Вызванная символическая проекция.

Я узнал о данной технике года три назад на семинаре санкт-петербургского психотерапевта, профессора Косенкова Н.И., человека очень вдумчивого, умеющего заглянуть глубоко во многие проблемы и задачи, склонного творчески дорабатывать то, к чему прикасается. Дав эту технику слушателям под диктовку, он тут же пояснил, где и как он её дорабатывал. Позднее, регулярно применяя эту технику, я тоже кое-что добавил. В качестве иллюстративного материала я воспользовался здесь разработкой Агеенковой Е.К., адаптировавшей эту технику применительно к белорусскому региону, а фактически – к постсоветскому менталитету. Курсивом я пометил то, что выходит за рамки её работы. Добавлю, что ВСП является частью психосинтеза, направления, которое большую часть своей творческой жизни основывал и разрабатывал Р.Ассаджиоли. М. Овчинников

ВЫЗВАННАЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ.

Вариант Р. Ассаджиоли.

Адаптация в белорусской популяции Агеенковой Е.К.

«Я воспринимаю психосинтез как ребёнка или максимум подростка,

которому ещё предстоит долгое развитие и который обладает

огромными и многообещающими возможностями для роста.

Я призываю всех психотерапевтов, психологов и педагогов принять активное

участие в исследованиях, экспериментах и практической работе.

Пусть нами движет сознание необходимости нашей помощи человечеству...»

Р. Ассаджиоли.

Данный метод диагностики был предложен К. Юнгом. Его диагностические критерии были независимо предложены К.Х. Лейнером* и Р.Ассаджоли. В связи с тем, что каждый из символов помимо своего универсального значения наполняется значением, характерным для носителей определённой культуры, а также индивидуальным значением, возникает необходимость адаптации такого рода методов в определённом регионе. Данный вариант адаптации с некоторыми новыми диагностическими критериями разрабатывался Е.К.Агеенковой с середины 80-х годов.

Инструкция.

“Я сейчас буду называть некоторые ситуации, явления, предметы, образы. Постарайтесь представить их в своем воображении. Вы можете представлять их или с закрытыми глазами или с открытыми”. Мы добавляем, что будем давать образы, а клиент — насыщать их содержанием. М.О.

Далее испытуемому предлагаются для представления следующие образы. Когда исследуемому предлагают новый образ или в образе происходит смена ситуации, ему дают некоторое время, чтобы он смог успеть представить этот образ. В отличие от варианта К.Х.Лейнера данный вариант используется только в диагностических целях. *В процессе работы несложно уловить и понять, где и как проводить коррекционные мероприятия. М.О.

Луг. “Представьте, что вы находитесь на лугу, представьте себе этот луг. Пройдитесь этим лугом. Постарайтесь сейчас дойти до незнакомого места, представьте себе незнакомый луг. Осмотритесь и запомните этот луг”. *После описания поляны, исследования всех элементов картинки, проработки образов предлагаем: “...Найдите на поляне тропинку и встаньте на неё. Пройдите по ней к...” М.О.

Вода. “Сейчас переместитесь в другое место. Может это будет другой край или страна. Представьте, что здесь вы находитесь перед водой. Перед вами вода. Посмотрите, что это за вода. А сейчас постарайтесь переправиться на другой берег”. *Здесь обязательно надо вернуться на свой берег в то же место, откуда начинал переправу. М.О.

Машина (только для женщин). “Перенеситесь снова в другое место. Вы одна идёте по пустынному шоссе. Сзади раздается шум машины. Машина догоняет вас, останавливается и водитель предлагает вам подъехать. Вы садитесь в машину и едете.” *Наша добавка: “Возможно, какую-то машину вы захотите остановить сами...” и “Сколько машин проехало мимо вас до тех пор, пока остановилась данная машина?” М.О.

Розы (только для мужчин). “Вы находитесь в заброшенном парке. Вы идете по дорожке и видите куст роз. Подойдите к этому кусту и рассмотрите эти розы. А сейчас нарвите букет из этих роз”. *В своё время я не уточнил почему, но Н.И. Косенков в инструкции давал текст такой: “А сейчас по тропинке вы идёте к небольшому плоскому пригорку, на котором растут розы. Опишите их. Нарвите букет из этих роз... Сколько роз вы сорвали? Каким способом?”

Гора. “Вы снова находитесь в новом месте, в другой стране или крае. Вы находитесь перед горой. Рассмотрите эту гору. А сейчас поднимитесь на самый верх этой горы. Сейчас вы находитесь наверху. Осмотритесь. Что вы видите с горы?”

Пещера. “Сейчас вы начинаете спускаться с горы. На склоне вы видите пещеру. Посмотрите в неё. Эта пещера очень глубокая и тёмная. Она уходит в глубь земли. Из неё веет холодом и мраком. *Притаитесь где-то, не показывайтесь, но наблюдайте за пещерой-М.О. Вы видите, что в глубине пещеры кто-то зашевелился и навстречу к вам из пещеры кто-то начал выходить и остановился у её выхода. Представьте себе того, кто находился в пещере”. *Наше добавление: “...А теперь достаньте из кармана шапку-невидимку, наденьте её и войдите в пещеру. Пройдите её всю до конца. Если кто-то будет двигаться вам навстречу, не трогайте его и не зовите. Сообщите мне кого и что вы увидели в пещере. Опишите.” М.О.

Корова и бык. “Вы спустились с горы и внизу на лужайке вы видите пасущихся коров(у) и быка. Представьте себе этих животных”.

Лев. “Вы снова переместились в другое место. Сейчас здесь в другом месте вы видите Льва. Рассмотрите это животное”

Вулкан. “Вы снова в другом месте, стране или крае. Сейчас представьте себе в этом месте вулкан. Рассмотрите этот вулкан”.

Болото. “Вы снова в другом месте. Представьте, что вы выбрались в лес и заблудились. Вы бродили по лесу и выбрались на болото. Вы идёте через это болото, но здесь вас настигает ночь. Вы находитесь в центре болота у водоема. На небе светит луна. Посмотрите в воду и постарайтесь увидеть, как отражается луна в воде”.

Образ человека. Женщинам необходимо представить образ незнакомой женщины, мужчинам - незнакомого мужчины. “Сейчас вы уже не путешествуете. Вы находитесь здесь. Сейчас постарайтесь представить себе незнакомую женщину (мужчину). Посмотрите как она (он) выглядит, как ведёт себя. Постарайтесь оценить, кто она (он) по характеру и по профессии”.

Дом. “Сейчас вы находитесь перед домом. Сейчас войдите в этот дом. Вы сейчас находитесь в одном из помещений. Осмотритесь и рассмотрите обстановку в этом помещении”. Мы в этом случае предлагаем представить ещё и подвал в доме, а в нём дополнительно нишу, маленькое оконце у потолка подвала. Книгу, о которой пойдёт речь ниже, мы “прячем” в шкатулке и “закапываем в подвале”. М.О.

Книга. “В одном из помещений этого дома на столе вы видите книгу. Эта книга незнакомого автора и вы не знаете её содержания, но эта книга с рисунками. Откройте книгу и посмотрите, что изображено на первой картинке”.

Предпочитаю строить переходы от образа к образу в виде плавной, переходящей картины, т.е., делать так, чтобы образы были логически связаны между собой. Личность человека не является набором разорванных качеств. Каждое качество является своеобразным продолжением другого качества. М.О.

Интерпретация.

Луг. Отражает состояние психического здоровья или психический статус на текущее время-М.О.. Луг скошенный, с пожухлой или выжженной землей, вытоптанный коровами, вообще без травы характеризует депрессивное состояние или (фиксированные-М.О.) негативные тенденции в психическом состоянии обследуемого. Луг с густой низкой или высокой травой или даже с цветами характеризует состояние оптимизма или положительные тенденции. Луг с невысокой густой травой и без цветов обычно характерен для лиц, озадаченных какими-либо делами. При циклофренических состояниях иногда представляется болотистый луг с густой травой, но растущей кочками. В ряде случаев испытуемые описывают луг, где имеются участки с отсутствием травы, проплешины. Это может означать наличие хронической вяло протекающей депрессии, переживание периодических негативных эпизодов, существенных по значимости. Наличие на лугу некоторых дополнительных образов может иметь своеобразное значение. Например, пни могут означать сохранение в памяти реальных физических или психических травм, крепкие грибы (у женщин) — желание родить сына, иногда присутствуют животные, значение которых раскрывается индивидуально в процессе дальнейшей работы. М.О.

