Сцена 5: Открытие Первый уровень - действие
Фаза 61 (1°Близнецов). Лодка со стеклянным дном, сквозь которое видны - чудеса морского дна.
Ключ: обнаружение подсознательных энергий и глубинных психических структур.
В относительной безопасности "лодки" индивидуум может научиться осознавать спрятанные содержания человеческого коллективного Бессознательного, если только эта лодка (т.е. его эго, отделяющее его от коллективной планетарной души человечества) имеет стеклянное дно. Сознательный ум должен стать хотя бы до некоторой степени прозрачным. Эта прозрачность не есть прямая открытость. Окно ума остается закрытым, но через него индивидуум может видеть то, что снаружи -здесь это "снаружи" означает психические глубины ниже нормального уровня сознания.
На этой первой стадии процесса "открытия" можно говорить только о "видении", но не об отождествлении. "Видение" сопровождается чувством изумления, "Я даже не думал, что такое может существовать! Как это прекрасно! Восхитительно)! Искренний исследователь обнаруживает ж)]и^е^1змеЕ>едия_12еадьности.
Фаза 62 (2°Близнецов). Санта Клаус незаметно наполняет чулки, висящие перед камином.
Ключ: награжденная вера в духовное благословление.
Распространенная аллегория относится к духовному благословению, приходящему к "чистым сердцам", сознание которых подобно детскому. Поляризованное нетерпеливым ожиданием, верой в существование небесных Сил, чистое сознание, как бы не затвердевшее из-за эго и рационалистических аргументов, получает опыт конкретного проявления того, что ему воображалось. В этом символе Санта Клаус действует "скрыто". Дары воображенного, того, во что интенсивно верили в духовном мире, не должны пристально и долго рассматриваться рассуждающим интеллектом. Начинающему ясновидцу не рекомендуется смот-
реть прямо и намеренно на то, что он начинает видеть" - он должен бросать на это как бы взгляды украдкой, чтобы резко сфокусированный ум не заставил видение исчезнуть.
Этот второй символ 13-ой пятеричной последовательности (дальше "ПП" - прим. перев.) также контрастирует первому, чтобы обнаружить чудеса глубин коллективной души, в обычном состоянии скрытых, индивидуум должен располагать подходящим средством (лодка со стеклянным дном); восприятие же нового благословения от духовного мира вверху (сверхсознание)требует веры и чистоты сердца, а также общего типа понимания (чулки у камина), т.е. состояние невинности.
Фаза 63 (3°Близнецов). Сад Тюильри в Париже.
Ключ: формализация коллективных идеалов посредством применения разума и порядка к вновь открытым аспектам природы.
Сады Тюильри и Версаля - типичные продукты классического духа, с его стремлением к порядку и симметрии. Царствование Луи XIV последовало за Ренессансом, с его духом новых открытий и периодом внутренних междуусобиц. Реакция должна была закрепить успехи коллективного ума европейского человека. Такое укрепление обычно ведет к другой крайности, т.е. формализа1щи п часто узкой интеллектуальной кристаллизации дуалистических понятий.
На этой третьей стадии 13-ой ПП мы видим содержание первой и второй доведенными до состояния ясной и прозрачной, но также и формализованной концептуализации. Небесный даритель Санта Клаус превращается в патерьалистического автократа, короля "правом божиим". Теплый семейный круг, празднующий Рождество, превращается р Двор короля, управляемый жестким ритуалом. Ясность сопровождается эго-централизацией и почитанием формализма.
Фаза 64 (4°Близнецов). Падуб и омела вызывают воспоминание о Рождестве.
Ключ: стремление к пред-интеллектуальному состоянию сознания.
Интеллект, управляемый эго, вобрал в себя все, что было усмотрено прозрачным умом ("лодка со стеклянным дном") и дал этому логическую, рациональную форму. Однако старые воспоминания детства с его наивной верой иногда прорываются в сознание. Они вызываются тем, что осталось от наследственных образов, которые когда-то обладали большой жизненностью и силой (омела считалась у друидов священной). Падуб своим контрастом красного и зеленого напоминает о более примитивном и магическом восприятии цвета (ср. тибетское искусство). Ностальгическое стремление к более естественным и чувственным ценностям, по-видимому, ведет к движению протеста, к интенсификации эмоций личности, романтизму после пост-классического и пост-рационалистического европейского периода.
Четвертая стадия 13-ой ПП напоминает соответствующую четвертую стадию 8-ой ПП (фаза 39) - символ украшенного рождественского дерева. Но живое впечатление детства превратилось в носстальгическое воспоминание. Оно возвещает возрождение более губоких ценностей и стремлений, которые были вытеснены в коллективное бессознательное. Здесь подчеркивается ценность укорененных в традиции архетипов в те-
чение процесса "Открытия". Возвращение к источнику. Однако контакт с архетипами может вести к взрыву.
Фаза 65 (5°Близнецов). Революционный журнал требует действий.
Ключ: взрывная тенденция подавляемых чувств и глубинных эмоций.
Каждое движение, преувелеченно выдвигающее одно направление, вызывает со временем противоположное движение. Это справедливо и на уровне дуалистического ума, символизируемого зодиакальным знаком Близнецов. То, что жестко связано формой и условностью, стремится взорваться бесформенностью. Это может произойти насильственно в случае социального давления - посредством революции или на пси -хологическом уровне - в психозе. Или это может на внутреннем плане перейти в мистическое состояние отождествления с неподдающейся формулированию Реальностью.
Пятая стадия 13-ой ПП соотнесена с первой: опыт мира, невоспринимаемого повседневным сознанием, положил начало процессу. В таком же смысле психологический опыт может на мгновение сделать ум прозрачным для неструктурированного посредством эго мира сознания и вести к устойчивому стремлению понять, что открывается трансцендентной Реальностью. Будь революционное действие насильственным или мирным, жестоким или полным любви, его единственная цель - достижение того. что находится за пределами установленных форм.