Мост между двумя берегами. 4 страница

Четыре элемента, меча четыре сверкающих и острых

Господь ему вручил в центральной точке.

Царства увенчанной короною девы,

Которая в пятом круге тайны.

(Цитируется по кн.: Юнг, «Таинство воссоединения»)

Сравнение четырех элементов с четырьмя мечами крайне интересно, поскольку почти дословно цитирует одно из откровений Алистера Кроули: «В это время Адонай пронзал мое существо своим мечом с четырьмя лезвиями - лезвием молнии, лезвием Пилона, лезвием змея и лезвием Фаллоса. Он также научил меня святому невыразимому слову АРАРИТА, и я переплавил шестичастное золото в одну невидимую точку, о которой не может быть сказано ничего».

Текстуальное совпадение настолько потрясает, что не нуждается в каких-либо комментариях. Сходится не только четверичность меча, но и образ центральной точки, символ который обсуждался нами более подробно до этого.

Имеет смысл попытаться проанализировать, что значат эти четыре лезвия бога. Можно было бы свести их к четырем стихиям или четырем функциям и на этом остановиться, однако их символизм поразительным образом повторяет опыт индивидуации.

Первым из лезвий является лезвие молнии. В работе Карла Юнга «Исследование процесса индивидуации», на второй мандале его ученицы молния бьет в монолитную скалу, отщепляя шар, символизирующий индивидуальную самость ученицы. Юнг обращает внимание, что «эта освобождающая вспышка молнии является символом, который в том же контексте использовался алхимиками. Молния означает внезапное и непреодолимое изменение психического состояния».

Вспышка молнии является первым рождением сознания из тьмы бессознательного, означает начало индивидуации и возникновение сознания.

На 16-м аркане таро «Башня» крепость «организованной жизни» разрушается именно молнией, исходящей из ока Гора. Прохождение «Башни» – это тяжелый, но важный процесс разрушения бессознательной идентификации с коллективными ценностями и начало подлинной индивидуации.

То, что в «Святых Книгах Телемы» молния превращается в змея, тоже находит подтверждение в трудах Юнга. В той же работе «Исследование процесса индивидуации» Юнг обращает внимание, что на последующих мандалах его ученицы молния превратилась в змею. Лезвие змея является прямым символическим продолжением «лезвия молнии», и, читая эти исследования, трудно избавиться от ощущения, что Юнг или его ученица тайно читали Святые Книги Телемы.

Затем, на одной из мандал, Змей начинает выполнять функцию фаллоса, пронзая маточную сферу и, тем самым, зачиная зародыш новой жизни. Символизм Змея едва ли возможно недооценить в трансформационном символизме, о чем уже указывалось в главе, посвященной льву и змею, но здесь мы хотим обратить внимание на единый символический ряд – молния-змей-фаллос, который встречается как в символизме индивидуации, так и в Святых Книгах Телемы.

Тайна золотого цветка.

Еще одним важным символом Самости является золотой или сапфировый цветок. В «Психологии и алхимии» Юнг пишет, что «золотой цветок алхимии может быть голубым цветком, САПФИРОВЫМ, голубым цветком гермафродита». Это очень важный момент, поскольку в символизме Телемы одним из важнейших ритуалов является сексуально-магический ритуал «Звездного сапфира», цель которого – объединение мужского и женского и рождение алхимического гермафродита. Этот ритуал будет рассмотрен в третьей части нашей книги.

Золотой цветок – один из символов Самости, о чем свидетельствует следующий отрывок из предисловия к «Тайне золотого цветка» Юнга: «Золотой Цветок – символ мандалы, с которым я уже часто сталкивался у пациентов. Они или чертили его в плане, т.е. в виде правильного геометрического орнамента, или же рисовали в панораме, как цветок, из которого появляется растение. Это растение чаще всего представляет собой структуру, изображенную светящимися, огненными красками, которая выступает из окружающей ее тьмы и несет сверху световой цветок (символ, подобный рождественской елке). Такой рисунок как раз и выражает возникновение Золотого Цветка, ведь, по "Hui Ming Ging", "зародышевый пузырек" есть не что иное как "желтый замок", "небесное сердце", "терраса жизненной силы", "дюймовое поле дома размером в фут", "пурпурный зал нефритового города", "темная теснина", "пространство прежних небес", "драконий замок на дне моря". Он называется также "пограничной областью снежных гор", "пратесниной", "царством высочайшей радости", "страной без границ" и "алтарем, на котором воздвигнуты сознание и жизнь"».