Вода. Этот образ отражает интенсивность и качество жизни. Состояние энергетики. При интерпретации важно учитывать отношение обследуемого к представляемому образу. Представляемая вода вызывает положительные эмоции – он удовлетворён имеющимся положением, негативные – испытывает тревогу. Быстрое течение или бурлящая (штормящая) вода указывает на интенсивный и активный образ жизни, или, возможно, обследуемый в момент тестирования “втянут” в какой-либо активный процесс. Тихое течение или стоячая вода – период спокойствия или он спокоен по своей натуре. Прозрачная вода – обследуемый контролирует ход своих жизненных событий и хорошо их понимает, они для него “ясны” и “прозрачны”. Тёмная и непрозрачная вода – он их оценивает как рок. Грязная вода (сточные вода, вода с мусором) – обследуемый втянут в события, которые он расценивает как “грязные”. Ширина водоёма отражает длительность переживаемых в настоящее время особенностей бытия. Переправа через воду отражает способы решения жизненных проблем. Обследуемый в своем образе переправляется самостоятельно или, в случае широкого водоёма, ищет переправу (мост) или иной способ (лодку, корабль) – он обычно решает свои проблемы самостоятельно. Если его переправляет кто-то, а он пассивно ждет на берегу – он надеется на постороннюю помощь. Если просто оказывается на противоположном берегу без представления способа переправы – живёт по принципу “всё решится само собой”. Если представляет мистический способ переправы: вырастают крылья, пошёл по воде пешком, перенесли представители других миров (ангелы, инопланетяне) – наивная надежда быть избранным “высшими силами”. В нашем варианте исследователь просит испытуемого представить сразу движущуюся воду, поскольку озеро, пруд или большая лужа, представленные изначально, часто не психодиагностичны вовсе. Кроме случая, когда в ответ на предложение представить движущуюся воду, клиент упорно видит стоячую. Кроме того, существенно важно наличие видения источника реки или ручья. Поэтому после возвращения назад с того берега мы просим его максимально быстро переместиться к истоку, откуда берёт начало данная вода. Его характеристики также диагностичны. А потом в более медленном режиме движемся вдоль реки и по ходу устраняем то, что мешает жить реке. При условии, что это клиенту реально нужно, что он этого (иногда после толковых объяснений, но не навязывания мнения, исследователя) реально хочет. При этом хорошо видны способы жизни, способы реализации намерений самого клиента. А наличие по ходу течения омутов, впадение реки (ручья) в озеро, вытекание реки из озера нередко отражает наличие хронических заболеваний ЛОР-органов (верхнее течение) либо печени (нижнее течение). М.О.

Машина. Размеры и технические характеристики («крутая» иномарка или невыразительный отечественный автомобиль! – М.О.) машины отражают выраженность либидо у женщины, её сексуальные притязания и предпочтения – М.О..Скорость – предпочитаемую интенсивность и напористость партнера в ухаживании. Грязная машина – негативное отношение к сексу как к “грязному” делу. Если обследуемая на предложение психолога сесть в своем образе в машину садится в неё – доверительное отношение к мужчинам, любопытство, романтизация отношений. Если не села (или, если села, но дальнейшая картина исчезла из представления) – воспринимает мужчин как “агрессоров”, возможно подвергалась насилию. Такой образ иногда характерен для женщин, выросших в сельском районе или у которых ревнивый муж. О возможном насилии говорит, также, видение автобуса с группой лиц в нём – М.О.. Внешний вид водителя машины является собирательным образом мужской половины и даёт дополнительные сведения об отношении её к мужчинам в целом. Это отношение хорошо выявляется в тех словах и чувствах, которые описывают данный образ. Если этот образ в описании является положительным – он является для женщины идеалом мужчины. Если в образе просматриваются сложившиеся в данное время внешние стандарты мужской красоты (и особенно если описан модный стиль одежды, машина была “модной” марки) – здесь просматриваются конформные ориентиры обследуемой. Цвет машины не выявил значимых установок женщины. Наоборот, цвет машины нередко показывает наличие установок, но не в характеристиках мужчин, а в её собственных. М.О.

