Эксперимент может быть модельным, мысленным и реальным.

Тема 3. Общенаучные методы исследования ситуаций

Современная наука имеет обширный арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Выбор методов исследования и комбинаторное их использование определяются системным представлением обо всей совокупности общенаучных методов исследования, целях исследования, особенностях управленческой ситуации.

К общенаучным методам исследования относятся : метод наблюдения, экспериментирование, интуитивный поиск, полемика, моделирование, имитация, экстраполяция и др.

Все общенаучные методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические.

Эмпирические методы основаны на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях событий и ситуаций.

Эмпирические методы подразделяются на две группы – методы наблюдений (исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события) и методы экспериментирования (искусственноесоздание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экстремальных, условиях они проявляются в полной мере).

Метод наблюдения

Наблюдение – это метод сбора информации с помощью визуального отслеживания объекта исследователем. Метод наблюдениябазируется на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования.

Объектом исследования могут выступить организация, подразделение, какая-либо

структурная единица, группы людей и т.д., деятельность которых должна быть описана.

Целью наблюдения является получение ряда фактов, которые бы подтвердили наличие или

отсутствие тех или иных особенностей ситуации.

Предметами наблюдения могут быть высказывания, жесты, мимика, поступки, решения людей и групп, стили поведения, столкновения, конфликты и т.д.

Наблюдение играет большую роль в формировании индивидуального стиля управления менеджера, так как позволяет наблюдать психологические особенности отношений в коллективах, видеть личные, скрытые, интимные проявления людей, влияющие на их поступки.

Наблюдение может проводиться как для проверки определенных предположений, так и для

получения подтверждающих фактов.

Виды наблюдений:

1 .В зависимости от положения наблюдателя: включенное (соучаствующее) и простое наблюдение.

В первом случае наблюдатель имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события «изнутри». Для того чтобы лучше понять происходящее, наблюдатель должен учиться – в той степени, в которой это только возможно - думать, смотреть, чувствовать и иногда действовать как представитель чужой группы или культуры, оставаясь, тем не менее, самим собой.

Во втором случае наблюдатель регистрирует события «со стороны».

2. По условиям организации наблюдения : полевые (наблюдения проводятся в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения проводятся в экспериментальной ситуации).

3.По регулярности проведения: систематическое и случайное.

4. По способу восприятия объекта наблюдения : персональные и не персональные наблюдения.

Персональное наблюдение предполагает , что наблюдаемые события фиксируются лично наблюдателем, при не персональном наблюдении наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов.

5. По степени стандартизации процесса наблюдения: стандартизированное (структурированное) и не стандартизированное (свободное).

В первом случае предполагается хорошее предварительное знание предмета исследования.

Во втором случае осуществляется сбор информации без заранее заданной схемы.

6. По степени открытости: открытое (наблюдаемые знают о проведении наблюдения) и скрытое (наблюдаемые о нем не знают , например, метод «мнимый клиент»).

7. Методы прямого и косвенного наблюдения.

Прямое наблюдение – это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций.

Косвенное наблюдение - наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях, и дифференциации временного режима наблюдений – выборе специальных отрезков времени.

Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия, особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов, используемых затем при формировании ситуации.

Некоторые примеры эффективного использования метода наблюдения:

· изучение форм жизнедеятельности определенной группы лиц

· изучение производственных конфликтов

· изучение структуры властных отношений, системы статусов и скрытых авторитетов

· изучение корпоративной культуры

· исследование того, как выполняются процедуры управления

· изучение того, как соблюдаются условия труда и техники безопасности

· исследование процессов формирования неформальных отношений между сотрудниками.

Сильные и слабые стороны наблюдения как метода в качественных исследованиях

Преимущества наблюдения Недостатки наблюдения Сложности применения наблюдения
Возможность восприятия таких форм поведения, которые не могут быть точно вербализированы или осознаны Поведение обследуемых людей может отличаться от естественного поведения, если наблюдение является открытым. Влияние субъективных особенностей и опыта наблюдателя.
Возможность учета окружающей ситуации (контекста). Возможность понимания условий, в которых протекают события.   Трудность обеспечения репрезентативности. Обязательность ведения записей.
Независимость поведения респондента от влияния исследователя в случае простого наблюдения. . Наблюдатель может фиксировать только те события, которые происходят в данном месте в данный момент. Трудности интерпретации, обусловленные неоднозначной связью между мотивами и формами поведения.
В некоторых случаях – это единственно возможный метод сбора информации Повторное исследование наблюдаемых событий, как правило, невозможно.  
Относительная дешевизна (отсутствие необходимости в сложном инструментарии, тиражировании анкет и т.д.) Данные могут быть искажены под влиянием стереотипов, которых придерживается исследователь.  
Возможность использования наблюдения в поисковых исследованиях, когда проблемы, задачи и рабочие гипотезы исследования еще четко не определены.    
Опыт «из первых рук» помогает исследователю сделать собственные выводы об объекте.      
Наблюдатель может узнать многое о том, о чем не хотят говорить респонденты во время интервью.      
Наличие эффекта «свежего взгляда».      