Хочу обратить ваше внимание на образ «небесного сердца» и попросить вас сравнить его с отрывком из «Сердца, обвитого змеем» Алистера Кроули:

- Сердце; и вот Змей, обвитый
Вокруг невидимой сути разума.
Возродись, О, мой змей! Пришло время
Скрытого и святого невыразимого цветка.

Эон (божественное дитя).

Очень показательно то, что Юнг и Кроули придавали огромное значение астрологическому символизму, согласно которому данный отрезок времени – это смена целых эонов длинною примерно в две тысячи лет. Юнг исходит из астрологических предпосылок, рассматривая грядущий эон как Эон Водолея; Кроули же исходит из тайной символики египетских богов (полное значение которой известно только посвященным), определяя следующую эпоху как Эон Гора. Но их понимание сути эона как торжества сознания и единства практически идентично. Посмотрим, как понимает новый эон Юнг:

«Я далёк от иллюзии, что в своих размышлениях о значении человека и его мифа я выразил какую-то высшую и окончательную истину, тем не менее, я думаю, что всё это можно было высказать в конце нашего Эона Рыб и, вероятно, нужно высказать в преддверье наступающего Эона Водолея, имеющего человеческий облик. Водолей следует за двумя противопоставленными друг другу Рыбами и, по-видимому, воплощает Самость. Властным движением он льёт воду из своего сосуда в рот южной рыбы, символизирующей сына, то есть содержания, всё ещё оставшегося в бессознательном».

При некоторой разнице в понимании тенденций и Юнг, и Кроули утверждают один и тот же символ нового эона – божественное дитя, рожденное от соединения двух противоположностей.

Здесь надо отметить как сходства, так и различия в символической цепочке, связанной с эонами. Согласно Кроули, прошлый эон был эоном отцовских ценностей, позапрошлый – материнских, но в наступившем эоне мужское и женское найдут, наконец, свое объединение в трансцендентном символе божественного ребенка, на андрогинность которого указывает и Юнг. Первым дохристианским эоном постулируется Эон Матери, или Исиды, вторым – Эон Отца, или Озириса и, наконец, третий эон, наступивший ныне, – это Эон Ребенка, или Гора.

У Юнга Эоном Отца является первый эон, второй определяется как Эон Сына и третий – как Эон Духа, или Самости.

Однако эти противоположности приходят к согласию, если мы обратим внимание на те качества, которые и Кроули, и Юнг отождествляют с разными эонами.

Как дохристианский Эон Исиды (в терминах Кроули), так и Эон Отца (в терминах Юнга) связывают с состоянием невинности и бессознательного единения: «Эон Исиды. Эпоха матриархата. Великое Делание считается делом простым и прямолинейным». Речь идет о состоянии сознания, противоположности в котором сплетены воедино – сознания, еще не разделенного с божеством. Вот что пишет об этом Юнг:

«Изначально человек, мир и божество составляют единое це­лое, не замутненное никакой критикой единство. Это мир Отца, с одной стороны, и мир человека в детстве — с другой. В отцовское, патриархальное время знаменитого вопроса о происхождении зла еще не существует. Как принципиальная проблема морального сознания, этот вопрос встает лишь с при­ходом христианства. Мир Отца знаменует собой время исконно­го единства со всей природой: единства прекрасного, или урод­ливого, или внушающего страх...»

Эон Отца (по Кроули) или Эон Сына (по Юнгу) – это христианская эра с ее состоянием разорванности, непримиримой вражды противоположностей, которые не могут быть объединены:

«Эон Осириса. Эпоха патриархата. Два пола. "I" воспринимается как Отец-Жезл (Йод Тетраграмматона). "A" - Дитя, преследуемое Драконом, который пускает воду из пасти своей, дабы пожрать его (см. Откр. XII). Дракон - это также Мать: Жестокая Мать из работ Фрейда; а Дитя - Харпократ, преследуемый нильскими крокодилами. Здесь мы находим символику Ковчега, саркофага Осириса и т.д. Лотос - это Йони; Вода - Амниотическая Жидкость. Чтобы жить собственной жизнью, ребенок должен покинуть Мать и, каким бы сильным ни было искушение, не возвращаться к ней, не искать у нее убежища».

