Название пунктов внутри главы
Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, курсив
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,3
Выравнивание – влево
В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют: обычный, Заголовок 1, Заголовок 2
Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Формат/Стиль/Изменить
Нумерация глав и пунктов
При правильном назначении стилей главам и пунктам (а возможно, и подпунктам) многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат/Стиль/Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.
Сборка оглавления
При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делается через меню Вставка/Оглавление и указатели/корешок «Оглавление».
При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями – т.е. Заголовок 1 и Заголовок 2. Следует учесть, что собранное Оглавление будет вставлено в место работы, где был установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа работы.
Не допускается в отпечатанной рукописи делать вставки, вписанные от руки между строк или на оборотной стороне страницы.
В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного. Необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы справочного характера могут быть помещены в приложении. Приложениеневходит в общий объем работы.
Состав, структура курсовых работ и общая методика их выполнения
Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Выводы и предложения.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы (библиография).
8. Приложение.
Композиционная структура должна соответствовать виду работы. Между различными ее разделами должна существовать связь, преемственность и обоснованность логических переходов.
Введение
Это своего рода программа исследования, которая помогает понять, почему данное исследование имеет значение. Введение вместе с заключением – это «визитная карточка» работы, поэтому над ними необходимо работать очень тщательно.
Во введении обычно кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, содержание поставленных задач, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.
В конце вводной части необходимо написать реферат о кратком содержании основной части, а также раскрыть структуру дипломной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Структура может описываться, например, следующим образом: «работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения».
Окончательный вариант введения рекомендуется составлять в последнюю очередь, вместе с заключением. В начале работы над текстом делается лишь набросок введения. Объем введения должен составлять примерно десятую часть объема всего представленного материала.
Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психологического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:
ПРОБЛЕМА Что надо изучить из того,
что ранее не было изучено?
ТЕМА Как это назвать?
АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему
нужно в настоящее время
изучать?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Как рассматривается объект,
какие новые отношения, свойства,
аспекты, функции раскрывает
данное исследование?
ЦЕЛЬ Какой результат исследования
вы намерены получить, каким
вы его видите?
ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы
цель была достигнута?
ГИПОТЕЗА И Что не очевидно в объекте,
ЗАЩИЩАЕМЫЕ что вы видите в нем такого,
ПОЛОЖЕНИЯ чего не замечают другие?
Некоторые из предложенных характеристик могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студента, специфики темы исследования и других обстоятельств.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, именно на него и направлено основное внимание. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Примерами объекта и предмета психологического исследования могут быть следующие формулировки:
1) Объект: развитие самоотношения как компонента самосознания у дошкольников.
Предмет: влияние оценок родителей на развитие самоотношения у дошкольников.
2) Объект: психологические особенности младших школьников.
Предмет: Динамика психологических особенностей младших школьников в условиях разных образовательных технологий.
3) Объект: развитие кратковременной памяти.
Предмет: развитие кратковременной памяти в процессе обучения скорочтению.
Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих... Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых... во-вторых... в-третьих... Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины.
Основная часть работы
Они занимают примерно от 2/3 до3/4 объема всей работы. Главы, как правило, делятся на параграфы, которые являются существенными аспектами этих глав. Каждая глава и параграф должны иметь четко сформулированное название, отражающее сущность содержания.
В теоретической части, которая может состоять из нескольких глав или параграфов, подробно обосновывается актуальность темы исследования, осуществляется аналитический обзор литературы, ставится проблема. Завершается она обоснованием гипотез и методов исследования.
Если отдельные выписки в теоретической части приводятся дословно, в форме цитат, то студенту необходимо указать номер источника по библиографическому списку и страницу, с которой сделана выписка, например: «Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений» [3, с. 56].
Если цитируемое положение приводится не полностью, то пропущенные места заменяются тремя точками. Не допускается пропуск слов, меняющих смысл фрагмента. Цитаты в тексте должны использоваться умеренно, желательно избегать больших по объему (на 0,5 стр. и больше) цитат. При необходимости же их использования рекомендуется сжато передать главную мысль своими словами, указав в скобках номер источника.
В конце каждого раздела теоретической части целесообразно давать краткое резюме. Приводимые в конце этой части общие выводы не должны быть повторением выводов по параграфам, а должны давать новый уровень обобщения.
В эмпирической части работы описывается процесс и представляются результаты исследования автора. Здесь необходимо дать полный перечень использованных методик, их описание и обоснование выбора. Если в работе использовались известные методики, их подробно описывать не надо, достаточно ссылки. Затем следует описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, существенные социально-демографические характеристики. Далее приводится процедура организации и условия проведения исследования. Отдельно могут быть выделены такие параграфы, как «результаты», где данные исследования представляются в виде фактической информации без суждений и комментариев, и «Интерпретация данных», где полученные результаты комментируются и обсуждаются.
Результаты обработки данных могут быть компактно и наглядно представлены в виде таблиц, рисунков.
При оформлении данной части работы следует учесть, что новые главы начинаются с нового листа, а новые параграфы продолжаются на том же листе, на котором закончился предыдущий параграф.
Выводы и предложения
В этой части работы делаются обобщенные выводы, в которых находят отражение основные результаты исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д.
Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 5-7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.
Целесообразно выводы соотнести с задачами, сформулирорванными во введении.
Заключение
Особое значение должно придаваться написанию раздела «Заключение». В нем в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги как анализа литературы, так и практической части.
Изложение должно быть четким и ясным. Заключение играет роль концовки, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, указание на направления дальнейшей разработки проблемы, практические предложения.
Список литературы
Последний раздел работы - «Список использованной литературы». Именно такое название рекомендуется для использования при оформлении списка цитируемой литературы. В нем приводятся все источники, которые использовались при написании работы. При этом обязательно на все из них должны быть ссылки в тексте (по крайней мере, один раз). Принято считать, что в курсовой работе необходимо использовать не менее 25 различных источников.
Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников
Приложения
Порой возникает необходимость в приведении некоторых детальных или дополнительных материалов, полученных в ходе исследования. Для этого может использоваться еще один раздел - «Приложение». Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).
Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются; иногда они бывают не меньшего объема, чем сам текст. Этот раздел включается в работу в зависимости от желания студента. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху справа страницы слова Приложение и его заголовка.
Пример:
Приложение 1 Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением |
Располагать приложения целесообразно в порядке появления ссылок на них в тексте.
В «Приложении» помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:
- полное описание методик исследования,
- результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной студентом,
- таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,
подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе.