Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ)
Психологи уже давно научились «измерять» интеллект, а в последнее время они разработали тесты для определения коэффициента эмоционального интеллекта – способности распознавать свои эмоции и управлять ими.
Эмоциональное состояние постоянно меняется в диапазоне от крайне негативного до крайне позитивного. Эмоции могут настолько овладеть вами, что нарушается восприятие ситуации, а логическое, прагматическое мышление становится невозможным.
У людей, страдающих биполярным расстройством (маниакально‑депрессивным психозом), настроение колеблется от депрессии до эйфории. Но и у здоровых людей бывает хорошее и плохое настроение. Однако поступки и решения не должны зависеть от эмоционального состояния.
Одна из наиболее разрушительных отрицательных эмоций – гнев. В разгневанном состоянии человек склонен к действиям, усугубляющим проблему. Если же вы хотите не только решить проблему, но и наладить плодотворные отношения, необходимо держать гнев под контролем.
Когда мы ненавидим своих врагов, то тем самым позволяем им властвовать над нами: они воздействуют на наш сон, аппетит, кровяное давление, наше здоровье и наше счастье. Наши враги плясали бы от радости, если бы знали, как они беспокоят и мучают нас. Наша ненависть не приносит им вреда, но она превращает наши дни и ночи в кошмары.
Дейл Карнеги
Не менее опасно относиться к чужому мнению как к ереси. Молли Г. разработала метод составления счетов и была абсолютно уверена, что это – единственно возможный метод. Она не признавала новых методик даже тогда, когда ее метод устарел.
Влияние эмоций на процесс приема на работу
Один из типичных примеров того, как наши эмоции могут взять верх над нами, – прием на работу новых сотрудников.
Джо Уилсона не взяли на службу в компанию «Achilles Heel». Зато непосредственный конкурент этой фирмы дал Джо работу, и тот вскоре стал лучшим продавцом компании. Когда менеджер по продажам фирмы «Achilles Heel» узнал об этом, то спросил менеджера по персоналу, почему тот отказал такому хорошему работнику. «Полагаю, потому, что на нем был галстук‑бабочка», – ответил тот.
Скольких перспективных сотрудников вы потеряли из‑за сознательных или подсознательных предубеждений? Менеджеры по персоналу знают, что незаконно отказывать человеку в приеме на работу по расовым, религиозным, национальным, возрастным и половым критериям. Но существуют и другие формы предрассудков.
Слово «предрассудок» означает «преждевременное суждение». Очень часто наши преждевременные суждения ошибочны. И порой решение о приеме на работу принимается на основе поверхностных характеристик, а не исходя из реальной оценки квалификации соискателя.
Иногда мы отвергаем людей из‑за каких‑то особенностей, раздражающих нас. Помните: то, что раздражает одного (как галстук‑бабочка Джо Уилсона), не обязательно раздражает других: наоборот, это может им даже нравиться.
Внешний вид
Предубеждения по поводу внешнего вида – наиболее распространенная форма предубеждений. У менеджеров по персоналу есть поговорка: решение о приеме на работу принимается в течение первых десяти секунд собеседования. Ухоженный внешний вид может, конечно, сыграть при этом определенную роль, но доминирует все же не внешность. Это приятно, когда на тебя работают красивые женщины и мужчины, но между красивой внешностью и успешной работой нет никакой связи. Выбор в пользу «Мисс Америка» дорого обходится фирмам – они упускают возможность принять на работу хороших специалистов.
Стэнфорд С., вице‑президент по маркетингу, искал высококвалифицированного сотрудника. Карен Г., консультант агентства по найму, не знала, что ей делать: Стэнфорд отвергал все предложенные ею кандидатуры под предлогом, что «они не подходят». Все это время Карен общалась со Стэнфордом по телефону, но однажды она решила отправиться к нему и лично поговорить о сложившейся ситуации. Войдя в офис Стэнфорда, она сразу же поняла, в чем дело: Стэнфорд был небольшого роста, а все кандидаты, которых рекомендовала Карен, были выше его.
Предубеждение по поводу более высоких людей помешало Стэнфорду принять на работу высококвалифицированных сотрудников.
Такие же, как и я
Люди лучше чувствуют себя в компании таких же, как они сами. Мы склонны делать выбор в пользу тех, кто имеет такое же происхождение, как и мы, кто ходил в ту же школу или живет в том же районе, что и мы.
Президент банка в городе Гранд‑Рапидс (штат Мичиган) окончил Мичиганский государственный университет. По удивительному совпадению, на работу в этот банк принимали в основном выпускников данного университета, и они же, как правило, быстрее других получали повышение по службе. Время от времени его получали и особо компетентные выпускники других университетов, но только не Университета штата Мичиган, главного конкурента Мичиганского государственного университета.
На первый взгляд может показаться, что для такого отбора есть все основания: в конце концов, сотрудники должны быть совместимы друг с другом. Но делать выбор, руководствуясь только тем, где получен диплом, неверно. Ведь в этом случае отсеиваются люди, обладающие большим потенциалом и способные внести большой вклад в работу компании.
Эффект ореола
Предубеждения могут также основываться на «эффекте ореола». Когда человек обладает одной выдающейся чертой, мы предполагаем, что и в остальном он будет столь же незаурядным.
Лизе А., региональному менеджеру, очень понравилась Марджори М., кандидат на должность директора нового магазина, который планировала открыть компания Лизы. Особенное впечатление на нее произвел презентационный журнал, в котором Марджори хранила копии отчетов о своей прежней работе. Лиза решила, что Марджори – идеальный кандидат на должность директора. А когда Марджори представила Лизе свой план по поводу того, как следует начать работу нового магазина, Лиза еще более укрепилась в своем решении.
Когда Марджори вышла на работу, вскоре стало ясным, что она тратит много времени на разработку планов и составление отчетов и очень мало – на их реализацию. Если бы Лиза внимательнее присмотрелась к копиям отчетов Марджори, которые она видела раньше, то поняла бы, что та всегда была такой. Из‑за преувеличенного внимания к одному фактору Лиза недостаточно тщательно провела собеседование с Марджори.
«Это не предубеждение – это факт!»
«У меня нет предрассудков, – утверждал Джек Дж. – Чтобы быть успешным продавцом, человек должен обладать красивой внешностью. О книге часто судят по обложке. Покупатели предпочитают общаться с продавцом, который хорошо выглядит. Им не нравится невыразительная внешность».
Но когда Джека попросили сравнить результаты работы его отдела с результатами других менеджеров, которые не придают такое большое значение внешности, он понял, что его «факт» оказался вовсе не фактом. Лучшим продавцом компании был человек, которого Джек из‑за недостаточно выразительной внешности никогда не принял бы на работу. Менее привлекательные люди часто компенсируют недостатки своей внешности более усердной и толковой работой, чем их конкуренты‑красавцы.
Как выявить предубеждения
Многие даже не подозревают, что у них есть какие‑то предубеждения. Это происходит потому, что очень часто предубеждения носят подсознательный характер. Они не логичны, а эмоциональны, и мы можем выявить их только путем тщательного самоанализа.
Вспомните, кто из ваших подчиненных был принят на работу или получил повышение по службе за прошлый год. Кого вы выбрали? Есть ли у них какая‑либо общая характерная черта, например этническое происхождение или тип внешности?
Особое внимание уделите тем, кого вы не взяли на работу, в первую очередь – тем, кто не прошел дальше первого собеседования. Эти люди оказались действительно недостаточно квалифицированными? Было ли в них нечто не поддающееся определению, что вам не нравилось? Если это так, то чем вы руководствовались – профессиональной интуицией или – будьте честны с собой – предубеждением?