Упражнения для тренировки речевого дыхания

Упражнения, тренирующие речевое дыхание, необходимо начинать с развития носового дыхания, что предупреждает различные расстройства голоса. Для этого рекомендуются следующие действия:

1. Сделать 5–6 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно, закрывая отдыхающую указательным пальцем.

2. На вдохе носом оказывайте сопротивление воздуху, надавливая пальцем на крылья носа 8—10 раз.

3. Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук БМММ, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Следующие упражнения развивают навык правильно дышать, что необходимо для сохранения звучности голоса:

1. Стоя или сидя, вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдохнуть через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5–6 раз.

2. Сделать несколько брюшно-носовых выдыханий: а) стоя быстро втянуть мышцы живота и одновременно резко выдохнуть через нос, вдох обычный (повторить 4–6 раз); б) то же самое сидя и во время ходьбы.

Фонация. Собственно произносительный аппаратсостоит из четырех связанных между собой полостей – гортани, глотки, полостей рта и носа.

Гортань– орган, в котором образуется голос. Она состоит из ряда хрящей, соединенных между собой мускулами и связками, которые обеспечивают ее движение. Внизу гортани находятся голосовые связки, представляющие собой мускульные образования. Пространство между голосовыми связками, образующими угол с вершиной впереди, называют голосовой щелью. В состоянии покоя голосовые связки у мужчин имеют длину в среднем 1,5 см, у женщин – 1,2 см. При сокращении голосовых мускулов голосовые связки укорачиваются и изменяется степень их натяжения.

Непосредственно над гортанью расположена полость глотки, которая представляет собой трубку диаметром около 3 см и глубиной около 2 см с неполностью закрытой передней стенкой. Полость глотки спереди открывается в полость рта. Переднюю границу полости глотки образует поверхность корня языка, верхняя ее часть сообщается с полостью носа. Глотка может быть отделена от полости носа мягким небом, когда оно поднято и смыкается с задней стенкой глотки. Воздух из полости глотки попадает в полость рта через проход между мягким небом и языком, а в полость носа – через носоглотку – проход между задней стенкой глотки и опущенным мягким небом. В задней стенке глотки находятся мускулы, которые позволяют изменять напряженность ее стенок и ее размеры, что существенно влияет на качество звуков, создаваемых произносительным аппаратом.

Полость ртаотделена от полости носа твердым нёбом и мягким нёбом, заканчивающимся маленьким язычком. При спокойном дыхании мягкое небо (которое называют еще нёбной занавеской) опущено и открывает доступ воздуху из глотки в рот и нос. В этом случае образуются так называемые носовые звуки [м] и [н]. При поднятом мягком нёбе воздух поступает только в полость рта.

Артикуляция. Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами.Их разделяют на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям, и пассивные, т. е. неподвижные. Активнымиорганами являются: губы, язык (его кончик, передняя, средняя и задняя части спинки, корень), мягкое небо, маленький язычок, задняя стенка глотки. Пассивныеорганы – зубы, альвеолы, твердое небо. Деление произносительных органов на активные и пассивные важно для описания артикуляций звуков. Активные органы производят определенные артикуляторные движения, пассивные являются лишь точкой опоры.

Речь образуется в результате движения произносительных органов. При этом объем и конфигурация речевого тракта постоянно меняются, что отражается на конфигурации звуковой волны. Каждому звуку речи соответствует либо определенное статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляторных органов, т. е. определенная артикуляция.

Звуками речи называются минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и воспринимаемыми свойствами.

Звуки речи делятся на две большие группы – гласные и согласные. Главный признак, по которому они различаются, это характер артикуляции. Гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов, а согласные – благодаря смыкательным. В связи с этим для согласных характерно наличие преграды для выходящего из легких звука, а для гласных – отсутствие такой преграды. Кроме того, гласные всегда образуются при участии голоса (отсюда и их название), а согласные могут быть образованы без участия голосовых связок (глухие согласные).

В основе классификации гласных и согласных звуков лежат артикуляторные признаки. При этом важными признаками, играющими смыслоразличительную роль, являются: для согласных – место и способ образования звука, а также участие голоса, а для гласных – ряд и подъем языка (т. е. степень продвинутости языка вперед и степень его подъема к небу), а также участие губ.

