Неудовлетворенность трудом

10. Теории Мотивации,
Содержательные теории мотивации(исследование содержания, что побуждает сотрудников к работе?)-

Теория потребностей Маслоу

-Физиологические потребности. Люди, которые работают в основном на удовлетворение потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы. Для управления такими людьми необходимо минимум заработной платы обеспечивал им выживание, а условия работы не слишком отягощали существование.

-Потребность в безопасности. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, медицинское страхование.

-Потребность принадлежать к социальной группе. Хороших результатов можно достичь при бригадной форме организации труда, используя групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, как их ценят коллеги по работе.

-Потребности признания и уважения. При управлении такими людьми надо использовать различные формы морального поощрения, выражения признания их заслуг. Для этого могут быть использованы: присвоение титулов и званий, публикации в прессе и упоминание руководством в публичных выступлениях об их заслугах, вручение почетных наград.

Потребности самовыражения. При управлении такими людьми надо максимально реализовывать их способности, стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять большую свободу в выборе средств и привлекать к работе.

Теория существования, связи и роста Альдерфера

Потребности существования :потребность в безопасности и физиологические потребности(из Маслоу).

Потребность связи по Альдерферу включает социальную природу человека.

Потребности ростааналогичны потребностям самовыражения у Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением человека к развитию уверенности, к самосовершенствованию.

Теория потребностей Мак-Клелланда

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти - это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму, основной является потребность к проявлению своего влияния.

Чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать их инициативу, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельные группы

Двухфакторная теория Герцберга

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удовлетворения работой и не может мотивироватьчеловека на, что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами и руководителем, подчиненными.

Процесуальные теории мотивации (последовательность шагов, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания)

Теория ожиданий связана с работами В. Врума

Ожидания - это оценка данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей:

-затраты труда - результаты;

-результаты - вознаграждение;

-вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением.

Если люди не чувствуют прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация будет ослабевать. (так же остальные )

Модель Портера-Лоулера

Эта теория включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных:

-затраченные усилия,

-восприятие,

- полученные результаты,

-вознаграждение,

-степень удовлетворения.

Результаты работы сотрудника зависят от трех факторов:

1) затраченных усилий;

2) способностей человека;

3) осознания им своей роли в процессе труда.

Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит:

1) от ценности вознаграждения;

2) от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.

Достижение требуемого уровня результативности может повлечь:

1) внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения;

2) внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.

Лекции

Исследования Павлова, касающиеся "парных работ" (разные темпераменты)

Павлов проводил исследования в области темперамента в результате выявил следующие группы людей работающих в паре:

• Гр. людей у которых успешное взаимодействие:

Санг-флегм

Санг-санг

Флегм-флегм

Меланх-меланх

• Гр. людей у которых наблюдалось успешное взаимодействие, но иногда возникали конфликты:

Меланх-холер

Меланх-флегм

• Гр. людей которые плохо взаимодействовали между собой

Холерик-холерик

Холерик-флегм

Холерик-санг

Санг-меланх

Психология труда в России

Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью.

В дореволюционной России не существовало психологии труда как обособленной научной дисциплины, но с конца XIX в. в условиях развития капиталистического производства сложились объективные предпосылки для использования наук о труде, людях как субъектах труда и о производстве в целом.

В России особо занимались данной наукой: Сеченов , Бехтерев ,Чулпанов, Ничаев

Сеченов - была обоснована важная приспособительная роль психики, чувственных образов в построении и осуществлении любых движений, экспериментально подтверждена гипотеза ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления, выдвинут принцип «активного отдыха», проделан анализ рабочих движений человека с точки зрения их оптимальности по биомеханическим критериям.

Бехтерев - исследовал влияние музыки, цвета на умственную работоспособность людей.

После 1918 занимался :

• поднятием промышленности

• коллективным управлением

• подготовкой кадров(внедрение психотехники)


Поведение (что-то,связанное с мотивацией)

Схемка!!)) :

Ценности - Жизненный смысл - Мотив - преломление через личностные качества =поведение


Стимулирование учебной мотивации (мало?)

1. Высокая плата за обучение

2. Номер по успеваемости

3. Трудоуствойство

4. Условия обучения (система пансиона)

Наши рекомендации