Розы. Представляемый образ характеризует либидо мужчин только в момент исследования. На представление может оказать влияние его самочувствие. Если внимательно отследить состояние клиента, можно заметить, что часть характеристик представляемого образа относится к периоду исследования, а часть – к более-менее стабильным его установкам, либо к воспоминаниям. М.О. Если представляются розы крупные (чайные, чайно-гибридные) и распустившиеся (лепестки не сведены к конус) – либидо выражено. Если это мелкие розы (цветы шиповника) или розы в бутонах (лепестки сведены в конус) – либидо не выражено или физическая усталость. Однако шиповник и в природе не всегда мелок, а потому он скорее показывает скромность при наличии выраженного либидо у мужчины. М.О. Цвет роз красный, алый, бордовый – отдается предпочтение женщинам ярким, раскованным, активным с выразительным макияжем. Розы белые, розовые, с пастельными оттенками – предпочтение отдается не ярким, тихим, нежным женщинам. Как сорваны розы? Если у роз не было шипов – предпочитают иметь дело с доступными женщинами. Если укололся – актуальны травмы, нанесенные женщинами. Если не нарвал, потому что они колются – проблемы во взаимоотношениях с женщинами. Более опытные мужчины в данном образе рвут розы осторожно, многие пользуются инструментами (“техникой”). Если просто в руках оказались цветы – предпочтение быть обхаживаемым. Сколько цветов в букете? Большое количество роз отражает заинтересованность в широком круге контактов (это не обязательно осуществляется реально). Обычно в представляемом букете 3-5 роз. Одну сорванную розу часто представляют эстеты. Если розы просто сорваны или сломаны, то и отношение к женщинам похожее — наезд и покорение, даже подчинение. Если цветов в букете много, то близких отношений с интимной близостью реально много. Мне не раз встречались клиенты, срывавшие огромные букеты. Редко выясняется, что испытуемый об этом только мечтает. М.О.

Гора. Высота горы характеризует уровень притязания или запланированный уровень достижения. Область достижения данная проекция не выявляет. Как поднимался обследуемый на вершину? Если представил, что идёт вверх – в жизни самостоятельно пытается осуществить задуманное. Если просто вдруг оказался на вершине – надежда, что мечтания о достижении осуществятся сами собой. Если воспользовался фуникулером или другими подъёмникам – надеется на постороннюю помощь. Какой вид открывается с вершины? Если это высокая гора (высота более 1 км) и она единичная и находится на ровном месте – вера в собственную исключительность. Если среди других гор – реальное видение других значимых людей, а также оппонентов, конкурентов, авторитетов и др.. Часто при этом гора, на которой находится наблюдатель бывает выше других гор, но в наших случаях обследуемые всегда адекватно оценивали свои возможности. Необходимо отметить, что для равнинной территории, где горами обычно называют невысокие холмы, имеет смысл уточнить у обследуемого его субъективное значение высоты (“Как высоко Вы находитесь над долиной?”). Необходимо уточнить, видел ли обследуемый с высоты какие либо объекты, созданные человеком: дома, дороги поселки, города. Наличие их в представлении характеризует человека, привязанного к социуму и миру цивилизации. Отсутствие их – не всегда выявляет мизантропов, в нашей популяции это весьма распространенный образ. Если это связано с очень высокой горой – поиск приключений, романтизм. При исследовании есть смысл попросить испытуемого представить наличие других гор в окружении. При сопоставлении высоты горы покорённой и окружающих можно сделать вывод о текущих карьерных достижениях испытуемого и его оценки этого. М.О.

