Тема 4. Внимание

Учебно-методический комплект

для обеспечения

контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)

по учебной дисциплине «Общая психология»

  Для специальности 1 – 01 01 02 – 06 Дошкольное образование. Практическая психология.  
Всего КСР – 34 часов, 1-3 семестр Из них: Лекции – 16 часов Семинарские занятия – 18 часов Материалы подготовлены Кубанская Л. Л., старшим преподавателем кафедры психологии (в соответствии с Положением о контролируемой самостоятельной работе студентов БарГУ, утвержденным 18.08.2009 № 341)

Барановичи 2012

СОДЕРЖАНИЕ

(темы, выносимые на КСР, в соответствии с учебным планом дисциплины)

Тема 3. Структура и методы современной психологии

Современная психология и ее место в системе наук. Психология как сложная система развивающихся наук. Психологические отрасли, связанные с основными видами человеческой деятельности. Отрасли психологической науки, связанные с развитием человека. Психология личности и социальная психология. Общая психология как фундаментальная (базовая) отрасль психологии. Междисциплинарные связи психологической науки.

Проблема метода в психологии. Анализ субъективного интроспективного метода в психологии (самонаблюдения). Роль объективных методов в психологии. Наблюдение и его познавательная роль. Опросные методы, их виды и требования к организации. Метод анализа продуктов деятельности. Характеристика диагностических методов психологичес­кого исследования. Психологические тесты и их классификация. Экспериментальные методы (лабораторный, естественный, моделирующий).

Этапы психологического исследования. Методы количественной и качественной обработки данных. Интерпретационные методы психологии.

РАЗДЕЛ II

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Тема 4. Внимание

Особенности внимания как психического процесса и состояния че­ловека. Определение внимания. Направленность личности и избира­тельный характер ее деятельности. Взаимодействие различных по зна­чимости внешних обстоятельств и внутренних побуждений как причина избирательности психической деятельности. Внимание как направлен­ность и сосредоточенность психической деятельности.

Физиологические основы внимания. Ориентировочная деятельность и внимание. Представления И.П. Павлова об очаге оптимальной возбу­димости в коре больших полушарий. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский) и его значение для понимания механизмов внимания.

Виды внимания. Непроизвольное внимание и факторы, которые его вызывают. Произвольное внимание и его зависимость от характера тру­довой деятельности. Роль сознательно поставленной цели и волевой ха­рактер произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Возникновение его в условиях перехода интереса в интерес процесса дея­тельности.

Структура внимания. Устойчивость внимания и проблема «колеба­ний» внимания. Зависимость устойчивости внимания от значимости объекта и организации деятельности. Объем внимания. Переключение внимания и подвижность нервных процессов. Распределение внимания и его виды. Рассеянность и причины, которые ее вызывают. Развитие внимания у детей.

Наши рекомендации