Раздел vi. восприятие и понимание в структуре

МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ........................................................................................303

Глава 16. Межличностное восприятие .............................................................................................304

16.1.Межличностное общение: социальная перцепция (что такое восприятие
человека человеком, что мы. видим в другом человеке, как и для чего использует
человек свои знания) ........................................................................................................ 304

16.2. Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки первого
впечатления, физиогномические стереотипы и стереотипы внешности, роль
установки в восприятии, от чего зависит точность первого впечатления).... 308

16.3. Направленное формирование первого впечатления ............................................. 317

Глава 17. Межличностное понимание .............................................................................................321

17.1. Психологические основы и закономерности понимания (интерпретация или'
понимание, каузальная атрибуция — приписывание причин поведения,

впеишоетъ и личность, тип конституции и черты личности, проницательность) . 321

17.2. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей
(стереотип и его общие характеристики, национальные и этнические
стереотипы, методы изучения, и конкретные исследования стереотипов,
профессиональные стереотипы, предрассудки и предубеждения).................... 330

РАЗДЕЛ VII. ТРУДНОСТИ И ДЕФЕКТЫ ОБЩЕНИЯ .................................................343

Глава 18. Трудности межличностного общения...............................................................................344

18.1.Нарушения, барьеры, трудности общения (нарушения общения

и коммуникативные барьеры, трудности общения, распространенность
психологических трудностей в разных возрастах) ................................................ 344

18.2. Застенчивость как специфическая трудность межличностногообщения
{исторический подход к проблеме застенчивости, природа застенчивости,
психологическое содержание феномена застенчивости, типы застенчивости,
беззастенчивость)................................................................................................................. 351

Глава 19. Дефицитное общение ......................................................................................................368

19.1. Одиночество {одиночество в юности, типы одиночества, принципы и способы
измерения одиночества, некоторые психологические механизмы одиночества,
причины хронического чувства одиночества) .................................................................. 368

19.2. Аутистичность и отчужденность (аутистичность как свойство личности,
отчужденность, аномия) .................................................................................................. 373

19.3. Комплексные трудности в общении ................................................................................... 380

Глава 20. Дефектное общение ........................................................................................................384

20.1. Акцентуации характера и дефекты общения {дефекты общения, нарушения
общения и акцентуации, типы акцентуаций и особенности общения) ........................ 384

20.2. Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения ......................................... 393

Глава 21. Деструктивное общение ...............................................................................................398

21.1. Корыстные формы общения {вранье, обман, ложь; эгоизм — основа
деструктивного общения)..................................................................................................... 398

21.2. Агрессивно-конфликтное взаимодействие (источники агрессивности,
закономерности агрессивного поведения и взаимодействия,

криминогенное общение ....................................................................................................... 402

РАЗДЕЛ VIII. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ...........................................................................413

Глава 22. Факторы успешного общения .................................................................................... 414

22.1. Понятие, критерии и уровни успешности общения .......................................................... 414

22.2. Общительность, контактность, коммуникативная совместимость
(контактность как важнейшее условие успешности общения,
коммуникативная совместимость, адаптивность) ...................................................... 415

22.3. Стиль общения как фактор успешности {характеристики стиля общения,
темперамент и стиль общения, направленность личности и стиль общения,
культура и стиль общения, стили общения в совместной деятельности,
формирование стиля общения в семье, оптимальный стиль общения).......................... 422

22.4. Мужской и женский стили общения {полоролевые стереотипы, мужчины
и женщины как лидеры, андрогиииость и особенности мужского и женского
личного влияния)..................................................................................................................... 438

Глава 23. Общение в сфере средств массовой коммуникации ............................................... 451

23.1.Массовая коммуникация как вид межличностного общения (принадлежность

к малой группе, лидер мнений) ............................................................................................. 451

23.2. Убеждаемость (убеждаемоетъ и статус человека в группе, убеждение

и внушение, убеждаемость и конформность, податливость) ....................................... 455

Глава 24. Новые направления в исследовании межличностного общения ....................... 463