Вулкан характеризует физическую и психическую энергетичность обследуемого. Желание охватить все виды деятельности, активность, стеничность, подвижность, динамичность проявляются в представлении действующего вулкана с огнём, лавой, грохотом. Потухший вулкан характеризует астеничного, флегматичного или сильно уставшего человека. Промежуточные стадии активности выявляются по стенени проявления деятельности вулкана. Кроме того, вулкан показывает как именно испытуемый реализует в реальности свою аффективность, когда акт уже запущен, то, на что он способен. М.О.

Пещера. В данном образе осуществляется попытка раскрыть “теневую” часть бессознательного. Обследуемого необходимо спросить, испытал ли он страх, когда увидел выходящего из пещеры. Именно это ощущение страха будет характеризовать активизацию “теневых автономных комплексов” (в понимании К. Юнга). В иных случаях, даже если вышел хищный зверь, снежный человек, загадочное существо, этот образ значимости не имеет. Как правило, пещера и выходящие из неё люди, животные показывают явные страхи испытуемого, при наличии желания их всё же скрыть, либо символизируют проекции подавленных или неразвитых областей личности субъекта. Если это крупный, физически сильный мужчина, либо медведь, дракон, то часто это означает страх перед наступательной агрессией близкого мужчины. М.О.

Корова и бык. Корова является символической проекцией матери обследуемого, а бык – отца. В данном образе важно оценить внешний вид животных, расстояние между наблюдателем и каждым из них, развернуты они в его сторону или нет, какие чувства испытывает обследуемый по отношению к животным, как он оценивает поведение животных вообще и по отношению к нему в частности. Внешние характеристики коровы и быка (цвет, размеры) только в некоторых случаях подтверждаются внешностью родителей. Однако запущенный вид, неопрятность может характеризовать соответствующие данные отца или матери. Развернутость животных в сторону наблюдателя отражает повышенный интерес соответствующего родителя обследуемому. Если при этом в образе ощущается взаимная симпатия наблюдателя и животных (или одного животного), то это характеризует привязанность обследуемого к соответствующему родителю. Животные пасутся вдалеке - нежелание контактировать с родителями, отсутствие эмоциональной привязанности к ним, или они реально живут достаточно далеко. Они (или один их них) стоит отвернувшись, ощущение недостатка внимания с их стороны. Последние два случая (стоят далеко, стоят отвернувшись) иногда символизируют состоявшуюся смерть соответствующего родителя. Чувства, возникающие у обследуемого по отношению к тому или иному животному обычно соответствуют отношению к соответствующему родителю. Наши исследования проведенные совместно с Пахомовой Е.В. показали, что данная символизация в образе коровы и быка родителей характерна только для лиц молодого и среднего возраста. У пожилых людей на данный символ проецируется не индивидуальный опыт, а некоторые обобщенные “коллективные” значения отца и матери. В этом отношении необходимо отметить, что корова и бык являются древними символами бога в мужской и женской ипостаси. Поэтому в наших исследованиях даже у молодых обследуемых корова и бык иногда в редких случаях также имели это значение и интерпретировались нами как явления рока или судьбы или эдипальных переживаний.

Лев. Данный образ предназначен для выявления особенностей агрессивных тенденций личности. Однако, по нашему мнению, она определяет те тенденции поведения характерные для льва как целостного архетипичного образа. Символ льва несёт следующие значимые характеристики: 1) лев – царь зверей, властное животное; 2) лев – хищник, пожирающий живую плоть; 3) лев – относится к семейству кошачьих, очень ленивое, гедонистическое животное, не участвующее в охоте за животными (добычу ему приносит львица); 4) лев – внешне очень красивое и 5) сильное и физически развитое животное.

По сходству описания образа представляемого льва с одной из вышеперечисленных характеристик выявляются ведущие тенденции в поведении обследуемого: 1) он стремится к доминированию и власти; 2) в нём доминируют агрессивные тенденции; 3) он добродушен и покладист, стремится к отдыху и удовольствиям: 4) он стремится покорить всех своими внешними данными; 5) то же, но акцент делается на демонстрации своих физических или спортивных данных. Поведение льва легко выявляет и агрессивные и аутоагрессивные тенденции у испытуемого, а также умение справляться с этими проявлениями. Мы помещаем его в подвал в доме, поскольку именно через этот образ выявляется проекция подсознательной памяти испытуемого. Женщинам надо увидеть львицу. М.О.

