Общие методологические принципы менеджмента

Основные понятия менеджмента

Английское слово американского происхождения management (менеджмент) в настоящее время широко распространено в языках народов государств мира, имеет интернациональное значение. Это слово не переводится на русский язык дословно.

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом терминов «руководство», «администрирование», «управление социально-экономическими явлениями в рыночных условиях» или, упрощенно, «управление».

Приравнивая по значению термины «менеджмент» и «управление», необходимо учитывать организационную основу управления. Не может быть управления без организации. Любое дело необходимо прежде организовать, а затем им управлять.

По своей сути менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей хозяйственных субъектов путем разумно обоснованного использования людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Менеджмент представляет вид управления, полностью отвечающий потребностям рыночной экономики.

Менеджмент – это умное, умелое, разумное, рассудительное ведение хозяйства, заведование, руководство, управление, умение добиваться целей посредством труда, интеллекта, мотивов поведения людей.

Содержание менеджмента включает:

· науку и искусство управления;

· вид деятельности по руководству людьми в организациях, управлению организациями;

· категорию людей, осуществляющих работу по руководству и управлению.

Менеджмент выступает самостоятельной областью знаний, отдельной дисциплиной, точнее – междисциплинарной областью, сочетающей науку, практику, «ноу-хау», увеличиваемые многократно управленческим искусством. Он имеет свой предмет исследования, свои специфические проблемы и подходы к их решению.

Научную основу менеджмента составляют все накопленные знания об управлении организациями за историю человечества.

Менеджмент как наука направлен на объяснение природы управленческого труда, выявление факторов, позволяющих реализовать процесс воздействия на сотрудников организаций наиболее эффективно.

Смежными дисциплинами менеджмента являются экономика, социология, психология, математика, кибернетика, организация производства, организация труда.

Основой современной методологии менеджмента, деятельности по управлению организациями является адаптация (приспособление). Менеджмент базируется на мотивации, причинно-следственных зависимостях, влиянии множества переменных внешней и внутренней среды организаций, принятии управленческих решений, определяющих успех организации. В этой связи очень сложно и затруднительно управлять организациями хорошо.

Вместе с тем, чтобы эффективно управлять организациями и сотрудниками, недостаточно использовать только научные знания. Необходимо владеть умением, мастерством, искусством применения знаний в практической деятельности.

Умение, мастерство, искусство управления носит субъективный характер и отражает накопленный опыт и способности решения хозяйственных проблем, вносит творческое начало в деятельность менеджмента.

Менеджмент является особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности, основываясь на принципах, реализуя функции, методы и формы руководства.

Для современного менеджмента характерны:

· постоянное стремление к повышению эффективности деятельности организации;

· изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды;

· ориентация на достижение намеченных результатов;

· использование новейших информационных технологий;

· максимальное применение экономико-математических методов для решения стоящих задач;

· использование нововведений в работе подразделений и организации в целом;

· возрастание роли маркетинга до критической;

· различные риски и управление рисками;

· участие всех работников организации в управлении (партисипативные методы управления).

Организация рассматривается как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могут сделать индивидуально.

Основной целью менеджмента является достижение конечных состояний, намеченных результатов посредством прогнозирования, планирования и реализации планов организации.

Цели менеджмента осуществляются с помощью решения задач.

Важнейшими задачами менеджмента являются организация и управление выполнением работ, производством товаров, оказанием услуг, ориентируясь на удовлетворение потребностей и запросов потребителей на основе имеющихся людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов и получение максимальной прибыли.

В ходе деятельности организации менеджментом решаются следующие ключевые вопросы:

· установление целей функционирования организации;

· определение приоритетных задач, их очередности и последовательности решения;

· разработка стратегии достижения целей;

· обеспечение необходимыми ресурсами;

· создание системы качества, отвечающей международным стандартам;

· эффективное управление людьми и организацией в целом.

С учетом изложенного менеджмент – это комплексная система целевого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегического и текущего планирования деятельности организации с целью удовлетворения потребностей и запросов потребителей и получения организацией максимальной прибыли (рис. 2.1).

В качестве вида деятельности менеджмент предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации, координации и контроля, т.е. совокупности задач, которые он призван решать.

Функции менеджмента были сформулированы в начале прошлого века одним из его основоположников Анри Файолем. Главной функцией менеджмента является планирование. Ее реализация основана на глубоком и всестороннем анализе хозяйственной ситуации, в которой находится организация, и ее перспектив развития. Формулируются цели и задачи, разрабатывается стратегия, составляются планы для их осуществления. Планирование выполняется для того, чтобы установить, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Организационная функция реализуется посредством создания самой организации, формирования ее структуры, системы управления, обеспечения деятельности организации необходимыми процедурами. Она берет на себя практическое исполнение стратегий и тактик.

