Сесть прямо, ноги согнуть — выдох (4-6 раз).
- ИП — сидя на стуле, прислонившись к его спинке. Наклоны в стороны, пытаясь рукой коснуться пола (4-6 раз). Дыхание произвольное.
- ИП — сидя на краю стула, правую руку вперед, вверх — вдох. Правую руку назад, вниз с поворотом туловища за рукой, головой проследить за движением руки — выдох. То же в другую сторону (3-4 раза).
- ИП — то же. Руки на поясе. Круговые движения ногами по полу, меняя направление движения (8-10 раз). Отдых — походить по залу.
- ИП — сидя на стуле, прислонившись к его спинке, руки на поясе, спина расслаблена, круглая, голова опущена. Руки в стороны, прогнуться, отодвинувшись от спинки стула — вдох, вернуться в ИП выдох (3-4 раза).
- ИП — сидя, руки на коленях. Наклоны головы вперед, назад, вираво, влево — вращение головы. Повторить 2-3 раза каждую серию движений.
- ИП — то же. Руки вперед, вверх — вдох. Руки через стороны вниз — выдох (2-3 раза.)
Задачи ЛФК при пневмонии.
- восстановление кровоснабжения и вентиляции затронутой болезнью доли или сегмента;
- облегчение затрудненного и недостаточного выведения мокроты, особенно у пожилых людей;
- предупреждение формирования плевральных спаек, так как при воспалении легких, как правило, бывает задета и плевра;
- ускорение выздоровления и восстановления трудоспособности. При данной патологии экссудат, скапливающийся в легочных альвеолах, частично всасывается, а частично выкашливается. Всасывание экссудата становится повышенной нагрузкой для организма, поэтому следует стремиться к его максимальному удалению при откашливании. В первые дни заболевания кашель болезнен и затруднен, и пациенты либо стараются избежать кашля, либо у них просто нет сил откашляться. Уже с первых дней следует поддерживать отхаркивание с помощью легких вибрирующих массажных приемов, вибрации грудной клетки и соответствующей перкуссии. Боль при кашле уменьшает прикладывание ладоней методиста (массажиста) к поверхности грудной клетки в зоне болевых ощущений. При выдохе следует умеренно надавливать рукой на грудную клетку.
В начальной стадии воспаления не рекомендуется просить больного дышать глубоко и включать в занятия дыхательные упражнения, так как затронутая воспалением ткань инфильтрирована и неэластична. В результате глубокое, выполняемое через силу дыхание может механически повредить ткань и нарушить целостность альвеол. С первых дней следует применить массаж мышц конечностей (поглаживание и растирание), который улучшает периферическое кровообращение и обмен веществ, что усиливает и поддерживает всасывание экссудата в альвеолах. Затем в зависимости от состояния больного массаж дополняют активными движениями конечностей и туловища. К непосредственно дыхательным упражнениям целесообразно приступать тогда, когда уже миновала опасность механического повреждения легочной ткани (ориентировочно на 3-4-й день после кризиса). Включение дыхательных упражнений и занятия лечебной гимнастикой зависит от общего состояния больною, регрессии воспалительного процесса (жизненная емкость легких, температура тела, субъективное состояние, рентгенологическая картина, результаты клиническою обследования и т.д.), а также возраста пациента.
С первых дней болезни больному советуют чаше лежать на здоровой стороне, так как этим восстанавливается вентиляция и возобновляются дыхательные движения. Такое положение способствует и предупреждению образования плевральных спаек.
При переводе больного на палатный режимразрешается выполнять упражнения в исходном положении стоя и сидя. Увеличивают число упражнений для мышц пояса верхних конечностей и туловища, применяют дыхательные упражнения. Для предупреждения плевральных спаек вводят упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки и туловища. В занятиях используют упражнения с различными гимнастическими предметами, палками, легкими гантелями, резиновыми амортизаторами и др. Общая продолжительность нагрузки возрастает до 20—25 мин.
При свободном режимев занятиях лечебной гимнастикой предусматриваются упражнения с гимнастическими предметами и на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, тренажеры и т.д.)- Ходьба в среднем темпе сочетается с ускоренной ходьбой. Физические упражнения большой интенсивности активизируют дыхание. На этом этапе используют дыхательные упражнения, нормализующие механизм дыхания. При возникновении спаек и фиброзных изменении дыхательные упражнения и упражнения, для пораженной стороны грудной клетки проводят более интенсивно: добавляют ротационные движения, наклоны туловища вперед-назад и в стороны, дыхательные упражнения с преодолением дозированного сопротивления, а также различные формы локализованного дыхания.
