Вопрос 1. Понятие о социализации

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

В процессе социализации можно выделить ряд акцентов.

Во-первых, в анализе социализации акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т. п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкупыпурации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интерналтации различных модусов социального опыта.

В-третьих, внимание может быть уделено преимуще­ственно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.

Вопрос 2. Факторы социализации

Макрофакторы— это социальные и природные детерминанты социализа­ции и развития личности, обусловлен­ные ее проживанием в составе боль­ших социальных общностей.

Страна, государство (в обыден­ном понимании — синонимы) — поня­тия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономичес­ких, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Понятие общество (в обыденном понимании — синоним государства) — в педагогике и других науках исполь­зуется для характеристики социальных условий формирования и развития лич­ности.

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биоло­гическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспече­ния — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (ком­муникация, социальные отношения).

Мезофакторы— это детерминан­ты социализации личности, обуслов­ленные ее проживанием в составе общ­ностей средней величины.

Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной терри­тории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенно­стями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием сво­его единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксирован­ным в самоназвании.

Региональные условия — усло­вия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (еди­ную социально-экономическую систе­му, общее историческое прошлое, куль­турное и социальное своеобразие).

Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие соци­ализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуника­ции — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и пра­вовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы— детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в ма­лых группах (семье, трудовом коллек­тиве, религиозной организации или учебном заведении).

Вопрос 3. Содержание процесса социализации

Исследователи выделяют три сферы, в которых прежде всего осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Остановимся на их характеристике.

Деятельность: на протяжении всего процесса социализации идет расширение перечня деятельностей, т.е. освоение новых видов деятельности. При этом происходит еще три важных процесса: ориентировка в системе связей в каждом виде деятельности; личностный выбор деятельности; центрирование вокруг главного выбранного; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение: в процессе социализации личности идет расширение общения (умножение контактов человека с другими людьми, специфика их на разных возрастных этапах) и его углубление (переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера).

Самосознание личности – это становление в человеке образа его «Я» (И.С. Кон). Этот образ складывается под воздействием многих социальных влияний, меняются все три компонента образа «Я»: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Таким образом, процесс социализации может быть понят только как единство изменения всех трех сфер.

Контрольные вопросы:

1. Что такое социализация личности?

2. Перечислите факторы социализации.

ЛЕКЦИЯ 10

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1. Стадии процесса социализации

2. Механизмы социализации

3. Социально-психологические способы социализации

Вопрос 1. Стадии процесса социализации

Социализация – процесс, непрерывно длящийся в течение всей жизни, на основе этого выделяют различные стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подростково­го возраста ребёнок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Маргинальная (переходная) социализация подростка или стадия индивидуали­зации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отноше­ние к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия ин­дивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. всё ещё не устойчиво в мировоззрении и характер подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти своё место в обществе, «вписаться» в общество).

4. Трудовая стадия (не только усвоение социального опыта, но и воспроизведение его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность)

5. Послетрудовая стадия (вносится существенный вклад в воспроизводство со­циального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).

Наши рекомендации