Сущность языкознания по И. А. Бодуэну де Куртенэ. Структура лингвистической науки
Языковедение исследует жизнь языка во всех её проявлениях, связывает явления языка, обобщает их факты, определяет законы развития и существования языка и отыскивает действующие при этом силы.
«Истинно научное, историческое, генетическое направления в области языкознания даёт право причислять лингвистику к наукам индуктивным» [Виноградов 1958: 63]. Языкознание как наука индуктивная: 1) обобщает явления языка и 2) выдвигает принципы, действующие в языке, и законы, по которым совершается его развитие. Для И. А. Бодуэна де Куртенэ сущность языка заключалась в речевой деятельности, в речевом функционировании.
Ученый считал, что усвоение языка – это активный творческий процесс. Язык и речь составляют такое взаимопроникающее единство, что обуславливают реальность друг друга.
Исследователь рассматривает различные направления в изучении языка и вот, что он говорит о каждом из них:
1. Описательное – направление, ставящее себе задачей собирать и обобщать факты чисто внешним образом, не вдаваясь в объяснение их причин и не связывая их между собой на основании их сходства и генетической зависимости. Такое направление изучения явлений – 1-ый шаг в любой науке.
2. Резонирующее - умственное, априористическое. Люди придумывают известные начала, известные априористические принципы, как в общем, так и в частностях, и под эти принципы подгоняют факты. Это направление сталкивает развитие науки на ложные пути, и потому оно положительно вредно.
3. Истинно научное, историческое, генетическое направление считает язык суммой действительных фактов и, следовательно, науку, занимающуюся разбором этих фактов, оно должно причислить к наукам индуктивным. Задача же индуктивных наук состоит: в объяснении явлений соответственным их сопоставлениям и в отыскивании сил и законов, то есть тех основных категорий или понятий, которые связывают явления и представляют их как беспрерывную цепь причин и следствий [Левицкий 2005].
Так точно и языковедение, как наука индуктивная, обобщает явления языка и отыскивает силы, действующие в языке, и законы, по которым совершается его развитие и жизнь.
Прежде всего, как считает И. А. Бодуэн де Куртенэ, нужно отличать языкознание чистое, языкознание само по себе, предметом которого служит язык как сумма в известной степени однородных фактов и языкознание прикладное, предмет которого составляет применение данных чистого языкознания к вопросам из области других наук.
Положительное языкознание разделяется на две части: в первой языкознание рассматривается как составленный из частей, то есть как сумма разнородных категорий, находящихся между собою в тесной органической (внутренней) связи, во второй же языки как целые исследуются по своему родству и формальному сходству. Первая часть - грамматика как рассмотрение строя и состава языка (анализ языков), вторая - систематика, классификация, её можно сравнить с морфологией растений и животных в ботанико-зоологическом смысле.
Что касается методов языкознания, то И. А. Бодуэн де Куртенэ основной упор делает на том, чтобы:
· использовать эксперимент;
· троякое сравнение в историческом языкознании:
а) Историко-генетическое сравнение, охватывающее родственные языки и учитывающие процесс дивергенции языка.
б) Сравнение географически соседних языков для изучения их взаимовлияния, контактов.
в) Сравнение всех языков с целью установления общих законов развития [Алпатов 2005].
Сообразно постепенному анализу языка можно разделить его грамматику на три большие части:
1. Фонологию (фонетику) или звукоучение.
Первым условием успешного исследования звуков следует считать строгое и сознательное различение звуков от соответствующих начертаний.
Предмет фонетики составляет:
· рассмотрение звуков с чисто физиологической точки зрения, естественные условия их образования, их развития и их классификация;
· роль звуков в механизме языка, их значение для чутья народа, это разбор звуков с морфологической, словообразовательной точки зрения;
· генетическое развитие звуков, их история, их этимологическое и строго морфологическое сродство и соответствие - это разбор звуков с точки зрения исторической.
2. Словообразование в самом обширном смысле этого слова.
Разделение словообразования или морфологии соответствует постепенному развитию языка, оно воспроизводит три периода этого развития (односложность; агглютинацию, или свободное сопоставление; и флексию).
3. Синтаксис
Синтаксис, или словосочинение, рассматривает слова как части предложений и определяет их именно по отношению к связной речи или предложению.
При грамматическом рассмотрении языка необходимо соблюдать хронологический принцип генетической объективности. И. А. Бодуэн де Куртенэ выражает его в трех положениях:
Положение 1. Язык не родился внезапно, а развивался постепенно в течение многих веков. Результаты работы различных периодов можно назвать слоями.
Положение 2. Строй и состав языка в данное время представляют результат его развития. Этим механизмом обусловливается дальнейшее развитие языка.
Положение 3. Задача исследователей состоит в том, чтобы определить его состояние в отдельные периоды, и только впоследствии показать, каким образом происходило развитие.
И. А. Бодуэн де Куртенэ связывает изучение системы языка с исследованием «фонетической структуры слов и предложений», «морфологической структуры слов и предложений», «морфологической структуры слов», «морфологической структуры предложений» [Березин 1984: 138].