Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 3 страница

Известный русский философ B.C. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием об­ретения им своей сущностной целостности является еди­нение с предназначенной ему половиной. Мужчина и жен­щина, имея противоположность характеристик, в единстве друг с другом достигают завершенности и целостности.

Следует отметить, что представления об обязательнос­ти в любви между мужчиной и женщиной дополняющих друг друга противоположностей обычно не подтверждает­ся жизненной практикой. В счастливых парах между любя­щими гораздо чаще наблюдается сходство, а не различие. Конечно, бывает, что «крайности сходятся». Вполне веро­ятно, что это можно объяснить и взаимным дополнением противоположностей. Но не в этом заключается главная особенность любви мужчины и женщины.

Мужчина и женщина во взаимной любви действитель­но становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и жен­щиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь, целиком.

B.C. Соловьев полагал, что все другие виды любви -между родителями и детьми, братьями и сестрами, дру­жеские связи, любовь к своему делу, виду искусства и т.д. -не дают человеку возможности полностью раскрыть свою индивидуальность. Но в том-то и дело, что каждая отдель­ная любовь раскрывает определенную сторону его индиви­дуальности, а все вместе — ее в целом. Представим себе человека, у которого совсем нет этих других видов люб­ви — нет других привязанностей, нет увлечений, нет глу­боких постоянных интересов. Что тогда будет представлять собой этот человек, чем же он дополнит свою любимую, чтобы она стала более завершенной в единстве с ним?

Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противо­поставлять другим видам любви, поскольку она в опреде­ленном смысле синтезирует их, ее содержание определя­ется их наличием. Наш гипотетический человек, не имею­щий никаких других видов любви, был бы не в состоянии по-настоящему любить и женщину.

Ранее мы отмечали, что любви между мужчиной и жен­щиной, как и всем другим сущностным связям с миром, присущи две главные особенности: разделенность и непреходящесть.

Разделенность любви раскрывает каждого из любящих, делает более самим собой. Им всегда легко и просто быть вдвоем, они становятся как бы продолжением один друго­го. Став одним целым, они каждый в отдельности действи­тельно становятся более целостными, завершенными. В от­личие от B.C. Соловьева, П. Тейяр де Шарден связывает способность любви завершать человека, делать его более самим собой именно с ее сущностностью, разделенностью: «Любовь по той простой причине, что соединяет су­щества их сутью, способна... завершать существа как тако­вые, объединив их».

С разделенностью связана, пожалуй, самая важная для любящих функция любви — понимание. В главе 2 раздела I мы подробно останавливались на познавательной функции любви, на связи с ней процессов интуиции. Любовь дает знание объекта любви. В любви, в сущностном единении мужчина и женщина обретают знание друг друга, и это взаимное знание рождает между любящими понимание, так необходимое каждому человеку.

Понимание со стороны близкого тебе предполагается во всех сущностных связях с миром, в том числе не являю­щихся отношениями между людьми. Оно является ключе­вым моментом чувства разделенности и способности быть самим собой. Но если взаимность и понимание в любви к природе, своему делу, родным местам принимаются бе­зусловными, то понимание со стороны любимой женщи­ны (мужчины) целиком зависит от сущностности ответ­ного чувства. В. Франкл писал, что любовь позволяет наи­более глубоко проникнуть в личностную структуру люби­мого человека, понять его «духовное ядро».

В то же время распространено мнение, что «любовь сле­па», что она вводит в заблуждение, «ослепляет» любящего. Стендаль, например, полагал, что для любви характерна «осо­бая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкива­ется, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами». «Достаточно подумать о каком-нибудь совершенстве, чтобы увидеть его в любимом суще­стве». Этот процесс Стендаль назвал «кристаллизацией»:

«В соляных копях Зальцбурга в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спу­стя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами. Даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бес­численным множеством подвижных и ослепительных алмазов; пре­жнюю ветку невозможно узнать».

В этом очень красочно описанном Стендалем процессе «кристаллизации» следует различать два различных фено­мена пристрастности.