Требования, предъявляемые к наблюдению как методу исследования:

· наличие четкой цели наблюдения

· наличие плана наблюдения, составленному в соответствии с задачами наблюдения

· целенаправленность наблюдения (наблюдаются только те проявления , которые выделены для изучения)

· объективность (обоснованность требуемых для исследования процессов изучаемого объекта)

· систематичность (наблюдение ведется по определенной системе)

· проявление деликатности и доброжелательности в процессе наблюдения.

Разновидностями метода наблюдения являются хронометраж и фотографирование различных операций или приемов управленческой деятельности.

Непосредственными объектами хронометража могут быть деловые совещания, научные и практические дискуссии, деловые встречи, подготовка и оформление управленческих решений (приказов, распоряжений в письменной форме, служебных инструкций и т.п.).

Хронометрическое наблюдение позволяет «инвентаризировать» затраты времени менеджера, а это – один из эффективных факторов сбережения и продуктивного использования времени.

Единственный источник получения дополнительного времени, так часто необходимого руководителям, – его продуктивное использование. А для этого необходимо точно знать, на что оно тратится и где можно его экономить без ущерба для дела.

Фотографирование рабочего дня менеджера или специалистов желательно осуществлять с помощью наблюдения и измерения всех без исключения затрат времени на протяжении всего рабочего дня или какой-то его части; одновременно фиксируются и потери времени.

Фотографирование желательно проводить 2–3 раза в год на протяжении 2–3 недель как самостоятельно, так и с помощью социологов, психологов, представителей персонала управления. Его объектами могут быть менеджеры различных уровней, специалисты, исполнители тех или иных видов работ, а также маршрут движения предмета труда в рамках технологического процесса.

На основе фотографирования можно заполнить две таблицы. В одной из них отражается расход рабочего времени на полезные, различные и необходимые виды деятельности.

В другую таблицу заносятся: потери времени; вызвавшие их помехи; период их возникновения; продолжительность перерывов; конкретные виновники.

При фотографировании необходимо соблюдать точность, иначе оно не принесет никакой пользы, ведь полученные данные предназначаются для ответа на вопросы, на что расходуется время, сколько его нужно для выполнения тех или иных дел, какие факторы помогают или наоборот препятствуют его эффективному использованию.

Хронометраж и фотографирование рабочего дня могут использоваться для получения количественных характеристик и статистических данных, включаемых в ситуацию.

На основе знания данных показателей можно определить коэффициент возможного повышения производительности управленческого труда за счет устранения потерь времени.

Экспериментирование

Для получения фактического материала, необходимого для создания ситуации, продолжения исследований по результатам анализа ситуации и др. можно проводить эксперименты.

Экспериментальный методкак метод научного исследования известен уже более 300 лет. Этот метод прошел длительный путь развития – от первых спорадических опытов до современной высокоразвитой техники экспериментирования.

Эксперимент –это изучение предметов или явлений посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления. Но данное положение может трактоваться в расширенном варианте. В литературе, посвященной проблемам социально-экономического экспериментирования имеются различные определения эксперимента:

· исследование объекта, в процессе которого мы создаем условия (или изыскиваем и группируем существующие), необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений;

· способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных) и т.д.

Основными признаками социально-экономического эксперимента являются:

1) вмешательство в хозяйственную систему или ее часть (подсистему);

2) планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация;

3) планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

4) сведение эффектов изменения зависимых переменных к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

В управлении могут быть проведены эксперименты в области распределения функций управления, системы мотивирования производительности, форм повышения квалификации персонала и др.

Существуют различные типы социально-экономических экспериментов, выделяемые по разным признакам:

1.По специфике исследовательской задачиможно выделить научно-исследовательский эксперимент (проверка недостаточно подтвержденных или совершенно новых данных о тех или иных явлениях и процессах) и практический эксперимент (проверка применимости

известных общих фактов или данных к конкретным условиям функционирования фирмы).

2.По характеру структуры социального эксперимента как деятельностивыделяют проективные эксперименты, направленныеот настоящего к будущему, и квазиэксперименты («экспостфакто»), направленные от момента времени в прошлом к настоящему.