Как видно из вышеприведенной цитаты, Эон Осириса отличается, прежде всего, противостоянием добра и зла – мучительным расколом, который может быть решен только с началом третьего эона – Эона Гора, или Божественного Ребёнка:

«Идея антихриста связана с астрологической синхронностью, занимавшей в ту пору эры рыб с одной стороны, и со все более возрастающим осознанием постулировавшейся сыном двойственности с другой, причем двойственность опять же была представлена эрой рыб: то есть двумя рыбами, связанными и движущимися в противоположных направлениях. Эта оппозиция означает конфликт до последнего, и задача человечества – выдерживать этот конфликт до того момента, до той поворотной точки, когда добро и зло начинают релятивизироваться, ставить себя под сомнение, и когда рождается призыв к чему-то стоящему «по ту сторону добра и зла».

В Телеме божественное дитя – это Гор Па Краат, повелитель нового эона. В аналитической психологии это – Самость как результат Великого Делания индивидуации, который символизируется ребенком и сравнивается с Меркурием и философским камнем. На тождество Ребенка и философского камня указывает следующая цитата одной из Святых Книг Телемы:

«Сквозь полночь ты опустился, О дитя мое, мой завоеватель, мой препоясанный мечом капитан, О Гор! И они найдут тебя - черный необработанный сверкающий камень - и будут поклоняться тебе».

Интересно, что время вхождения наступившего эона в свою силу Юнг и Кроули называют одно и то же – примерно пятьсот лет, в чем можно убедиться из следующих цитат:

«Очень поучительно сравнить события пятисот лет до и после кризиса, случившегося 2000 лет назад, с событиями, происходящими вокруг 1904 года. Для нынешнего поколения неутешительна мысль о том, что нас, вероятно, ожидают 500 лет тёмных веков. Но именно так и будет. К счастью, сегодня факелы наши горят ярче, а факельщиков больше» (Кроули, «Книга Тота»).

«…Аналитику-юнгианцу однажды приснился следующий сон: огромных размеров воздвигаемый храм. Всюду, насколько хватало глаз – впереди, сзади, справа и слева – копошилось несметное количество народа, воздвигающего гигантские опоры. Я тоже воздвигал эту колонну. Строительные работы, судя по всему, были в самом начале, но фундамент уже был заложен, и начинали виднеться стены.… Когда Юнгу рассказали этот сон, он заметил: «А вы знаете, ведь это – храм, который мы все строим. Мы не знаем этих людей, потому что, поверьте мне, они строят и в Индии, и в Китае, и во всём мире. Это новая религия. Как вы считаете, сколько времени понадобиться на её создание?.. Мне думается, лет 500, не меньше» (Эдвард Эдингер, «Творение сознания»).

Звезда.

В завершение исследования я хотел бы попросить читателя сравнить два отрывка, цитируемых ниже. Эти отрывки настолько говорят сами за себя, что фактически нуждаются в комментариях.

«А на самом деле подлинная тайна возрождения может быть найдена лишь во внутренней бесконечности. Лишь заглянув вовнутрь, они увидят, что на отдаленном внутреннем горизонте «единственная звезда стоит в зените». Эта внутренняя звезда и является предводительствующим богом и целью человека. Юнг рассказывает, что после смерти душа отправляется вовсе не в христианскую «землю обетованную», а к находящемуся внутри богу солнцу (или звезде)»

(Нолт, «Тайная жизнь Юнга»).

«Ноги твои в болоте, голова во тьме; о человече, сколь мучительны твои страдания! Запуганный сомнениями, утомленный болезнями, ты лишен мужества и воли к сражению - в твоем сердце нет надежды, в твоей работе нет смысла, ты не видишь ни единой звезды!

Твои боги оказались куклами [в руках] жрецов. «Истина относительна», - вздохнули ученые. Надежда Любви умерла, и вера Влюбленного протухла, и Любовь, вместе с твоим братом-зверем, истерзала тебя. И сама Жизнь развенчала тусклую звезду.