Первый феномен — особая зоркость любящего. Вспом­ним секрет Лиса, поведанный им Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не уви­дишь». Видение любящим положительных сторон личнос­ти и даже их преувеличение не есть ослепление. С.Л. Рубин­штейн отмечал, что любовь выступает как пристрастный проявитель всех хороших качеств в двояком смысле: делает их более видимыми для любящего (делает его более зор­ким) и, кроме того, вызывает их к жизни.

Согласно B.C. Соловьеву, идеализированное восприя­тие любимого человека — это не неправильное, а другое восприятие, при котором любящий видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть. Идеализация в данном случае не противоречит знанию, зна­ние любимого человека — действительно другое, отличное от представлений о нем беспристрастных людей и, в опре­деленном смысле, более точное знание. Феномен этого более точного знания, знания того, каким может быть любимый человек, хорошо выражен словами М.М. Пришвина:

«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».

Второй феномен процесса «кристаллизации» связан именно с «ослеплением», когда, по выражению Стендаля, «действительность спешит придать себе форму, соответству­ющую желаниям». Здесь пристрастность не делает человека более зорким, не приводит его к более точному знанию объекта своих чувств, а, наоборот, вводит в заблуждение, воплощает в воображении несуществующие в настоящем и невозможные в будущем идеальные качества. Идеализация выступает не как проявление, открытие потенциальных возможностей другого человека, а как самообман.

Этот феномен имеет место тогда, когда нет «единения сутью», когда чувства, направленные на другого человека, целиком определяются лишь их субъектом — его собствен­ными личностными особенностями, идеалами, ожидани­ями. В таких случаях, в случаях отсутствия главного призна­ка любви — «единения сутью» — правомерно, как мы от­мечали выше, говорить не о любви, а о влюбленности.

Влюбленности свойственно бурное, интенсивное про­явление чувства. С этим обстоятельством во многом связа­но наделение объекта желаемыми для влюбленного иде­альными чертами. Любовь тоже обычно начинается бурным «половодьем» чувства, что позволяет говорить о влюблен­ности и как о первоначальной фазе собственно любви.

Субъективно, в аспекте феноменологии переживания чувства, влюбленность достаточно близка любви. Этому способствует отмеченный в предыдущей главе механизм веры — актуализация ощущения «единения сутью» с объек­том, который наделяется желаемыми качествами. Тем не менее и в этом плане между любовью и влюбленностью существуют очень важные принципиальные различия. Ме­ханизм веры не может дать знания; оно появляется только тогда, когда есть действительное единение сутью. Даже при взаимной влюбленности (не говоря уже о безответном чув­стве) отсутствие «единения сутью» не позволяет прийти к знанию, а значит, и к пониманию друг друга. Сама взаимность при обоюдной влюбленности оказывается, таким образом, неполной. А главное, отсутствие полного пони­мания означает невозможность до конца раскрыться, быть до конца самими собой в отношениях друг с другом.

Отсутствие «единения сутью» и обусловленного им зна­ния определяет еще одно существенное отличие влюблен­ности от истинной любви. Важнейшим свойством любви между мужчиной и женщиной, как и всех других сущност­ных отношений, является непреходящесть. Непреходящесть своей любви осознается любящими, дана им как непос­редственное знание. Это знание является очень важной ха­рактеристикой субъективного переживания чувства любви. Непосредственное знание непреходящее™ своей любви вместе с ощущением полной разделенности, понимания со стороны любимого человека, до конца раскрывают лю­бовь, делают ее полноценной и завершенной.

При влюбленности нет непосредственного знания непреходящести чувства, и этот дефицит вынужденно вос­полняется верой. Но у веры совсем другая феноменология, поэтому указанный дефицит также сказывается на полно­те и завершенности чувства.

Ранее (глава 3 раздела I) мы подчеркивали, что непре­ходящесть всех проявлений любви, в том числе любви между мужчиной и женщиной, обусловлена их сущностностью. Ведь сущность по определению неизменна; возникнув, рас­крывшись, каждая сторона сущности человека остается с ним навсегда. Ведь человек — это то, что он любит, его сущностные связи с миром не могут быть преходящими. Напомним, что и в том случае, когда те или иные сущно­стные мотивы в силу, например, физической невозмож­ности их реализации, перестают быть предметом внешней деятельности, они все равно продолжают участвовать в структуре сущности.