3.По характеру экспериментальной ситуацииэксперименты разделяются на полевые и лабораторные.

Полевой эксперимент проводится в естественных (полевых) условиях. Недостаток такого эксперимента – трудность поиска необходимой ситуации.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданной обстановке, что обеспечивает возможность строгого контроля и широкого манипулирования экспериментальными переменными.

4.По характеру логической структуры доказательствэксперименты делят на параллельные и последовательные.

При проведении параллельного исследования наблюдение за объектом одновременно ведется в двух группах – экспериментальной и контрольной. Контрольная группа по своим основным характеристикам идентична экспериментальной группе, в которой проводится эксперимент. При проведении последовательного эксперимента в качестве контрольной и экспериментальной выступает одна и та же группа. До введения независимой переменной она является контрольной, после введения – экспериментальной.

5.По характеру исследуемого объектаэксперименты разделяются на экономические, социологические, управленческие, правовые и т.д.

Порой под экспериментом ошибочно понимают определенный набор улучшений в деятельности системы управления, целесообразность которых очевидна. Зачастую такого рода «эксперименты» осуществляются «на глазок», без достаточных обоснований, методически неграмотно.

Эксперимент есть подробное нововведение. Его цель – дать всестороннее обоснование для принятия решения о возможности принятия новшества к внедрению или распространению с определенными изменениями, ограничениями, с учетом определенных условий. Именно такое решение является результатом эксперимента.

Неверно называть эксперимент неудавшимся лишь на том основании, что в результате его решено не использовать испытываемое новшество: отрицательный результат тоже представляет ценность, ибо обоснованно отвергает один из предполагавшихся вариантов.

Нецелесообразно отождествлять понятия «эксперимент» и «нововведение».

Между этими понятиями есть много общего, но есть и различия.

Во-первых, у них разные задачи и их результаты должны оцениваться самостоятельно, независимо один от другого. Эксперимент должен обеспечить заключение по новшеству. Цель же нововведения – внедрить и распространить какое-то новшество. Успех эксперимента может означать неудачу нововведения.

Во-вторых, при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление разовых эффектов при возрастании общего эффекта.

В-третьих, в рамках эксперимента должна быть обеспечена принципиальная обратимость вызываемых изменений.

Метод эксперимента состоит из ряда этапов.

Первый этап – теоретический. На этом этапе формируется проблема исследования, определяются объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. При определении предмета необходимо учитывать цель и задачи исследования, основные характеристики объекта исследования, материальные и временные возможности исследования, степень теоретической разработанности вопроса.

Второй этап – разработка программы проведения эксперимента, т. е. документа, в котором разработаны все процедуры эксперимента – от постановки задачи до ее практического выполнения. Важнейшими элементами программы являются разработка методики исследования и построение плана создания экспериментальной ситуации.

В программе должно быть ясно указано, с каким именно управленческим нововведением связано проведение данного эксперимента – обоснование целесообразности и возможности нововведения, гипотезы о его положительных и отрицательных последствиях и т.п. Далее следует определить экспериментальные и контрольные объекты с указанием степени представительности, специфики и сопоставимости между собой. Обязательно должны быть точно указаны все ответственные организаторы эксперимента и распределены роли между ними,

Третий этап – реализация программы эксперимента. Важнейшим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации, непосредственное экспериментирование. Экспериментальная ситуация по своей структуре характеризуется:

условиями эксперимента, вербальными и предметными факторами-раздражителями,

инструкцией, регулирующей деятельность, наличием экспериментаторов, реакциями экспериментируемых.

В этот же этап входят разработка сценария данного эксперимента (сроки проведения, порядок основных мероприятий, процедуры завершения и т.п.), периодическое проведение оценки исходного, промежуточного и конечного состоянии значимых процессов в экспериментальном и контрольном объектах.

Четвертый этап – анализ и оценка результатов. Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, утвердилась ли исследовательская гипотеза. Однако необходимо учитывать, что кроме основных результатов эксперимента можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих результатов, которые могут пригодиться в дальнейших исследованиях. Этот этап должен содержать выводы и рекомендации относительно дальнейшей судьбы испытываемого новшества: изменение первоначального проекта новшества, масштаб применения, ожидаемый эффект. На данном этапе возможна проверка применимости полученных данных к условиям конкретной фирмы.

Современная практика в разных областях социальной жизни, особенно в управлении народным хозяйством, показывает, что сегодня самая актуальная задача – разработка способов получения достоверного результата в процессе проведения эксперимента.