Твоя бренная плоть пресмыкалась, дрожала и карабкалась [вверх], чтобы обнаружить, что она - лишь комок праха, брошенный случаем, и Страдания ее бессмысленны; и ужаснуться бесцельной случайности, принесшей ей столько мучений, и пустым небесам, простершимся над суетной землей.

[Но] каждая душа существует вечно; каждая [душа] индивидуальна, окончательна и совершенна - и каждая окружает себя туманом из разума и плоти, чтобы попасть на празднество нежной встречи с такой же [туманной] маской - и не насытиться ею.

И в опьянении, влюбленные в свой сон, иные [души] принимают собственные тени за самих себя и отчаиваются оттого, что они должны умереть. Души-звезды, отражения их мерцают в тихом озере жизни; и звезда сумеет разбудить их и вернуть к самим себе.

То, что началось, не закончиться [уже] никогда. Все выживает, ибо существует. Делай, что ты желаешь, ибо каждый человек - звезда. Пан не умер, он жив! О Пан! Сломай барьер!

Я пришел к человеку, число человека - мое число, [я] Лев Света; я - Зверь, чей закон - Любовь. Любовь во власти желания его Королевское Право. Смотри же внутрь, а не вверх - звезда видна!

(Алистер Кроули, «Звезда видна»)

Приложение 1.

Разрушая Иллюзии.

Данное Приложение не имеет прямого отношения к описываемым в книге картам Таро и касается только автора обсуждаемой колоды — Алистера Кроули. Но, зная, сколько лжи, фантазий и клеветы вертится вокруг имени Алистера Кроули, поэта и Посвященного, создавшего Колоду Тота, я чувствовал себя обязанным внести это приложение в текст своей книги. Ведь у неподготовленного читателя вполне могут возникнуть вопросы: дескать, как же так, ведь Кроули — черный маг, фашист, учитель Гитлера и вообще опасный извращенец, какую пользу может принести, всё, что написано им?

Развенчанию мифов, связанных с именем последнего пророка оккультизма, и посвящено это последнее приложение. Читатель сам может выбрать, чему верить — историческим документам, цитаты из которых приводятся ниже, и здравому смыслу или страшным сказкам, придуманным для недорослей.

* * *

В наше время едва ли можно найти человека, имя которого окружало бы такое количество предрассудков и мифов, как имя Алистера Кроули. Кажется, что нет такого порока, который бы не приписывался Кроули в этих навязчивых домыслах.

Несмотря на то, что учение и судьба Кроули существенно повлияли на таких великих людей, как Дэвид Боуи, «Битлз», Тимоти Лири, даже им не удалось развеять непролазный туман иллюзий, окружающий этого человека.

Впрочем, когда дело доходит до фактов, выясняется, что нет ни одного преступного действия (кроме двух убитых кошек — увы, это правда), которое система могла бы предъявить Кроули. Ореол зла, старательно создаваемый вокруг него, рассеивается после первого же пристального взгляда, и поэтому мы задаем вопрос: почему все-таки столько клеветы окружает имя этого человека?

Как только мы всерьез займемся изучением биографии Кроули, для нас сразу же станет очевидным, что абсолютное большинство обвинений в его адрес основано на одной лишь примитивной подмене фактов, на искажениях и лжи. Большинство людей до сих пор полагает, что Кроули был всего лишь «первым сатанистом», и что единственным существом, которому он поклонялся, был Дьявол.

Цель данного приложения – создать реальное представление о личности Кроули и об основных тезисах его учения, Телемы.

Необходимо сразу сказать, что мы не ставим своей целью обратить в Телему как можно больше людей. Мы также не считаем, что после прочтения этой книги лично вы обязательно примете для себя Закон Телемы. Дело в том, что Телема – это достаточно сложная традиция, работать в которой может только призванный, человек с совершенно особым складом психики. Критерием, позволяющим определить, ваш это путь или нет, является только прочтение Книги Закона и её восприятие: вы либо с отвращением отбросите эту книгу, либо примете ее всем сердцем и духом.

