Интегральный показатель качества продукции
— показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление (СТ СЭВ3519-81).
Базовое значение показателя качества продукции
— значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества (СТ СЭВ3519-81).
Уровень качества продукции
— относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей (СТ СЭВ 3519-81).
Оценка уровня качества продукции
— совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей (СТ СЭВ 3519-81). Для дизайна наиболее важна оценка потребительских свойств продукции и особенно ее эстетического уровня, которая производится экспертным методом на основе определения соответствия изделия требованиям потребителей и категориям художественной целостности формы.
КОНСТРУКЦИЯ
— материально-техническая, пространственно-структурная и двигательная организация вещи, сооружения, узла. К. как морфологическая структура возникает в результате преобразования материала, исходного набора элементов и их организации в соответствии с функцией изделия. К. — завершающий и объединяющий структурный уровень сложности вещи, обеспечивающий сохранение стабильности заданной формы или заданных параметров ее преобразования. Для дизайнера характерно широкое понимание К. она может быть и целью, и средством, и материалом проектирования, поскольку обладает потенциальными выразительными возможностями образно-психологического, человеческого плана. Творческое осмысление К., специфика конструктивных приемов придают изделию авторское своеобразие и играют большую роль в его художественном облике. Широта общих принципов дизайнерского проектирования позволяет широко подходить к типологии К., т. е. их классификации по принципам работы, организации сопряжения и движения элементов, выбору энергии или материала, а также по принципу организации формы изделий. Различаются закрытая К., у которой основные рабочие элементы спрятаны в самой замкнутой форме или под специальным кожухом, и открытая К., у которой основные элементы открыты, обозримы в процессе работы, или, в другом значении, которая может быть достроена, изменена, переработана в зависимости от условий потребления вещи. Наиболее ценными свойствами К. считаются ее функциональность-эффективность действия; технологичность - соответствие основного принципа К. способу изготовления и принципу работы материала; информативность — внешнее выражение в форме изделия конструктивного принципа его работы.
КУЛЬТУРНЫЙ образец
— предмет, предметно-пространственный комплекс, обычай или явление, выражающие существенные признаки культуры, социальные и программно-ценностные установки общества и выбираемые в качестве символического образца для проектной деятельности. В К. о. могут цениться те или иные качества в зависимости от того, в контексте какой культурно-художественной программы он воспринимается. Дизайнер, изучая и проектируя предметный мир, постоянно соотносит свою деятельность с миром К. о., выявляя характерные особенности и связи К. о. с образом жизни.
МАКЕТ
— материально- пространственное воспроизведение проектируемого или существующего изделия. Обычно М. исполняется на промежуточных стадиях проектирования или является частью проекта, проектным документом (в полиграфических изданиях — основным). М. фиксирует процесс художественного конструирования, его промежуточные и окончательные результаты, движение от проектного замысла к промышленному образцу. В зависимости от функций различают:
поисковый М.- исполняемый на промежуточных стадиях проектирования в различной степени завершенности с целью проверки и сравнения возможных проектных решений (объемно-пространственных структур, пластики, применения декоративных материалов и пр.);
доводочный М.- изготовляемый не только для уточнения внешнего вида, но и для отработки деталей, узлов, поверхностных сопряжении, решения некоторых функциональных задач (сборка-разборка);
посадочном М.- проверка деталей изделия на натуре, имитирующем в натуральную величину части транспортных средств, производственного и медицинского оборудования и пр.;
демонстрационный М.- дающий наиболее полное представление о внешнем виде изделия и выполняемый на заключительных стадиях проектирования, иногда - специально для выставок;
действующий М.- выполняемый для сравнения нового изделия с уже существующими, в основном в натуральную величину, с применением реальных материалов и промышленно изготовленных в экспериментальных целях отдельных частей для проверки кинематических схем новых конструкций (М. сложных и требующих больших затрат изделий могут делаться в уменьшенном масштабе). М. для испытаний, упрощенно воспроизводящий объекты испытаний или их части.
МАКЕТИРОВАНИЕ
— процесс изготовления макетов изделий и их комплексов из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. М. является не только средством получения наиболее полной информации о форме изделия, но и одним из методов проектирования. В процессе М. отрабатывается компоновка объекта, проверяются отдельные объемные параметры, которые нельзя учесть при чисто графическом проектировании — внешний вид, удобство пользования, внутренняя взаимная увязка деталей и агрегатов и пр. М. дает возможность решать ряд важнейших задач проектирования, начиная от формирования проектных идей, проверки и отработки наиболее важных и ответственных сторон проектного решения, имеющих отношение к будущему функционированию объекта, и кончая важнейшей методической функцией фиксации движения проектной мысли на различных этапах проектирования и наглядной демонстрацией проектного решения. Поэтому М. является значимой проектно-исследовательской частью дизайнерской деятельности и одной из важнейших дисциплин в профессиональном обучении дизайнера.
МАТЕРИАЛ
— исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изделия. Для дизайнера основной момент, характеризующий понятие М., — его преобразование. Как концептуалист, дизайнер использует в качестве М. своего творчества идеи, ассоциации, концепции, визуальную информацию, а как конструктор - обычные производственные М., готовые изделия, полуфабрикаты и т. п. Преобразуемые дизайнером М. можно условно подразделить на концептуально-творческие, проектные и производственные. В зависимости от формообразующих и декоративных свойств различаются конструкционные, декоративно-конструкционные и декоративные М. (в том числе декоративно-защитные).
Конструкционный М. — М., несущий рабочую нагрузку конструкции благодаря наличию необходимой жесткости, упругости, прочности, гибкости, способности выдерживать соединения с другими материалами и т. п.
Декоративно-конструкционный М. — М., конструкционные и декоративные свойства которого одновременно использованы (выявлены) в изделии. Наиболее широко в этой роли используются дерево, ткани, пластмассы, некоторые металлы. Но в принципе любой конструкционный материал может быть декоративно обыгран в изделии путем обработки (полировка, литье, придание различных фактур и пр.).
Декоративный М. — используемый в целях украшения изделия М., обладающий богатой текстурой, фактурными возможностями, блеском, цветом, хорошей сочетаемостью с другими материалами и пр. Нормирование декоративных свойств М. — установление требований к декоративным свойствам М. (цвету, фактуре, блеску, текстуре, чистоте поверхности) в виде контрольных образцов или числовых значений показателей внешнего вида М. При заданности М. его свойства являются одним из определяющих формообразующих факторов, поскольку от них зависит конечный результат всей разработки — от проектной концепции до формы изделия, в том числе и его внешнего вида.
Отделочный М. — М., применяемый для улучшения внешнего вида изделия и придания ему дополнительных свойств (например, гигиенических). Одним из видов, отделки является покрытие — слой или несколько слоев материала, искусственно полученных на поверхности (окраска, гальванические покрытия, облицовка). В зависимости от назначения различаются защитные, защитно-декоративные и декоративные покрытия. Образец М. — отлитый, отпрессованный, нанесенный на подложку (основу), отполированный или иным образом обработанный фрагмент М., взятый для выявления возможной цветовой гаммы, фактурной обработки, подбора текстуры.
МЕБЕЛЬ
– передвижные или встроенные изделия для обстановки жилых и общественных помещений и других зон пребывания человека. Можно выделить следующие мебельные системы:
- функциональный комплект – группа взаимосвязанных изделий (элементов) мебели определенного функционального назначения;
- набор мебели – группа изделий мебели, согласованных между собой общей архитектурно-художественной задачей обстановки помещений с широкой вариативностью;
- гарнитур мебели – группа изделий мебели, согласованных между собой по архитектурно-художественному (стилистическому) и (или) конструктивному признакам, предназначенных для обстановки определенной функциональной зоны помещения.
МОДЕЛЬ
— идеальная, воображаемая, знаковая или материально реализованная система, создаваемая в целях исследования объекта или представления проектной идеи. В зависимости от средств построения М. может быть:
- знаковой (математическая, информационная);
- наглядно-образной (проектно-графическая);
- материальной(технологическая).
В зависимости от функций М. может отражать тот или иной предмет исследования или эксперимента (технологию, принцип действия, параметры и пр.). С этой точки зрения различаются:
- художественная М. - образ объекта, возникающий в воображении дизайнера, обладающий ассоциативно-культурной, конструктивно-технологической и пластической целостностью. Является наиболее продуктивной и методически активной М. будущего объекта, поскольку содержит в себе синтезированные представления о связях человека, образе жизни, вещи и среды;
- информационная М. - систематизированная совокупность данных, описывающих существенные параметры объекта, выявленные на основе анализа результатов предпроектного исследования. Включает как предметные, так и социально-психологические параметры будущего продукта;
- материальная М.- геометрически точное отображение реального объекта по принципу подобию элементов, построенное в масштабе и соответствующее всем ее функциональным и конструктивным параметрам;
-технологическая М, - материальная М. объекта, воспроизводящая его функционально-морфологические свойства;
-имитационная М. - воспроизведящая внешний вид изделия для передачи его художественной сущности. Может совмещать функциональную и имитационную задачи. Исполняется как в натуральную величину, так и в масштабе;
-дейсвующая М. — исполненная в реальном материале для проверки действия спроектированного изделия.
МОДЕРНИЗАЦИЯ изделий
— изменение структуры изделия и (или) его внешнего вида в связи с изменением современных норм и требований. При М. может изменяться один или несколько параметров изделия (конструкция, форма, материал изготовления или технология). М. и. улучшает технико-эксплуатационные и потребительские свойства изделий и приводит их в соответствие с изменением социокультурной ситуации производства и потребления.
МОДИФИКАЦИЯ изделий
— преобразование изделия, вызванное производственной или экономико-конъюнктурной необходимостью, а также задачей улучшения эксплуатационных свойств, при котором структура изделия принципиально не меняется, а происходит лишь частичное изменение — замена материала, технологии, отдельных деталей формы.