Одна из важнейших функций менеджмента – мотивационная. Ни одна цель не будет достигнута, если работники в этом не будут заинтересованы. Мотивационная функция заключается в установлении потребностей работников, выборе наиболее оптимального в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность в процессе достижения целей организации.

Чтобы сознательная деятельность работников организации достигла своей цели, ее необходимо координировать, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия. В этом суть функции менеджмента – координации.

Общие методологические принципы менеджмента - student2.ru

Рис. 2.1. Функции управления

Критически важная в менеджменте – функция контроля. Без контроля невозможно оценивать результаты деятельности организации и ее работников. Контроль позволяет заблаговременно выявлять опасности, обнаруживать отклонения от установленных стандартов.

Менеджмент организационный представляет систему управленческих воздействий, правил, приемов и процедур, направленных на реализацию функций организации. Организация рассматривается как открытая система. Для открытой системы характерны следующие особенности: присутствие в системе определенного числа подсистем, элементов, составляющих организационную структуру системы; воздействие элементов системы друг на друга, что является результатом их взаимодействия с окружающей средой и между собой; появление как следствия взаимодействия элементов системы синергетизма, идентификация системы, позволяющая отличить ее от других явлений, не входящих в систему.

Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделенную и признаваемую всеми ее членами.

Менеджмент редко имеет дело с организациями, имеющими одну цель. Менеджмент предназначен для управления сложными организациями, имеющими набор взаимосвязанных целей.

Все сложные организации имеют общее для них всех черты (характеристики). Излагаемые ниже черты сложных организаций помогут понять, почему необходим менеджмент, чтобы добиться успеха. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результата. Основные ресурсы, используемые организацией, следующие: люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Одной из самых значимых характеристик организации выступает ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от внешней среды (окружающего мира) как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей.

В организациях и руководители, и подчиненные – ничто иное, как группы людей со своими способностями, потребностями, ценностями.

2.2. Методы менеджмента как совокупность средств воздействия на объект управления

Функции менеджмента реализуются с помощью совокупности средств воздействия на объект управления. Такой совокупностью выступают методы менеджмента. Среди них выделяются организационные, административные, экономические и социально-психологические (рис. 2.2).

Логически предшествуют административным, экономическим и социально-психологическим организационные методы. Использование их позволяет создавать необходимые условия для функционирования и развития организации: проектирования, учреждения, формирования управленческих и производственных структур, разработки стандартов, норм, правил, инструкций.

Под функционированием понимается деятельность организации, связанная с сохранением ее как целого. Целостность организации обеспечивается постоянным поддержанием сложившихся отношений и связей, обменом деятельностей и способностей, ресурсов и информацией с внешней средой и внутри организации.

Общие методологические принципы менеджмента - student2.ru

Рис. 2.2. Методы менеджмента

Развитие организации обеспечивается преобразованием организации и ее элементов в соответствии с изменениями во внутренней и внешней средах. К методам развития организации относятся структуризация, композиция, регламентация, ориентация. Эти методы тесно взаимосвязаны и обычно осуществляются параллельно. При структуризации определяется состав подразделений, их внутренняя структура, задачи, стоящие перед ними. Метод композиции представляет разработку общей структурной схемы организации, учитывающей экономические, производственные и информационные взаимосвязи. Под методом регламентации понимается способ разработки правил и процедур, которыми должны руководствоваться сотрудники организации. Организационное развитие обеспечивается методами организационного проектирования и организационной рационализации. Метод организационного проектирования обеспечивает построение организационных структур, схем управления, разработку стандартов с учетом взаимосвязей тех структурных подразделений, которые будут сотрудничать в рамках организации. При методе рационализации происходит постоянное совершенствование элементов действующих организаций, которое осуществляется в процессе их реорганизации.

Методы организационного проектирования и организационной рационализации во многом схожи. Они имеют общий объект – организацию. Вместе с тем организация находится на разных стадиях жизненного цикла: в начальной стадии жизненного цикла и в последующих стадиях.

При проектировании организация рассматривается с идеальной точки зрения, в общих чертах ориентированной на реальные условия. Работники здесь присутствуют абстрактно, в качестве среднестатистических субъектов, которым предстоит заполнить свободные места.

Рационализации касаются реальные структуры с определенными взаимосвязями. Работники в структурных подразделениях реальные, со своими интересами. Отсюда большая избирательность, индивидуализированность способов действий.

Административные методы менеджмента иначе называются методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение работников к действиям в интересах организации, или на создание условий к таким действиям.

Административные методы менеджмента направлены на однозначные способы действий по решению стоящих перед организацией задач. Инициатива персонала сводится к минимуму. Вся ответственность за результаты деятельности возлагается на руководителей.

