Кое-что о внутреннем ребенке
Стивен Волинский
Темная сторона внутреннего ребенка: Следующий шаг
Стефен Волински
«Волински Стефен. Темная сторона внутреннего ребенка: Следующий шаг»: Стаклайт; Москва; 2004 ISBN 5-9633-0001-0
Аннотация
Эта книга о том, как выйти за пределы трансов, устаревших стратегий и верований, созданных в детстве в попытке справиться с хаосом и неразберихой. В ней приводится множество примеров и целые россыпи великолепных упражнений по самопознанию и самоисцелению, которые помогут вам освободиться от трансов, управляющих вашей жизнью и не позволяющих быть самим собой. Это истинный процесс трас-ценденции, или выхода из транса. Надеюсь, что этот процесс принесет Вам радость. Данный вариант книги более применим на практике и адресован не только профессионалам (упражнения могут использоваться психотерапевтами при работе с пациентами), но и широкому кругу читателей.
«ПРОБУЖДЕНИЕ» — вот оно, ключевое слово! Мы просыпаемся от сновидений, в которых мы видели мир с привычной точки зрения, в привычной перспективе. Все выглядит совершенно иначе… внезапно мы освободились от прежнего восприятия, и мир стал для нас другим. В чем же смысл твоего пробуждения? В том, что ты сам изменился.
Пир Валайат Инайят Кхан
Посвящение
Памяти Джона Леннона, поэта и певца квантового сознания
Я благодарю:
Кристи Л.Кеннен; Линн Бенефилд (корректора); Донну Росс и Брюса Картера (редакторов); Эрика Маркуса; Роберто Ассаджиоли, создавшего психосинтез и развившего концепцию субличностей; Фрица Перлза, создателя гештальт-терапии, за идею частей личностей, вступающих в диалог между собой; Эрика Берна, основателя тран-сактного анализа и создателя концепций внутренних родителя, взрослого и ребенка. Я благодарю также д-ра Альберта Эллиса, отца ра-ционально-эмотивной терапии (его мысли о пятнадцати типах искажений мыслительных процессов кратко изложены в 3-й главе этой книги); Мэтью Мак-Кея, Марту Дэвис и Патрика Фаннинга за их книгу «Мысли и чувства: искусство когнитивного вмешательства в стресс». Наконец, я хочу выразить особую благодарность Нилу Суини и его памяти за любовь, дружбу и консультации в течение почти двадцати лет.
Об Авторе
Стефен X. Волински начал свою клиническую практику в Лос-Анджелесе, в Калифорнии, в 1974 году. Он проводил семинары по райхи-анской терапии и и гештальт-терапии в Южной Калифорнии. Он изучил также классический гипноз, психосинтез, психодраму и трансакт-ный анализ. В 1977 году он поехал в Индию, где провел около шести лет, изучая медитацию. В 1982 году он вернулся и возобновил клиническую практику в Нью-Мехико. Он начал обучать психотерапевтов эриксонианскому гипнозу, НЛП и семейной терапии, а также вести годовые обучающие курсы интегрального гипноза в психотерапии и семейной терапии. Доктор Волински — автор книг «Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы в квантовой психологии» и «Квантовое сознание: руководство по изучению квантовой психологии. Его четвертая книга называется «Дао Хаоса: квантовое сознание. Том 2». Он является одним из создателей семинаров по квантовому сознанию и, вместе с Кристи Л. Кеннен, основателем Института квантовой психологии (Quantum Psychology Institute).
(Примечание. К настоящему времени вышел еще ряд книг д-ра Волински: «Сердца в огне», «Путь человека», «За пределами квантовой психологии» и др.).
Предисловие
Я очень рад, что у меня есть возможность написать предисловие к книге д-ра Стефена Волински «Темная сторона внутреннего ребенка». Эта книга показывает, насколько важна и серьезна работа с внутренним ребенком. Д-р Волински помог мне лучше разобраться в моей собственной работе.
В течение многих лет меня поражала могучая «власть» внутреннего ребенка — но я никогда не понимал до конца, отчего она так сильна. В первой книге д-ра Волински «Трансы, в которых живут люди» некоторые детские способы выживания охарактеризованы как состояния гипнотического транса. Эта модель помогла мне понять, что мы застреваем в прошлом, потому что вновь и вновь создаем одни и те же трансы, защищающие нас от боли и страданий, испытанных в детстве. Воспоминания о прошлых травмах проявляются в многочисленных симптомах, которые принято называть «инфантильным синдромом».
Д-р Волински утверждает: так как мы сами создали защитные трансы, то сами же можем изменить их, когда осознаем, каким образом мы продолжаем создавать их. Процесс, который я называю возрождением внутреннего ребенка, — способ разгипнотизировать самого себя. Представляя себе свою беззащитную, уязвимую часть личности в виде внутреннего ребенка и продолжая оберегать его, взрослый внутри нас вынужден оставаться в трансе. Когда-то этот транс защищал нас; теперь он нас ограничивает. Я называю исцелением внутреннего ребенка способность жить здесь и сейчас; для этого мы должны вспомнить, какие стратегии мы использовали, чтобы подавить наши детские желания, чувства и потребности. Осознав эти стратегии, мы можем изменить их.