Болото. В данном образе осуществляется еще одна попытка проявления теневой стороны бессознательного. Однако в нашей популяции он оказался невалидным в для той формы его представления, которая указаны выше в инструкции. Предполагается, что, когда обследуемый будет смотреть в воду ночью на болоте, он может обнаружить свои вытесненные "теневые" проблемы. В наших исследованиях это были единичные случаи. Однако активность “теневых” комплексов может обнаружиться в представленном образе в виде ряби на воде – луна отражается в колеблющейся воде и отражение видно в виде лунной дорожки. Наблюдение в образе дополнительных отражений – травы, деревьев, звезд, собственного лица – не является значимым для общей интерпретации, они имеют индивидуальную значимость. В нашем случае испытуемому предлагают всмотреться в воду и увидеть то, что из неё начнёт всплывать. Это можно интерпретировать как выявление тайных, уже скрытых страхов. Всплывшего предмета обязательно надо коснуться рукой. Это — нейтрализация страха. М.О.

Образ человека. Если представляемый образ несёт положительные или хотя бы нейтральные черты для обследуемого, он представляет собой образ “идеального Я”. Необходимо обратить внимание, в какой последовательности описываются черты образа и на каких его характеристиках он акцентирует внимание: внешних данных, одежде, профессиональных качествах, интеллектуальных, эмоциональных, моральных или иных личностных свойствах. Описываемые черты и отражают личностные ориентиры обследуемого человека. Истероидные наклонности обычно проявляются в образе более молодого, чем обследуемый, человека, в котором описываются его исключительные свойства (чаще всего – внешние). Романтизм, трудности приспособления к реальной обстановке выражаются в представлении лиц из других исторических эпох. У психастеников – это образы с исключительными свойствами или с характеристиками радикально противоположными качествам самого обследуемого. У лиц с конформными установками – в описании внешности, одежды, личностных свойств прослеживаются принятые или распространенные стандарты. Если представляемый образ намного старше обследуемого – желание получить опору, поддержку, мудрый совет, опеку (для интерпретации важны описываемые обследуемым характеристики данного лица). Если обследуемый городской житель и он излишне отягощен социальными обязанностями и желает от них избавиться, то в его представлении часто возникает положительный образ простого сельского пожилого человека. Интерпретация отрицательных образов зависит от их особенностей. Если они не несут сильных эмоциональных отношений обследуемого – это проявление “комплексов неполноценности”, которые проявляются в описываемых негативных чертах. Если эти образы несут страх, брезгливость презрение – это образы “теневого” бессознательного. Если обследуемый отмечает, что представляемый человек похож на него, это указывает на самодостаточность, удовлетворенность своим положением, хороший реализм обследуемого, но в момент исследования в нем не отмечается отсутствует потенциал личностного развития. Нередко описываемый человек похож на самого испытуемого. Этот образ мы так же помещаем в подвал, по аналогии с образом льва. М.О.