Ребенок, овладевая речью, усваивает те артикуляторные движения, которые необходимы для правильной артикуляции звука. Если артикуляция усвоена неверно, то возникают так называемые дефекты дикции, о которых речь будет идти далее.

Дикция

Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Кроме того, дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Правильность артикуляции– это движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире – о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии. Здесь различаются две группы дефектов речи – патологические и непатологические. К патологическим дефектам речи относятся такие, которые связаны с органическими изменениями произносительных органов (гнусавость как следствие дефектов неба, дизартрия) или нарушением высшей нервной деятельности (афазия). Непата-логические дефекты речи, как правило, обратимы и связаны с нарушением нормативного произношения в результате неправильно усвоенных артикуляторных движений. К ним относятся картавость (произношение звука [р] как увулярного или заднеязычного), шепелявость (произношение звуков [с] или [ш] как плоскощелевых вместо круглощелевых), у-образное произношение звука [л] и т. п. Непатологические дефекты речи часто называют дефектами дикции.

Дефекты дикции могут исказить смысл сообщения: улица Го[й]кого (вместо «улица Горького») – созвучно с «улицей кое-кого»; Ки[й]овская (вместо «Кировская») – созвучно с «Киевская» и др.

Непатологические дефекты дикции устраняются логопедами, которые используют систему специальных упражнений; некоторые из них приемлемы и для людей, не имеющих явных дефектов речи, но желающих усовершенствовать навыки произношения.

Отчетливость артикуляции– это точность произношения звуков в слове. Этот показатель значительно влияет на разборчивость устной речи.

Хотя у большинства людей дефекты речи отсутствуют, степень отчетливости артикуляции у них может быть разной; например, при отсутствии зубов у человека его речь часто малоразборчива; но встречаются люди, у которых, как говорится, «каша во рту», т. е. их речь невнятна, артикуляция вялая и неразборчивая из-за того, что главные артикуляционные органы – язык и губы – функционируют недостаточно энергично.

Для достижения отчетливой артикуляции мышцы артикуляционных органов необходимо тренировать. Люди, которые по роду своей профессии должны много говорить, имеют, как правило, хорошо тренированные мышцы артикуляционного аппарата: мышцы произносительных органов получают необходимую нагрузку и постепенно становятся более сильными, тренированными. Привычка отчетливо произносить слова остается на всю жизнь, и по тому, как человек говорит, можно догадаться, что он учитель, преподаватель, профессиональный диктор, актер и т. д. Более того, четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, хорошо знает то, о чем говорит, а это является одним из условий положительной самопрезентации. Поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы научиться отчетливо произносить слова.

Однако даже у одного и того же человека в зависимости от ситуации, от его эмоционального или физического состояния отчетливость артикуляции может быть разной. Человек в состоянии эмоциональной напряженности, возбуждения (например, радость, испуг и др.) говорит, как правило, быстро и не заботится о четкости произношения. Поэтому некоторые звуки не артикулируются полностью, редуцируются и даже выпадают, т. е. не произносятся совсем. А если человек изможден или тяжело болен, то у него может просто не хватать сил для обеспечения такой напряженности артикуляционных мышц, которая необходима для достижения отчетливости речи.

Отчетливость артикуляции изменяется и в зависимости от ситуации. И здесь важным фактором, влияющим на отчетливость и, следовательно, разборчивость речи, является фонетический стиль произношения. Многие люди замечают, что в некоторых словах часто проговариваются не все звуки, например: [шыис'ат] или даже [шс'ат] при произнесении числа 60 вместо нормативного [шыз'д'ис'ат]. Возможны также такие варианты произнесения, при которых пропадают звуковые различия между фонетически сходными словами, например: [д'эушка] вместо «дедушка» или «девушка». Если мы внимательно прислушаемся к себе, то наверняка заметим, что часто говорим: драсти (здравствуйте), буим, бум (будем),терь (теперь), чо (что), щас (сейчас), грит (говорит), ваще (вообще) и др.

На такую «дикционную неряшливость» обращают внимание те, кто заботится о красоте звучания речи, и прежде всего актеры, мастера звучащего слова. В.Г. Артоболевский[32]указывал на необходимость особой чуткости к требованиям дикции и орфоэпии в случаях словосочетаний, образующих «смысловые сдвиги», например: «Слыхали ль вы?» – «Слыхали львы»; «под арку» – «подарку»; «однако пусто» – «одна капуста». В таких случаях надо «произносить так, чтобы исключить возможность «сдвинутого» восприятия (при помощи паузы между словами, правильного слогоделения, точного произнесения, требуемых оттенков звука…)». Известная актриса Р. Зеленая в своей статье, посвященной чистоте русского языка, привела следующие примеры искажения звучания слов: запарк (зоопарк), кацу (к отцу), ститварение (стихотворение), тятр (театр), арадром (аэродром), филял (филиал) и др[33].