Следует иметь в виду, что мировоззрение и практики Телемы могут подойти далеко не каждому человеку. Возможно, Тантра, суфизм или, например, фрейдовский психоанализ окажутся более близкими для вас традициями. В общем, так и должно быть: в отличие от монотеистических систем уходящего Эона, Телема, ни в коем случае, не претендует на некую монополию на истину.

Итак, начнем развенчивать мифы, касающиеся лично Кроули.

Для начала возьмем одно из самых распространенных обвинений, которые кидают Кроули, будто бы он «симпатизировал фашизму» и даже был своего рода «тайным идеологом Гитлера». Однако, когда речь заходит о предъявлении сколько-нибудь реальных доказательств этих обвинений, хулители Кроули обычно изрекают нечто «убедительное», наподобие фраз типа «да все это знают», «оно и так понятно», или (в лучшем случае) ссылаются на откровенно параноидальную статью, получившую широкое распространение в Интернете – статью под названием «Человек с соколиным клювом» или художественное произведение под названием «Сибарит меж теней», которое почему-то часто выдают за документальную статью.

В действительности, никаким идеологом нацизма Кроули не был и относился к нему весьма негативно, что совсем нетрудно доказать. У Кроули были свои причины на то, чтобы отвергать нацизм: в 1935 году в Берлине был арестован и отправлен в концлагерь Карл Гермер, близкий друг Кроули и второе лицо в Ордене ОТО (именно ОТO фантазеры всех мастей силятся объявить источником идеологии нацизма и фашизма). Даже обвинение, которое было предъявлено Гермеру, очень показательно: он был арестован и заключен в концлагерь «за шпионаж в пользу врага Рейха, английского франкмасона Алистера Кроули». Более того, Кроули пострадал не только от нацистов, но и, собственно, от фашистов как таковых, которые выслали его из Италии, лишив его аббатства Чефалы – места, где он обрел кратковременное прибежище.

В 1939 году, когда Гитлер нападает на Польшу, Кроули пишет в своем дневнике следующие строки, которые затем звучат в близких ему кругах: «Англия, воспрянь! Воспрянь против врага! Он нанес первый удар: мы – последний. Мир ценой Свободы? Мы говорим "нет!". Англия, воспрянь!»

Само учение Кроули фундаментально противоречит идеалам любого тоталитарного общества, будь то фашизм, коммунизм или еще какой-нибудь «-изм». Достаточно прочесть отрывок из «Телемитской декларации прав человека», которая так и не была издана в печатном виде, но текст которой вы можете найти на сайте ОТО (http://oto.ru). Прочитав эту работу, можно легко понять следующую истину: учение Кроули не просто чуждо, но и враждебно тоталитаризму и авторитаризму в любой форме.

Читаем:

Нет Бога, кроме человека.

1. Человек имеет право жить по своему собственному закону --

жить так, как он желает:

работать, как он желает:

играть, как он желает:

отдыхать, как он желает:

умирать когда и как он желает.

2. Человек имеет право есть то, что он желает:

пить, что он желает:

жить, где он желает:

перемещаться, как он желает, по всей земле.

3. Человек имеет право думать, что он желает:

говорить, что он желает:

писать, что он желает:

рисовать, заниматься живописью, вырезать, гравировать, отливать в формы:

одеваться, как он желает.

4. Человек имеет право любить, как он желает: --

"Примите свою долю любви как хотите,

когда, где и с кем хотите." (AL. I. 51)

5. Человек имеет право убить тех, кто воспрепятствует этим правам.

Простой арифметики здесь оказывается достаточно для того, чтобы понять, что из двадцати одного права, утверждаемых в этой телемитской декларации прав человека при фашизме могут быть реализованы только три, а в либеральной Европе – восемнадцать, что, со всей очевидностью, свидетельствует о враждебном отношении Кроули к фашизму. Строго говоря, существует два взгляда на власть. Согласно одному из них власть должна быть своего рода строгим и заботливым отцом, и когда строгость начинает доминировать, мы имеем фашистское мировоззрение, тогда как согласно второму взгляду, функция власти состоит исключительно в том, чтобы быть своего рода управляющим, который поддерживает баланс, допуская активное вмешательство в текущие процессы лишь в крайнем случае. Согласно второй позиции, человек не имеет права нарушать свободу другого человека, но если он так глуп, что хочет причинить себе вред, этому никто не должен препятствовать. Исходя из процитированного выше текста, можно предположить, что, если бы Кроули жил в наше время, он активно выступал бы в поддержку принятия закона об эвтаназии, за демократию, за отмену Закона о превышении норм необходимой самообороны; он также выступал бы в поддержку прав сексуальных меньшинств. Согласитесь, что ни один из этих пунктов никак не укладывается в понятие «фашизм»!

