Функция христианства

Я сформулировал базовую предпосылку о том, что всё, известное нам, есть проявление божественной Сущности, выражающей Себя через три аспекта, которые (для целей данного трактата и большего соответствия современной терминологии) я назвал Жизнью-Качеством-Явлением. Это лишь ещё одно определение Троицы всех великих религий, и эти три аспекта соответствуют Отцу, Сыну и Святому Духу (этим древним антропоморфным терминам!) христианства; Духу, Душе и Телу нынешней терминологии; а также Жизни, Сознанию и Форме индуистской философии.

Позволю себе обратить здесь внимание современных мыслителей на то, что значение христианства заключается в соединительной функции этой религии, функции, создающей мост. Это символизирует для нас тот факт, что Учитель всех Учителей принял воплощение в Палестине, полоске земли, которая находится как раз между Европой и Азией и имеет характерные черты обеих. Христианство - это религия переходного периода, соединяющего эру самосознательного существования с эрой группового сознания. Христианство сохранится до той эпохи, когда возобладает тип мышления (при правильном приложении), служащий соединительным звеном между мирами конкретного и абстрактного ума. Вот как говорит об этом Древний комментарий:

"Настанет час, когда свет души откроет антахкарану (мост между сознанием личности и сознанием души, А.А.Б.), и люди будут различаться по их знанию, характеризоваться отчаянием неутолённого желания и делиться на тех, кто признает свою дхарму (исполняя все обязательства и обязанности), и тех, кто видит лишь отработку кармы и из самой природы своей нужды извлекает, наконец, свет и покой".

Изначально, христианство - это религия раскола, демонстрирующая человеку его двойственность и этим закладывающая основание для будущего единства. Это самая необходимая стадия, много давшая человечеству. Христианство имеет высокую и совершенно определённую цель и задачу, и оно выполняет свою божественную работу. Сегодня ему на смену идёт новая формулировка истины, но какая именно - пока не открыто. Свет понемногу проливается в жизнь человека, и в сиянии этого света человек создаст новую религию и выработает свежий взгляд на древнюю истину. Через линзу просветлённого ума он вскоре увидит ранее неведомые аспекты божественного. Посещала ли вас когда-нибудь мысль о том, что форма может таить в себе такие качества и свойства божественной природы, о которых до сих пор не только ничего не известно, но нет даже смутного представления; они буквально не имеют прецедента, и нет ни словесной, ни какой-либо иной формы выражения, чтобы их выразить? А ведь это именно так. Точно так же, как выражение "групповое сознание" лишено какого бы то ни было смысла для примитивного первобытного человека, являясь лишь бессмысленной строкой знаков алфавита, так (под самой поверхностью нашего проявленного мира) таятся божественные качества и цели, столь же далекие от сознания нынешнего человечества, как идея коллективной осведомлённости - от сознания доисторического человечества. Пусть эта мысль станет для вас источником мужества. Прошлое гарантирует беспредельное расширение в будущем.

_________________

ГЛАВА ВТОРАЯ. ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ.

Я указал, что в данном трактате мы уделим основное внимание центральному из трёх аспектов и сосредоточимся на качестве. Что под этим имеется в виду? Я хочу сказать, что мы займёмся тем, что выявляется посредством формы, что скрывается за явлением, что выражает жизнь или дух и что порождается в результате взаимодействия жизни и материи. Применительно к человеку, отражению божественности - в том, что касается его качества, - это включает три момента.

1. Человеческое существо, как уже говорилось, являет собой воплощённую Жизнь, выражающую качество и отражающую это качество в виде сознания, или чувствительной реакции на взаимодействие, происходящее между духом и материей в ходе эволюции.

2. Человек, будучи синтетической сущностью (и единственной, за исключением Макрокосмического Божества, включающей в себя полный синтез), обладает самосознанием, достаточно развитым сегодня, чтобы различать реакции на:

а. Троицу (как называет это "Бхагавадгита") Познающего, области познания и знания.

б. Растущее осознание того, что область знания есть лишь явление, или иллюзия, а само знание может быть препятствием, пока не превратится в мудрость.

в. Эволюционный рост в отзывчивости на тот или иной из факторов этой троицы, что указывает на развитие чувствительности.

Это увеличивает интерес к Познающему и приводит к убеждению в том, что этот Познающий есть Душа, единая с Божеством, беспредельная и вечная, и являющаяся - в пространстве и во времени - определяющим фактором человеческого существования.

3. Бесконечное разнообразие форм скрывает субъективный синтез. Человек в конечном итоге может увидеть универсальную семеричность, выражающую себя во всех формах и всех царствах, и когда это произойдёт, он войдёт в царство субъективного единства и сможет сознательно продолжать свой путь к Единому. Пока ещё он не способен войти в сознание фундаментального сущностного Единства, но может войти в сознание собственной лучевой жизни, источника собственной временной конкретной жизни.

Эти три идеи требуют тщательного рассмотрения. Можно выразить это так:

Единой Жизни мы касаться не будем. Мы принимаем её как основополагающую истину и сознаём, что возвращаемся от отождествлённого с формой существования через различные раскрытия сознательного отклика на божественное взаимодействие и активность к окончательному отождествлению с единой Жизнью. Осознание формы должно уступить место наделённому качеством излучению само сознательной духовной индивидуальности сына Божьего, являющего себя через форму. Но и это в конце концов будет заменено двумя фазами выражения:

1. Чувством божественного синтеза, низшей формой и материальным, но всё же символическим, отражением которого является наше телесное "благополучие". Это чувство уравновешенного блаженного удовлетворения, основанного на осознанном Бытии.

2. Переход даже с этого уровня жизни-сознания к фазе ещё более интенсивной и отстранённой, на которой происходит осознание жизни Самого Бога, свободной от фор мы, но по-прежнему, таинственным образом, осведомлённой о качестве.

На языке мистицизма это может быть выражено так:

"Я беру себе тело. Это живое тело. Я знаю его жизнь и, значит, знаю свою мать.

Я использую тело. Это тело - не я. Я служу группе и в этом служении живу в теле - отстранённый сын Божий. Я знаю своё "Я".

Я одушевляю тело. Я - его жизнь и в этой жизни я увижу жизнь. Жизнь эта известна как любовь. Я - любовь Бога. Я знаю Отца и знаю, что жизнь Его - это любовь.

Я - тело и его любящая жизнь. Я - это "Я", чьё качество -любовь. Я - жизнь Самого Бога. Я есмь Мать-Отец-Сын.

За этими тремя стоит неведомый Бог. Этот Бог - Я".

Давайте внесём предельную ясность, даже если при этом нам придётся повторяться. Хотя мы и касаемся формы и рассматриваем её природу, но главное внимание в этом трактате мы уделяем самосознанию, выражающему себя в виде способности реагировать, в виде особого рода осведомлённости, которую мы называем "качеством сознания" или его характерной чертой. В нашем распоряжении всегда есть вспомогательные тройственные комбинации, представляющие собой лишь описательные термины для выражения качества проявленной жизни.

Форма.............. Изменчивость, сознательная реакция на излучение. Материя.

Самосознание... Способность реагировать. Осознание собственной индивидуальности. Душа.

Жизнь.............. Неизменность. Эманация. Причина. Источник. Дух.

Синтез их всех в проявлении мы называем Богом, Обособленным, Всепроникающим, Отстранённым и Удалённым.

Приведённые абстрактные истины трудны для постижения, но изложение их нужно здесь для того, чтобы сделать понятной нашу платформу и предупредить возможную критику в том, что мы пренебрегаем реальностью и считаем многообразие единственной истиной.

А теперь мы ответим на пять вопросов, которые я сформулировал за читателя и ответил для него.

Наши рекомендации