С чем же связано неряшливое произношение, от чего оно зависит? Конечно, прежде всего, от скорости, с которой мы говорим, т. е. от темпа речи. Кроме того, тщательность произношения зависит также от ситуации: как правило, общаясь с хорошо знакомыми, близкими людьми, в непринужденной обстановке и т. д. мы не всегда заботимся о том, чтобы речь звучала красиво.

В зависимости от темпа речи и от четкости произношения в устной разговорной речи различают три стиля произношения: полный, нейтральный, разговорный[34]. В разговорном (и частично в нейтральном) стиле отчетливость артикуляции нарушается. Чтобы избежать нечеткости и научиться артикулировать отчетливо при любом темпе речи, необходимо выполнять специальные упражнения, нацеленные на укрепление мышц артикуляторных органов. Система таких упражнений используется прежде всего в театральных учебных заведениях, при обучении студентов сценической речи. Процесс обучения достаточно трудоемок и занимает много времени, при этом необходим контроль со стороны преподавателя. Однако самостоятельные занятия также возможны, в этом случае необходимо контролировать себя самостоятельно. Рекомендуется записывать свою речь на магнитофон и внимательно прослушивать записи.

Для самостоятельных занятий можно использовать методику развития артикуляционных навыков, разработанную для детей школьного возраста. Такая методика представляет собой упрощенный вариант методики обучения сценической речи. Далее мы приводим комплекс таких упражнений.

Манера произнесениявключает в себя присущий человеку темп речи, продление или редукцию слогов и т. п. Каждый из нас имеет собственную манеру выговаривать слова, которую охарактеризовать словами бывает довольно трудно и гораздо легче воспроизвести путем подражания. Доказательством этого служат многочисленные пародии на известных политических деятелей. Близкие люди, долго живущие вместе, перенимают друг у друга и манеру произнесения.

Манера произнесения определяется не только (и не столько) характером артикуляции, а главным образом, специфической ритмической структурой слова (соотношением по длительности и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми модификациями интонации.

Произносительная манера тесно связана также с привычным для человека стилем произношения, о котором мы уже говорили. Нормативная, стандартная манера соотносится с полным или нейтральным стилем, а все индивидуальные особенности произнесения присущи именно разговорному стилю. Например, слово «человек» некоторые произносят как [чьлав'ек], а некоторые – всегда как [чек]. Манера произнесения часто характеризуется диалектными особенностями ритмики и интонации.

Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произнесения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике.

1. Эканье – вставка паразитических звуков типа [э], [м: ] и т. п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания. Это звуки неполного образования, часто менее интенсивные, чем языковые. Иногда они незаметны, а иногда очень заметны и вызывают раздражение у слушающих. Рекомендуется избегать эканья в ситуациях делового общения, поскольку наблюдаются социальные проявления нарочитого эканья по отношению к «низшим» социальным слоям.

2. Продление гласных и иногда согласных в конце фразы также как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это, иногда в личных местоимениях.

3. Задержка дыхания на вздохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгновение и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц.

4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они также неуместны и нежелательны с точки зрения речевой этики в официальной обстановке.

5. Чмоканье, которым обычно заполняют часть паузы, необходимой для обдумывания. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Чмоканье неприятно для слушателя, поэтому важно уметь контролировать этот процесс.

6. Назализация – произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Назализация оценивается как вульгарная черта в речи.

7. Эмканье, смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе[м], девушки[м] и т. п.). Это также следствие речевой небрежности, которую следует преодолевать.

Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры произношения, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или нейтрального стилей. К сожалению, образцы такой речи сейчас уже редко можно услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, – профессиональных дикторов и актеров. Существуют лингафонные курсы русского языка для иностранных учащихся, которые также содержат образцы нормативной русской речи. Всем, кто хочет улучшить свою манеру произнесения, можно порекомендовать заниматься самостоятельно по этим курсам.

Наши рекомендации