Кроули никогда не одобрял «расовую теорию» фашизма, считая, что разница между плебсом и аристократией обусловлена духовно-мистическими, а не расовыми факторами. Обвинение в антисемитизме, которое также очень часто бросают в адрес Кроули, опровергается уже тем обстоятельством, что некоторые из его учеников, например, Израиль Регарди или Виктор Нойбург, были евреями. Ни в одном из Уставов созданных Кроули Орденов нет ни намека на ограничение права членства в этих Орденах по расовому признаку.

Что ксается самого Гитлера, то Кроули называл его «магом-недоучкой, который так и не понял сущности и задач магии». Об этом свидетельствует, в частности биография Кроули, написанная матритом Бутом, - «Жизнь Мага» (Издательство «Ультракультура», М., 2004). Вот еще одна характерная цитата из этой книги: «У него (Кроули) не было иллюзий по поводу Гитлера. Он несколько раз побывал в Третьем Рейхе и считал фюрера магом, который неверно понял суть оккультизма, чем сам себя и уничтожил». Полагаю, что на этом можно поставить точку. То обстоятельство, что определенные оккультные круги оказали заметное влияние на формирование нацизма, действительно является историческим фактом: достаточно изучить руническую символику на погонах СС. Однако ни Кроули, ни Орден Золотой Зари не имели к этому никакого отношения.

Еще один нелепый миф, который следует опровергнуть, гласит, что в конце жизни Кроули полностью деградировал и свои последние земные годы якобы провел в состоянии «овоща».

Чтобы опровергнуть эту клевету, достаточно просто внимательно изучить библиографию Кроули. Последние годы жизни были для него столь же плодотворны в творческом плане, как и его молодость. Именно за последние пять лет Кроули в соавторстве с Леди Фридой Харрис создает свою колоду, колоду Тота, символизм которой обсуждался выше. Всё дело в том, что создание подобной системы требует кристальной ясности ума и интуиции…

К своим картам Кроули пишет подробнейшие комментарии, в которых впервые излагает исчерпывающую и непротиворечивую систему подхода к Таро, опираясь как на оккультную, так и на научную мудрость. Деградировавший наркоман не смог бы не только написать, но и прочитать столь сложный текст, который пользуется авторитетом даже среди исследователей Таро, не принадлежащих к телемитской традиции. Создание Колоды Тота было последним из великих проектов Кроули, и, когда пришла смерть, он смог спокойно и с достоинством принять ее.

За полгода до своей кончины Кроули пишет еще одну работу, ставшую классикой в магическом мире. Речь идет о наставлениях его близкой ученице под названием «Магия без слез». Не публиковалось. Есть на сайте ОТО. Помимо детальнейшей проработки сложнейших тем, эта книга характеризуется и особым, чисто «кроулевским» юмором. То, что к тому моменту Кроули был уже несколько десятилетий как разорен и жил почти впроголодь, но при этом находил силы писать такие книги, говорит о колоссальной силе его личности.

Еще один крайне живучий предрассудок – это попытка представить Кроули «первым сатанистом». Данный миф опровергнуть сложнее, нежели откровенную клевету, такую, как обвинения в нацизме, антисемитизме и сексизме, поскольку критерии, по которым то или другое учение причисляется к сатанизму, слишком вольные. Так, путешественники, впервые посетившие Индию и Тибет, увидев изображение местных богов, решили, что местное население поклоняется Сатане.

Разумеется, разговор, ведущийся на подобном уровне, был бы попросту лишен смысла. Если мы хотим рассуждать о чьей-то причастности или непричастности к учению сатанизма, мы должны понять, что есть сатанизм сам по себе. Работы американского и русского теоретика сатанизма (речь идет о Антоне Ла Вее и русском теоретике сатанизма Варраксе), находятся в открытом доступе в Интернете.