Наряду с занятиями лечебной гимнастикой следует назначать прогулки и некоторые спортивные упражнения и элементы игр. связанные с длительным пребыванием на свежем воздухе; рекомендуются закаливающие процедуры.
АСФ ГБОУ СПО «КОМК»
Реферат.
Тема: «ЛФК при заболеваниях ССС и респираторной.»
Проверил:Рассказов М.В.
Выполнили:гр.ФШ-082 II подгр.
2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. В. Борисенко, Т. Г. Смирнова, В. И. Амосов, Г. С. Амоаший Клинико-функциональная эффективность резистивной тренировки дыхательной мускулатуры в реабилитации больных предастмой и бронхиальной астмой. – в: Пульмонология, №1, 1994.
2. Н. Н. Бримкулов Высокогорная климатотерапия больных бронхиальной астмой. – в: Терапевтический архив, т. 63, №8, 1991.
3. И. И. Васильева, А. Г. Чучалин Новые аспекты лечения атопической бронхиальной астмы с применением воздухоочистительных аппаратов "Аэр-О-Мед 150" – в: Пульмонология, №1, 1994.
4. В. А. Епифанов Лечебная физическая культура. М., Гэотар-Мед, 2002.
5. Я. М. Зонис Курортное лечение в комплексе реабилитационных мероприятий больных бронхиальной астмой. – в: Пульмонология, №1, 1994.
6. С. М. Иванов Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой. М., Медицина, 1974.
7. Н. А. Мокина Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. – в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003.
8. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней, М.,1992.
9. Степанян А.Ф. Лечебная гимнастика при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. М., 2001.
Заключение.
При выполнении физических упражнений учащается пульс, повышается АД, увеличивается количество циркулирующей крови и число функционирующих капилляров в скелетных мышцах и в миокарде.
Занятия лечебной гимнастикой при заболеваниях сердечно-судистой системы и респираторной, максимально активизируя действие экстракардиальных факторов кровообращения, способствуют нормализации нарушенных функций.
ЛФК широко используется при заболеваниях системы кровообращения в остром периоде при выздоровлении и реальнейшем как фактор поддерживающей терапии.
Противопоказания:
· острая фаза ревматизма, эндо- и миокардита;
· тяжелые нарушения ритма и проводящей системы сердца;
· острая сердечная недостаточность (пульс более 104-108 уд./мин, выраженная одышка, отек легких);
· недостаточность кровообращения III стадии[14].
ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов.
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физическая подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения болезни.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.
Введение.
Заболевания сердечно-сосудистой системы являются в настоящее время основной
причиной смертности и инвалидности наделения экономически развитых стран. С
каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно нарастают, все чаше
заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном
возрасте.
К болезням сердечно-сосудистой системы относятся: дистрофия миокарда,
миокардит, эндокардит, пороки сердца, перикардит, атеросклероз, ишемическая
болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), гипертоническая и
гипотоническая болезни, облитерирующий эндартериит, тромбофлебит, варикозное
расширение вен и др. Особого внимания заслуживает ишемическая болезнь сердца
— болезнь, связанная с острой или хронической дисфункцией сердечной мышцы
вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Разновидностями
ишемической болезни являются стенокардия и инфаркт миокарда. Ишемическая
болезнь протекает коварно, часто
(в 35—40% случаев) без клинических симптомов, дает миллионы случаев потери
трудоспособности.
Распространению болезни способствует ряд факторов внешней я внутренней среды
(«факторы риска»). Из группы социально-культурных факторов наибольшее
значение имеют: потребление высококалорийной пищи, богатой насыщенными
жирами и холестерином (избыточный вес, ожирение); курение; «сидячий»
(малоактивный) образ жизни; стрессовые условия современной жизни в крупных
городах. Из нарушений биохимических и физиологических регуляторных
механизмов важное значение имеют: гиперхолестеринемия, гипертриглицеродемия,
ряд форм гиперлипопротейнемии, нарушенная толерантность к углеводам,
артериальная гипертония и др.
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………. стр.
2. Теоретическая часть………………………………………… стр.
3. Практическая часть…………………………………………. стр.
4. Заключение……………………………………………………… стр.
5. Список использованной литературы………………. стр.