Самостоятельная работа студентов

К практическому занятию № 1. Литературоведческие школы.

Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад - Л., 1979. (тезисы)

Зинченко В. Г. Методы изучения литературы : системный подход : учебное пособие - М., 2002. (1 статью по выбору: конспект)

Косиков Г.К. Герменевтика и интерпретация. Вопросы литературы, 1993, № 2, с.38-42. (тезисы)

Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение: рецензия)

К практическому занятию № 2. Художественный образ в литературном произведении.

Мелетинский Е.М.О литературных архетипах. М., 1994. или Эл. носитель. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте ч. 1. Понятие «архетип» в науке о литературе. (тезисы)

К практическому занятию № 3. Художественное время и пространство в литературном произведении.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.
- М., 1975. (статья «Формы времени и хронотопа в романе») (конспект)

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. (1 ста­тью по выбору: конспект).

К практическому занятию № 4. Композиция литературного произведения.

Б. Успенский Поэтика композиции. СПб., 2000 (рецензия)

Сильман Т.И. Заметки о лирике. - М., 1977. (О композиции лирических
текстов: тезисы).

Язык литературного произведения.

Определения понятий: тропы, фигуры речи, параллелизм, эпитет, метафора, метонимия и др.

6. Структурный анализ стихотворного текста. (Тютчев "О чем ты воешь, ветр ночной...").

Работа с научной литературой:

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха : Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: Учеб. пособие для вузов / М. Л. Гаспаров. - 2-е изд., доп. - М. : Фортуна Лимитед, 2002. - 352 с. (1 главу о любом периоде: тезисы).

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. / Введение; с. 180 - 185. (конспект)

Поэтический строй русской лирики. - Л.. 1973. (Введение; с. 122 -134; 147-159). (тезисы)

Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение: рецензия)

Знать определения понятий: структурный анализ текста и др.

1. Раскройте сущность структурного анализа текста. В чем его преимущества? Есть ли недостатки?

2. Проанализируйте стихотворение Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной…»

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О, бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..

<Начало 30-х гг.>

1. Проанализируйте «дословесный» уровнь стихотворения: расположение ударных гласных; уровнь вокализма; повторяющиеся звуковые комплексы; связаны ли этих звуки с ключевыми словами-темами текста (ветр, страшный, древний, родимый и др.)

2. Составьте ритмическую модель данного текста: размер; метр; выделите закономерности развертывания ритма; как ритмически оформляется переход от первой ко второй строфе, обратите внимание на место, которое занимает пиррихий в строке, соответствует ли оно установившемуся в поэзии пушкинской поры закону альтернирующего ритма.

3. Как развивается тема хаоса в стихотворении: обозначьте переломные в образном плане моменты, изменяется ли состав образов во второй строфе; согласуются ли изменения образов и тем с ритмическими перебоями в тексте; найдите синтаксические фигуры в стихотворении, каковы их функции и значение.

4. Каково тютчевского отношения к хаосу: как сочетаются в нем страх и любвь, жалость, и мольба-заклинание.

5. С каким из канонических жанров связано тютчевское восприятие мира «во всей контрастной преизбыточности его становления, когда стираются грани противоположностей, когда одно и то же явление заставляет и цепенеть, и судорожно пылать» (Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. С.61.)

Протокол согласования рабочей программы

Наши рекомендации