24.1. Социальный интеллект {история развития представлений о социальном
интеллекте, социальный интеллект и когнитивная структура, содержание
социального интеллекта в представлении людей, является ли социалхтый
интеллект самостоятельным феноменом, отечественные разработки
по проблеме социального интеллекта, новый подход к проблеме социального
интеллекта, социальный интеллект и социальный успех) .............................................. 463

24.2. Социальная компетентность {социальная компетентность — механизм
адаптации к новым условиям, содержание и структура социальной
компетентности, взаимосвязь социального интеллекта и социальной
компетентности) .............................................................................................................. 476

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ....................................................................................................................487

ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................499

Приложение 1 .................................................................................................................................... 501

1. Методы измерения особенностей общения

и личностно-коммуникативных свойств ................................................................... 501

2. Методы измерения симпатии, любви, самоактуализации .....................................506

3. Методы измерения эмоциональных взаимоотношений ........................................... 508

4. Мотивация общения и взаимодействия ......................................................................... 513

5. Методы исследования самоотношения и самооценки,

психологической защиты ................................................................................................ 516

Приложение 2 (Бланковые методики В. Н. КуницыноЙ «Национальные стереотипы»,
«Значимые лица», «Самооценка-12», «Самооцсика-25», «Линия жизни*, «Боязнь
неудачи», «Семья и друзьям) .................................................................................................. 520

Приложение 3. Программа учебного курса «Межличностные отношения» .................531

Библиография .................................................................................................................................. 533

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга представляет собой доступное для широкого круга читате­лей изложение основ и закономерностей межличностного взаимодействия.

В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одино­чество и привязанность, семья и команда. В общении человек приобретает свою ин­дивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. Много книг и ста­тей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-преж­нему оставляет широкий простор для исследований и творчества.

Творчество — возможно ли оно в общении? Со всей уверенностью ответим поло­жительно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способству­ет преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые пер­спективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, за­щищенности, неисчерпанности.

В нашей работе мы поставили перед собой несколько задач. Прежде всего, нам хотелось систематизировать богатейший материал, накопленный в современной оте­чественной и зарубежной науке. Жанр учебного пособия наилучшим образом отве­чает этой цели. В книге читатель найдет устоявшиеся положения и идеи, классиче­ские концепции и подкрепляющие их эмпирические данные, т. е. все то, что позволяет рассматривать теорию межличностного общения в качестве самостоятельной отрас­ли научного знания. Предлагаемая структура учебного пособия, в которой темой каж­дого раздела служит тот или иной аспект анализа межличностного общения, не толь­ко выявляет огромное разнообразие изучаемых вопросов, но и представляет направ­ления специализации в рамках самой предметной области.

Вместе с тем нам хотелось познакомить читателей с некоторыми результатами наших собственных исследований (например, касающихся феноменов личного вли­яния, дефицитного и дефектного общения, социального интеллекта и социальной компетентности и др.), привлечь внимание к научным догадкам и гипотезам совре­менных авторов, изучающих общение между людьми, проблематизировать ряд по­ложений, кажущихся очевидными или решенными. Это побудило нас ввести в струк­туру текста специальные разделы, возможно, не характерные для учебного пособия, но позволяющие представить теорию межличностного общения как динамично раз­вивающееся знание.

10 • Предисловие

Мы надеемся, что данная книга воплощает в себе традиции ленинградской психо­логической школы. Судьба подарила нам шанс работать и учиться у таких выдаю­щихся ее представителей, как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, Е. С. Кузь­мин, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Ярмоленко, — людей, которых мы считаем своими учителями, людей, сформировавших наше научное мировоззрение и этику исследовательской работы, преподали уроки жертвенного служения истине и науке, преподавательского мастерства, стремления каждую идею проверять и подкреплять экспериментом, не ограничиваясь смелыми гипотезами.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом:

Куницына Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета — главы 2,14-24;

Казаринова Надежда Васильевна, кандидат философских наук, доцент гуманитарно­го факультета СПб Электротехнического университета — главы 1,3-8,11-13;

Погольша Валентина, Михайловна, кандидат психологических наук — главы 9, 10, параграф 4 главы 22.

Параграф 2 главы 16 написан совместно В. Н. Куницыной и Н. В. Казариновой.

Наши рекомендации