В организациях административные методы реализуются в виде заданий исполнителям, исключающим альтернативы при выполнении работ. Например, действия при выполнении конкретного технологического процесса. В этом случае административные методы носят позитивный характер. За исключением команд на выполнение подобных работ, административные методы отличаются субъективностью подходов менеджеров.

Административные методы менеджмента ориентируются на достижение результата однозначно установленными действиями. Поощряется исполнительность. Инициатива наказуема.

Административные методы менеджмента характерны командно-адми-нистративному стилю руководства. Использование этих методов в рыночных условиях целесообразно для выполнения жестко регламентированных работ.

Экономические методы менеджмента, в отличие от административных, предполагают косвенное воздействие на работников (объект управления), а не прямое. Исполнителям работ устанавливаются цели, задачи, ресурсные ограничения и общая линия поведения. Способы достижения целей и решения задач выбираются исполнителями самостоятельно. Вознаграждения устанавливаются за своевременность и качество выполненных работ. Материальные вознаграждения являются заработанными за счет экономии ресурсов или дополнительной прибыли, полученной вследствие проявленной инициативы. Так как размер поощрительных выплат зависит от достигнутого результаты, то работники экономически заинтересованы в его улучшении.

Для отдельных категорий людей, особенно интеллектуальных профессий материальное стимулирование важное, но не главное в их жизни, не основной стимул в их работе. Поэтому экономические методы менеджмента имеют свои ограничения.

Социально-психологические методы менеджмента основываются на воздействиях на поведение работника и повышение его трудовой активности. Они направлены на формирование социально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, раскрытие личностных способностей работников. Вообще способы действия ведут к максимальной самореализации сотрудников, а в конечном итоге, - к повышению ее эффективности.

Приведенные методы менеджмента используются в комплексе, представляя совокупность средств воздействия на работников организаций.

Общие методологические принципы менеджмента

Методы менеджмента реализуются в соответствии с определенными принципами. Принципы являются основными, исходными положениями. В свою очередь положения, в которых отражены постоянные соотношения каких-нибудь явлений, называются правилами. Принципы – это первоначала, основные правила поведения.

Наиболее важными в менеджменте приняты принципы научности в сочетании с элементами искусства; целенаправленности; функциональной специализации; универсальности; последовательности; непрерывности; оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления; учета индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения; обеспечения единства прав и ответственности в каждом звене процесса управления; состязательности участников управления; максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений (табл. 2.1). Рассмотрим приведенные принципы. Главным в менеджменте считается принцип научности в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и разнообразием решения проблем современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется умом, знаниями, опытом и талантом.

Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации.

Таблица 2.1

Наиболее важные принципы менеджмента

Названия принципов
Научности в сочетании с элементами искусства
Целенаправленности
Функциональной специализации
Универсальности
Последовательности
Непрерывности
Оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления
Учета индивидуальных особенностей и психологии работников
Закономерностей межличностных отношений и группового поведения
Обеспечения единства права и ответственности в каждом звене процесса управления
Состязательности участников управления
Максимально широкого вовлечения исполнителей в процессе подготовки решений

Суть принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям функционирования объекта управления. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть универсальное, нечто общее для руководства людьми.

Менеджмент основывается на принципе последовательности. Действия руководителя должны следовать одни за другими и быть логически обоснованными. Например, для менеджмента неприемлемо сначала принимать решение, а затем оценить и осмыслить ситуацию. Последовательность в менеджменте может иметь циклический характер, когда действия в определенной последовательности повторяются через определенное время.

Принцип непрерывности менеджмента означает непрерывность управления хозяйственной деятельностью. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

В свою очередь стабильное развитие и функционирование организации требует реализации принципа оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

Менеджмент невозможен без соблюдения принципа учета индивидуальных особенностей и психологии персонала, закономерностей межличностных отношений и группового поведения, т.к. управление осуществляется людьми. Такой подход обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе организации. Решения в этом случае вырабатываются взвешенными и принимаются работниками к исполнению.

Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента организации необходим для нормального протекания процесса управления. Избыток прав в менеджменте, по сравнению с ответственностью, приводит к самовласти руководителей, их своеволию, произволу. Недостаток прав парализует деловую активность и инициативу менеджеров.

Состязательность участников управления является важным принципом менеджмента. Она осуществляется на основе личной заинтересованности. Личная заинтересованность поддерживается с помощью материальных и моральных вознаграждений, получения новых знаний и практических навыков.

Современный менеджмент не может быть наиболее результативным без соблюдения принципа максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на всех стадиях. Принятые затем решения, в выработку которых вложен труд и идеи исполнителей, реализуются с большей заинтересованностью и активностью, чем команды начальников.

Изложенные общие методологические принципы менеджмента показывают их значимость в деле руководства.

Наши рекомендации