Даже утрата (уход из жизни) любимого человека не спо­собна перечеркнуть связанную с ним сторону сущности любящего. Она продолжает жить в нем, оставаясь очень зна­чимой частью его самого. Она остается частью его самого и в том случае, если спустя время будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это будет уже другая сторона, другая часть его сущ­ности.

Есть еще один важный момент, который нельзя обойти в характеристике природы любви. В отношениях между муж­чиной и женщиной, как и вообще в отношениях между людьми, нередко присутствует ревность. Н.В. Самоукина приводит отрывок из интервью с известной актрисой Т. Ма­каровой:

- Вы, наверное, часто влюблялись?

— Ну, конечно, как всякая женщина.

— Герасимов Вас ревновал?

- Наверное. Я тоже его ревновала. Подлинная любовь не мог­ла быть без этого.

Здесь выражена очень распространенная точка зрения: ревность — признак подлинности любви («ревнует, значит любит»). Вместе с тем ревность обычно признается нега­тивным явлением, сильно осложняющим отношения.

Всегда ли в отношениях мужчины и женщины бывает ревность? Нет, вопреки приведенной выше точке зрения, далеко не всегда. Очевидно, что ревности нет места там, где отношения основаны на полной разделенности, на еди­нении сутью. Единение сутью дает знание сущности объек­та и взаимности его ответного чувства. Знание же исключа­ет сомнения и подозрительность, не оставляет места рев­ности. Как справедливо подчеркивает В. Франкл, «истин­ная любовь несовместима с ревностью».

Ревность может появиться в тех случаях, когда отсут­ствует единение сутью, когда отношения нельзя назвать полностью взаимными. Она вполне может быть при обоюд­ной влюбленности, если отношения основаны лишь на страстной потребности любить. Она тем более вероятна в случае безответного чувства, чувства невостребованного и потому еще более неполного. Наконец, ревность легко рас­цветает и там, где эротические отношения вообще не име­ют ничего общего с любовью.

Итак, ревность не является обязательным атрибутом в эротических отношениях. Если мужчину и женщину объ­единяет любовь, она исключена, во всех остальных случа­ях вероятна, но не обязательна. Выше (глава 3 раздела I) мы отмечали, что ревность особенно характерна при де­монстративной и возбудимой (эпилептоидной) тенденци­ях характера, причем независимо от своего собственного отношения к эротическому партнеру. У эпилептоидов она выступает как одно из проявлений чувства собственности, распространяемого ими и на отношения с людьми.

Таким образом, все главные особенности любви между мужчиной и женщиной вытекают из ее сущностного ха­рактера. Любовь по природе своей может быть только раз­деленной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой, она дает ему чувство понима­ния со стороны любимого (любимой), она непреходяща, вечна, ей чужда ревность.

Эти свойства любви исключают крах основанных на ней семейных отношений по указанным выше наиболее часто называемым причинам. Ни проблемы, связанные с разли­чиями в характерах, ни тем более неурядицы быта не в состоянии разрушить отношения, соединяющие любящих сутью. К такому же выводу приводит и библейское пони­мание любви, изложенное в Новом завете: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет сво­его, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправ­де, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, все­го надеется, все переносит».

Несостоявшиеся семейные отношения, начинавшиеся «по любви», - это результат влюбленности, принимав­шейся за любовь, но не ставшей таковою. Там, где семей­ные отношения не основаны на сущностном единении суп­ругов, во всей полноте проявляются трудности в этих от­ношениях: становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, вообще может принять негатив­ную окраску в нем все, что не свойственно своему соб­ственному характеру, появляется отчужденность, во весь голос заявляют о себе проблемы быта, все более осложня­ются отношения.

В этих условиях раньше или позже обнаруживается не­состоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Предотвратить распад семьи обычно может только высокая ответственность обоих супругов за судьбу появившихся детей.

В чем же причина этого распространенного явления, почему так часто семьи создаются на основе не любви, а преходящей влюбленности? Ведь те люди, что расстаются совершенно чуждыми, нередко даже враждебными друг дру­гу, зачастую первоначально испытывали сильное взаим­ное влечение, страсть, причем не только чувственную — как раз то, что обычно называют взаимной любовью.