Сатанизм — учение, подразумевающее поклонение Сатане (либо, как могут сказать сатанисты, подражание, дружбу с ним), то есть он есть поклонение силе, противостоящей иудео-христианскому богу. Вот и всё! Ни шага дальше сатанизм не делает. Основное заблуждение сатанизма состоит в том, что он, хотя и переходит «на другую сторону», остается при этом в границах иудео-христиансткого дуализма. Разница между христианином и сатанистом заключена лишь в том, что они по-разному относятся к патриархальному богу, тогда как сама вера (ибо невозможно ненавидеть то, существование чего ты не признаешь) остается без изменений.

Но в Телеме Бог не имеет ничего общего с отцом-тираном, навязывающим человеку нелепые ограничения. Вот какие слова адресуются во Второй молитве дьякона в Гностической мессе, т.е. в молитве к Богу: «Бог тайный и пресвятой, источник жизни, источник любви, источник свободы, пребудь в нас постоянно и мощно, сила энергии, огонь движения; позволь нам трудиться с тобою усердно, чтобы соприсутствовать в премногой радости твоей». (Месса, насколько мне известно, не издавалась, по крайней мере в нормальном переводе, так что она есть только на сайте ОТО – htttp://oto.ru).

Один из самых известных сатанистов России, известный как Варракс, в своей работе «Теология сатанизма» (которая имеется в следующей сетевой библиотеке – http://www.shadoy.hut1.ru/Literature/religios.html), пишет следующее: «Сатанизм, являясь мировоззрением, имеет специфическое отношение к отдельным аспектам действительности. Во многих случаях позиция сатанистов совпадает с общей позицией разумных людей, скажем, в социумном приложении это относится к эвтаназии, контролю рождаемости, общественной морали etc. Но есть, разумеется, и отличия – иначе сатанизм не был бы отдельным мировоззрением. Одним из таких вопросов является отношение к Богу». Далее в тексте идут размышления о враждебном отношении сатаниста к Богу, при этом сам концепт Бога остается в узких иудео-христианских границах. Думаю, что после процитированных гимнов Кроули ответ на вопрос о его «сатанизме» становится очевиден.

Впрочем, здесь необходимо сделать одно уточнение. Кроули принципиально не признает раздельного существования добра и зла, Света и Тьмы, исходя из Принципов Высшего Бытия. Однако это обстоятельство не может оправдывать следования кем бы то ни было своим самым подлым импульсам, ибо Вселенная построена так, что всякий, кто отравляет свою среду обитания, сам же и обречен от этого страдать. Но, тем не менее, было бы глупо утверждать, что понос после поедания несвежей пищи является результатом «Божьей кары». Существуют очевидные причинно-следственные закономерности, но они актуальны только на материальном плане, и лишь ограниченный глупец может переносить те же представления на план сверхличностный.

Все, что здесь есть, черпает свою форму из его собственного разума; и ясность восприятия предметов данного плана прямо пропорциональна личной чистоте ясновидящего.

На высших планах все грубые различия форм постепенно исчезают. Например, Астральный Образ «Исиды» совершенно непохож на Образ «Кали». Первая — это Материнство и Мудрость, вторая — Убийство и Безумие; она опьянена кровью, отуманена страстью и безжалостна. Единственная связь между ними — символ Женщины. Но тот, кто достигает Самадхи, устремившись к Кали, обретает такое же Просветление, как и при устремлении к Исиде, ибо в обоих случаях он достигает отождествления с Идеей Женщины, не связанной с теми особенностями, которые приписывались данной Идее на берегах Нила или Ганга.

Вот почему на низших ступенях посвящения бушуют догматические споры, вдохновляемые разнообразием астрального опыта; вот почему св. Иоанн Богослов отличает Блудницу БАБАЛОН от Жены, Облаченной в Солнце, и Агнца закланного от Зверя 666, чья смертельная рана исцелела. Он не понимает, что Сатана, Древний Змий, пресмыкающийся в Преисподней, в озере Огненном, горящем Серою — это Солнце-Отец, вибрация Жизни, Князь Бесконечного Пространства, пылающий своей Пожирающей Энергией; и Он же — тот престольный Свет, Духом коего залит весь Город из Драгоценных Камней.

Наши рекомендации