Дом. Обстановка помещения отражает “Я-реальное”. В первую очередь необходимо отметить функциональную значимость того помещения, в котором обследуемый оказался вначале. Она указывает на его основную озабоченность в момент исследования: это - комната для отдыха, для контакта с семьей или друзьями, для работы, для развлечений, помещение, где находятся красивые вещи. Функциональную значимость необходимо, по необходимости, уточнить. Например, кухня – это место для работы или где вкусно едят, спальня – место для отдыха или для секса. Далее оценивается описание помещения и вещи в него входящие. Помещения, оцениваемые обследуемым как “положительные” или “нейтральные” определяют его жизненную ориентацию, оцениваемые как “плохие” указывают на комплексы неполноценности на депрессивные состояния или активизацию “теневых” комплексов. На конформизм обследуемого указывает обстановка из вещей, считающихся элитными; на определенную профессиональную направленность – соответствующие рабочие помещения (кабинет, мастерская); на творческую незаурядность – оригинальные необычные вещи, имеющие художественную, научную или историческую значимость, самодельные или сделанные по оригинальному проекту предметы, необычная планировка; эстеты часто представляют малозаполненные вещами помещения. Нарядные, заполненные множеством малонужных вещей или “мещанские” помещения указывают на желание опеки. Помещение, по словам обследуемого, напоминющее обстановку в его квартире, интерпретируется также как и образ человека, похожего на него. Помещение другой исторической эпохи или другой культуры – желание обследуемого построить свою жизнь более романтично и необыкновенно. Помещения старые, заброшенные, но оцениваемые как “хорошие” – интерес к познанию себя и людей. Пустые, не заполненные ничем помещения и не вызывающие отрицательных эмоций часто встречаются у лиц, занимающихся тренингами, направленными на самоконтроль. Помещения с простой или даже бедной обстановкой, но оцениваемые как “хорошие” (часто это крестьянские дома) – стремление к простоте и естественности.

Помещения, к которым обследуемый относится брезгливо (“пошлые”, “грязные”) – обследуемый, боится что окружающие могут принимать его за такого человека. Помещения, вызывающие тоску или страх (заброшенные, комнаты для пыток, ритуальные помещения) – депрессивные состояния.

Нередко наличие большего, чем одно, помещения в доме означает возможность развития шизофрении, либо другого процессуального психического расстройства. Подвал характеризует состояние и наполнение подсознательной жизни испытуемого. Ниша в нём — образ матки, ощущения в ней — отношения с матерью, иногда состояние болезненности (токсикозы) во время беременности. Иногда ниша становится у испытуемых своеобразным подземным каналом, выходящим куда-то далеко на улицу, а там бывают видения, имеющие отношение к прошлым воплощениям или к памяти предков. М.О.

Книга. Рисунок в книге может определить иные тенденции личности, не выявленные другими образами. Нередко картинки в книге оказываются связанными с предыдущими одиннадцатью образами и восполняют то, что не прозвучало во время предыдущих визуализаций. М.О. Цветные рисунки – в момент исследования у обследуемого доминируют чувства, черно-белые – аналитичность. Доминирующие цвета и значимые предметы или вещи картинки можно интерпретировать с точки зрения символики цветов (например, по Люшеру) символики данных предметов (например, по Фрейду или Юнгу). “Плохие” рисунки со сценами насилия, войны, крушений – депрессивные состояния. Тематика рисунков часто указывает на профессиональные, культуральные, религиозные или иные ориентации человека. Малоинформативными являются буквицы и портрет автора книги (если он не напоминает кого-то из знакомых).

Коррекция по ходу работы в данной технике сводится к проведению каких-либо мероприятий внутри каждого символа при наличии несогласия субъекта с содержанием видимой картины, либо согласия его (психологическое давление исключено!) на подсказку что-то изменить. Пример — уже описанная коррекция при движении вниз по реке. На лугу, если мало травы, или её нет — выращивание, либо отыскание хотя бы одной травинки даже под камнем. В доме — изменение обстановки, наведение порядка. Ко льву обязательно необходимо найти подход, успокоить его и, в конечном итоге, успокоить его, погладить по голове (нередко женщины у львицы при поглаживании по голове обнаруживают гриву). Вулкану дают истечь лавой до конца, чтобы несколько истощить избыточную аффективность. Пещеру проходят внутрь до конца, исследуя всё стоящее внимания, что там найдётся и прорабатывая все нюансы увиденного в ней. Ну и так далее. Качество работы здесь зависит от психического состояния клиента, творческой его заряженности и аналогичных качеств терапевта, с учётом векторов применения усилий каждого. Возможно наличие в перспективе ваших доработок, как к тому призывал Р.Ассаджиоли. В этом случае важно не ваше личное удобство при работе в технике, но чёткое понимание и обоснование необходимости такой доработки. В то же время, техника позволяет проводить частичную диагностическую и коррекционную работу, в какой-то части образов. М.О.

Ниже см. дополнения

Наши рекомендации