Э. Фромм указывает на одну из причин этих сильных взаимных чувств — страстное стремление человека пре­одолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира. По-видимому, можно говорить и о более общей причи­не, не обязательно связанной с одиночеством, — о стремлении реализовать свою потребность любить, которая в молодости проявляется особенно сильно. Нередко будучи в этом возрасте доминантной, эта потребность реализует­ся вне зависимости от того, насколько соответствует дан­ному человеку выбранный им объект любви. И уже по­том, по мере узнавания друг друга, обнаруживается слу­чайность выбора, несоответствие сущностных характери­стик супругов.

Проходящая со временем влюбленность — это вынуж­денная, ложная реализация потребности в любви к жен­щине (мужчине). Ее вынужденность, ошибочность адрес­ности, имеет не только те социальные причины, на кото­рые указывает Э. Фромм: тотальную коммерциализацию общественного и индивидуального сознания, примат ма­териальных ценностей над духовными. Очевидна и более глубинная причина — современное развитие общества еще не дает возможности большинству людей развить индиви­дуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потреб­ность стать самим собой. Отсюда и неразвитость отноше­ний между мужчиной и женщиной, случайность выбора, ведущая к угасанию влюбленности, к феномену несосто­явшейся любви.

Выше мы отмечали, что для гармонии в семейных от­ношениях большое значение имеет одинаковая значимость любви в жизни супругов, созвучность их отношения к ней. Для большинства людей любовь между мужчиной и жен­щиной является чрезвычайно важным, решающим факто­ром создания семьи. В связи с этим проблемы любви обыч­но считаются центральными в проблеме семьи в целом.

В то же время надо иметь в виду, что как отношение к любви, так и сама любовь для разных людей различны. Л. Толстой устами Анны Карениной замечает: «Сколько го­лов, столько и родов любви». Любовь каждого конкретного человека уникальна, зависит от его индивидуальности. Каж­дый любит так, как может, в соответствии с особенностя­ми и степенью развитости своей сущности. Любовь конк­ретного человека не может быть более или менее сильной либо глубокой, она всегда исчерпывающа для него, реали­зует весь потенциал его отношения к ней и той роли, что она занимает в его жизни.

В этом многообразии «родов любви» в качестве одной из крайностей встречаются случаи, когда человек вообще не способен к полноценным, включающим духовную близость эротическим отношениям. Это бывает, в частности, по причине общей неразвитости духовной сферы, что обычно при гедонистической направленности личности. Но бывает и так, что неспособность к полноценной эротической любви сочетается с общей развитостью эмоционально-мотивационной сферы. Например, женщина может быть любящей матерью, иметь близких подруг, обладать развитой спо­собностью к чувству общности в различных группах, иметь много увлечений и тем не менее быть неспособной к глу­бокой духовной связи в отношениях с мужчиной. Послед­ний интересует ее в основном как носитель определенных функций, прежде всего как производитель и обеспечиваю­щий материальную сторону жизни.

Аналогичным образом некоторые мужчины, имея раз­нообразные жизненные интересы, в том числе сущност­ные мотивы, видят в женщине главным образом средство продолжения рода, обеспечение удобного уклада жизни (если она посвящает себя в основном семье), либо источ­ник чувственных удовольствий.

Как же быть тем, у кого нет потребности в любви, но есть потребность создать семью и иметь детей? В таких слу­чаях, как нам представляется, условием благополучия се­мьи является тот же общий принцип: семья должна завер­шать человека, делать его более самим собой. Если каждый из супругов получает от семьи то, что ему необходимо по­лучить, если он чувствует себя в ней более самим собой, значит, их семейный союз не случаен. Супруги должны со­ответствовать друг другу, взаимно удовлетворять свои потребности в отношении брака и семьи. Они могут быть очень похожи друг на друга, близки во всем, могут быть и во многом противоположны. Но если они взаимно удов­летворяют друг друга, если оба в семье больше раскрыва­ются, получают возможность стать более самими собой, их отношения стабильны и прочны.

