Темперамент как фактор деятельности

Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Про­фессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует свое­временного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин - от содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной дея­тельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и сла­бо выражаются у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи многостаночницы инертного типа, внимание которых очень устойчиво, в процессе работы редко отвлека­ются. В ситуации, когда надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это по­ложительное свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания, так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно,в массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не опреде­ляют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

В таких профессиях, как летчики испытатель, диспетчер большой энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и т. п.. чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента -высокая тревожность, малая помехоустойчивость - не могут компенсироваться други­ми свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессио­нальную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путьприспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так. меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более час­тые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависитот темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требова­ний, условий и способов работы ( индивидуальный подход).

Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельно­сти. Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента положи­тельным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность меланхоли­ка не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности воз­можна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

Наши рекомендации