Получение достоверных результатов во многом зависит от «чистоты» постановки эксперимента. Проведение эксперимента требует известного ограждения опытного объекта от воздействия среды.

В частности, лишения искусственных льгот в снабжении или финансировании предприятия (организации), а также тщательного отбора контрольных объектов.

Они могут быть, например, трех типов: 1) предприятие, однотипное опытному (по отрасли, продукции, региону, объему), переводится на новые условия работы без всяких улучшений в его экономической и организационной среде;

2) подобное же предприятие ставится в льготные условия эксперимента без внедрения на нем испытываемого новшества;

3) на одном и том же предприятии замеряются исходное и после экспериментальное состояния.

Во всех случаях сравнение результатов позволяет оценить эффективность эксперимента.

Еще одно общенаучное требование, которое необходимо учитывать при проведении социального эксперимента, относится к его организации.

В естественных науках хорошо известно искажающее воздействие аппарата исследования на его объект и среду. В социологических исследованиях также фиксировались подобные эффекты, это имеет прямое отношение к получению «чистоты результатов».

Обычно в теории и методике социального эксперимента проблема сводилась лишь к преодолению психологического барьера, причем преимущественно в малых группах. Считалось, например, что условием проведения чистого эксперимента является то, что его участники не знают о его проведении: осознание участниками эксперимента «исключительности» своего положения может стать неконтролируемой, неуправляемой экспериментальной переменной и исказить результаты.

Создание экспериментальной ситуации при проведении социально-экономического эксперимента требует тщательного «огораживания» объекта от его окружения.

Часто это означает предоставление прямых льгот, чтобы испытываемая идея получила возможность проявиться. Конечно, за этим следует прирост основных показателей работы предприятия. Но это означает и необходимость по окончании эксперимента отделить реальный результат от инспирированного льготами посредством введения в методику эксперимента соответствующей зависимой контролируемой переменной.

Еще одно важное требование при организации социально-экономического эксперимента – необходимость отличать его от эксперимента естественно-научного. Социально-экономический эксперимент затрагивает интересы людей, нередко сопровождается серьезными изменениями веками сложившихся форм их деятельности, устоявшихся привычек, норм и уклада жизни.

Метод экспериментирования – это создание необходимых для исследования условий деятельности и на этой основе установление факторов, причин, свойств тех или иных явлений, учет их в последующей деятельности. Метод экспериментирования в социально-экономических системах практически предполагает создание новых ситуаций со своим набором обстоятельств, действие которых необходимо исследовать.

Но использование этого метода имеет ряд серьезных ограничений.

Поскольку исследование управления – это изучение деятельности человека, виды эксперимента должны соответствовать нормам этики и его масштабы могут быть ограниченными. Существуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента: не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления.

При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспечение, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет качество эксперимента.

Эксперимент может быть модельным, мысленным и реальным.

Модельный эксперимент проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она может демонстрировать поведение объекта при их изменении.

Варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции.

Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном варианте.

Но модельное экспериментирование ограничено возможностями модели, ведь не исключено, что модель может «скрывать» многие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее создателей

и тем самым ограничивать возможности получения новых знаний, решения проблем.

Мысленный эксперимент – это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность в значительной степени зависит от соотношения объема и структуры знаний человека, индивидуальных способностей к творческой деятельности, степени овладения методологией мысленного экспериментирования. Знания могут давать новые знания – конечно, до определенного предела и в определенных условиях. В этом суть и значение мысленного эксперимента. Написанная ситуация предоставляет большие возможности для проведения мысленного эксперимента, поскольку она является как бы «авторской», творческой разработкой самого менеджера, который хорошо знаком с ее содержанием, структурой, связями и, следовательно, можно изменять определенные параметры ситуации. Все это способствует развитию управленческих навыков.

Все большее значение в исследовании приобретает интуитивный поиск. Интуиция – это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций; это некое «озарение», импульс мысли или идеи, определяемые подсознанием человека.

В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений, которые не всегда происходят на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Интуиция в исследовательской деятельности может быть выражена в различной степени, но она всегда является необходимым элементом творчества.

Принято считать, что интуиция – это индивидуальное качество исследователя, его природные способности, особенности, талант предположений и предвидения. Это верно, но лишь в определенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать.

В исследовательской деятельности существуют проблемы различного типа. Одни проблемы можно решать, пользуясь типовыми схемами, отработанными в предыдущих исследованиях, другие ввиду своей сложности требуют творческого подхода, который подразумевает повышение роли интуиции, точнее, интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске.

Наши рекомендации