Большинство людей, как отмечалось, связывают ста­бильность семьи с отношениями взаимной супружеской любви, имея в виду прежде всего духовную близость. Одна­ко существует мнение, что основа устойчивости семьи — гармония в сексуальных отношениях. Надо сразу сказать, что эта точка зрения не подтверждается практикой: практи­ческие психологи, занимающиеся семейным консультиро­ванием, нередко отмечают распад семей и при полной сек­суальной гармонии супругов.

Сексуальная гармония не может быть гарантией стабиль­ности семьи по той простой причине, что все потребности, подконтрольные принципу удовольствия (в том числе все биологические потребности, к которым относятся и сексуальные), подвержены пресыщению и привыканию. Н.В. Самоукина отмечает, что при физической близости может возникнуть сексуальная зависимость, «которая свя­зывает людей на какой-то период даже тогда, когда они психологически не подходят друг другу». Но она проходит, и кроме секса людей ничего не связывает. «А разве это пло­хо?» — воскликнет современный читатель. Отвечаю: «Не плохо. Только... не надо создавать семью и рожать ребенка». Действительно, пройдет активный секс, вы привыкнете друг к другу, радость новых прикосновений пройдет, и вы разойдетесь. И как следствие -- развод, мать-одиночка, ребенок без отца».

Уровень развития психики человека определяет доми­нирование в его жизни психологического, а не физиоло­гического начала. А.В. Толстые обращает внимание на то, что «так называемый психологический пол сильнее пола физиологического, то есть можно с помощью медицины изменить свой физиологический пол в соответствии с са­моощущением (кем вы себя считаете - мужчиной или женщиной?), и практически невозможно поменять само это самоощущение».

Появляющиеся публикации о транссексуалах свидетель­ствуют о том, что они в своей первоначальной половой принадлежности люди совершенно нормальные с точки зрения физиологии. К смене пола их побуждают чисто пси­хологические причины. Эти факты, так же как практика семейного консультирования, убедительно показывают, что сексуальная гармония не может быть гарантией благополу­чия семьи.

В то же время сексопатологи утверждают, что практи­чески нет таких проблем в сексуальных отношениях супру­гов, которые нельзя было бы преодолеть при обоюдном желании. Определяющая роль в судьбе брака принадлежит не физиологическим, а психологическим факторам. Даже если молодые супруги быстро разводятся по причине сек­суальных затруднений, это свидетельствует лишь о том, что ничто существенное их не объединяло.

Профессиональная деятельность. Специфика молодос­ти как возрастного этапа не исчерпывается выбором спут­ника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социаль­ной ситуации развития в этот период — овладение выбран­ной профессией. Напомним, что в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жиз­ненного пути. В молодости человек утверждает себя в вы­бранном деле, обретает профессиональное мастерство. В мо­лодости завершается профессиональная подготовка, сроки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдер­живает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специ­альные личностные и функциональные качества (органи­заторские способности, инициативность, мужество и на­ходчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).

При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. Нередко именно в молодости они при­ходят к наиболее интересным новым идеям, которые ус­пешно развивают в дальнейшем. Во всех видах искусства признание новых талантов тоже в основном происходит в молодости. Люди, выбравшие инженерно-техническую де­ятельность, также уже в молодости проявляют себя спо­собными организаторами производства, высококвалифи­цированными специалистами-технологами, конструктора­ми и т.д. Наиболее талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответству­ющим направлениям.

Не составляют исключения и те, кто выбрал рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодо­сти рабочий становится мастером в своем деле и получает заслуженное признание в производственном коллективе. Как и при других вариантах удачного профессионального само­определения, вместе с мастерством обретается чувство про­фессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости. Особенно благотворно развитие по этой линии идет, конечно, в том случае, ког­да выбранная профессия соответствует призванию, стано­вится сущностной связью с миром.

Знакомый нам молодой человек работает столяром-крас­нодеревщиком. Все, что ни делает, делает с душой — и на мебельном комбинате, и для себя, и по личным заказам, на которые у него очередь. Работа для него всегда в ра­дость, старается никому не отказать. Несмотря на то что его изделия имеют успех, больших цен не заламывает, на­против, готов уступить, если видит, что клиент не очень состоятельный. И на производстве, и среди клиентов и зна­комых пользуется уважением: ему еще нет 25, но все зовут его по имени-отчеству. В нем ценят не только мастера-про­фессионала, но и личность.

Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализует­ся, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профес­сиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно счи­тать семейные отношения и чувство профессиональной ком­петентности.

Дружба. Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мне­нию многих психологов, дружба в этот период, как и лю­бовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предпола­гает ту или иную духовную близость. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, дружба — это «близкие от­ношения, основанные на взаимном доверии, привязанно­сти, общности интересов». В словаре «Психология» (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) дружба определяет­ся как «вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников...»

Мы будем понимать под дружбой вид сущностных отно­шений, в которых имеет место единение сутью по крайней мере по какой-то одной общей для их участников сущност­ной стороне жизни. Соответственно этому любовь между мужчиной и женщиной, характеристика которой дана выше, включает в себя дружбу между ними. Любовь обычно высту­пает как более полная сущностная связь с миром, она за­вершает всю целостность личности, делает человека более самим собой в целом. В отдельных случаях, при единении сутью по целому ряду сторон жизни, дружба может быть в этом отношении близка любви. В общем же случае в дружбе человек раскрывается и становится самим собой в рамках одной либо нескольких значимых для него «единиц» жизни.

И.С. Кон, обсуждая вопросы возникновения дружбы, отмечает, что питательной средой для нее являются това­рищеские отношения, складывающиеся в совместной дея­тельности. С одной стороны, возникающее чувство группо­вой солидарности, сопричастности к целому (идентифи­кация с коллективом) невозможно без взаимной поддер­жки и заботы. «Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах...» Роль совместной деятельности в появлении дружбы установле­на многими социально-психологическими эксперименталь­ными исследованиями.

С другой стороны, для дружбы, помимо созвучия в той или иной значимой «единице» жизни, имеет значение и общее сходство. Чаще всего у друзей близкий возраст, со­циальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возни­кает между лицами одного пола. Характерность для дружбы общего сходства ее участников тоже подтверждается мно­гочисленными экспериментальными данными.

Наряду с этим довольно обычны дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста, чаще всего с представителями поколения отцов или дедов. Они склады­ваются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего производственной. И здесь, как и в других ви­дах дружбы, решающее значение принадлежит созвучию в тех или иных сторонах жизни. Следует отметить, что дружба с представителями старших поколений более характерна для тех молодых людей, у которых не было соответствующих отношений в семье, например, для выросших в неполных семьях либо при дефиците внимания со стороны родителей. Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественно­сти ее появления. Дружба, как и любовь, не возникает по желанию, она есть результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Нельзя замыслить, нельзя выбрать близкого человека, можно лишь встретить его, открыть для себя его близость. Именно об этом писал М.М. При­швин, подчеркивая необходимость «родственного внима­ния»: «Быть мудрым — это значит прежде всего быть вни­мательным к душе близкого человека. На вопрос же, кто этот близкий, — ответ такой: в каждом человеке родствен­ное внимание стремится открыть близкого, кого оно от­кроет, тот и есть близкий».

Основные линии онтогенеза

Главные стороны жизни в молодости по-разному раз­виваются и имеют разное содержание при различных ли­ниях онтогенеза.

При гедонистической направленности личности (атавис­тических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содер­жательным семейным отношениям, ни к овладению профес­сией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет.

Гончаровский Обломов так представлял себе возмож­ные для него семейные отношения:

«В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщи­ны, с покойно сложенными на груди руками... с задумчивым выражением — как идеал, как воплощение целой жизни, испол­ненной неги и торжественного покоя, как сам покой...

Грезилась ему на губах ее улыбка, не страстная, глаза, не влаж­ные от желаний, а улыбка, симпатичная к нему, к мужу, и снис­ходительная ко всем другим; взгляд, благосклонный только к нему и стыдливый, даже строгий, к другим.

Он никогда не хотел видеть трепета в ней, слышать горячей мечты. ...Не надо ни луны, ни грусти. Она не должна внезапно бледнеть, падать в обморок, испытывать потрясающие взрывы...

Наши рекомендации