В «Темной стороне внутреннего ребенка» Волински предлагает нам множество средств, чтобы понять, как мы создаем защитные трансы, помогающие удерживать внутреннего ребенка в ригидном и застывшем состоянии.
Я всегда подчеркивал, что в трансформации прошлого опыта важнейшая роль принадлежит взрослой части нашей личности. Волински говорит о «наблюдателе». «Взрослый» и «наблюдатель» — по сути, один и тот же персонаж. Именно он когда-то создал защитные трансы. Этот наблюдатель является причиной того, что я — это я, а вы — это вы.
Как только мы поймем, что сами являемся источником собственной застывшей и ограниченной жизни, — мы обретем новую силу, мудрость и ответственность.
Работа д-ра Волински служит этой благородной цели — освобождению от устаревших и ограничивающих моделей, присущих внутреннему ребенку. Сознательно или бессознательно — мы всегда испытываем соблазн «объективировать» внутреннего ребенка, в результате чего он начинает жить свой собственной автономной жизнью. После этого мы его «идеализируем» и отдаем ему свою силу. Книга д-ра Волински не оставляет места для иллюзий на эту тему.
Внутренний ребенок — вовсе не чудесное и драгоценное создание. Продолжая использовать одни и те же инфантильные и устаревшие модели поведения, мы отрезаем себя от огромной области человеческого опыта. В этой области скрыты такие прекрасные качества, как любознательность, гибкость, творчество, изобилие и спонтанность. Волински называет ограничивающую функцию темной стороной внутреннего ребенка.
Мы остро нуждаемся в возрождении способности быть щедрыми, любознательными и открытыми. Эти качества присущи не внутреннему ребенку, а подлинной человеческой личности, живущей полной жизнью. Осознанно изменив наши прежние способы выживания (трансы внутреннего ребенка), мы обретем доступ к ресурсам, которые помогут справиться с «прошлыми травмами», трансформировать их и интегрировать в наш сегодняшний опыт. Лишь тогда мы заживем настоящей, полноценной жизнью.
Я не стану больше рассказывать о содержании книги, потому что надеюсь, что вы сами захотите прочитать ее. В ней содержатся целые россыпи великолепных упражнений по самопознанию и самоисцелению. Может быть, порой они покажутся вам слишком трудными — и я бы хотел вдохнуть в вас силы и мужество, которые помогут вам продолжать работу. Расширение сознания стоит затраченных на это усилий.
Я хочу поблагодарить д-ра Волински за его труд, способствующий нашему освобождению. Он объединяет лучшие и глубочайшие достижения восточной и западной мысли. Сейчас, когда потребность в самопознании и самоисцелении становится все более насущной, Волински может стать для нас самым желанным и долгожданным учителем.
Джон Брэдшоу
Пролог
«Женщина, я знаю, ты понимаешь…
малыша, живущего в мужчине».
Джон Леннон, «Женщина»,
В 1985 году я сделал открытие, которое легло в основу моей первой книги «Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы в квантовой психологии». Я описал, какую роль в возникновении проблемы играет состояние транса. Я показал, как транс становится средством для того, чтобы создавать и поддерживать неадекватные реакции; затем они становятся привычными и обыденными способами общения с миром, являясь источником страданий и болезней. И, наконец, самое главное, — я рассказал, как можно разгипнотизировать себя и вернуть утраченную Самость.
Хотя книга и вызвала огромный интерес, я все же чувствовал, что нужен еще один вариант — более применимый на практике и адресованный не только профессионалам, но и обычным людям. Предыдущая книга была написана для психотерапевтов; эта книга предназначена как для них, так и для широкой публики.
Кое-что о внутреннем ребенке
Как я уже писал в моей первой книге, транс часто является результатом детского травматического опыта. Наблюдатель создает состояния транса в детстве, а затем использует их, чтобы защитить ребенка от боли, которую тот не в силах принять и осознать. Иными словами, трансы часто являются способом как-то выжить и наладить отношения с окружающим миром.
Однако то, что для потрясенного ребенка было средством выживания, для взрослого становится патологией. В отличие от чудесного внутреннего ребенка, столь популярного ныне среди терапевтов, раненый внутренний ребенок застрял в каком-то периоде своей жизни.
Концепция внутреннего ребенка не нова. Роберто Ассаджиоли в «Психосинтезе» говорит о субличностях. Фриц Перлз в гештальт-те-рапии развивает тему различных частей личности, вступающих в диалог друг с другом; Эрик Берн, создатель трансактного анализа, описывает не только внутреннего ребенка, но также взрослого и родителя. Обсуждая когнитивную терапию д-ра Альберта Эллиса, Аарон Бек рассказывает о так называемых схемах:
«Эта концепция объясняет, почему пациент продолжает цепляться за свои механизмы самозащиты, причиняющие ему боль, вместо того, чтобы объективно рассмотреть положительные стороны своей жизни.
Любая ситуация включает множество сигналов. Каждый человек выбирает из них определенный набор сигналов, соединяет их в некую структуру, а затем на ее основе осмысливает ситуацию. Хотя разные люди могут объяснять одну и туже ситуацию по-своему, — каждый из них обычно склонен трактовать определенные события одним и тем же, присущим ему образом. В результате у человека создается достаточно стабильный способ интерпретации определенного класса ситуаций. Этот способ интерпретации называется схемой.
I Когда человек попадает в определенную ситуацию, схема описания этого класса ситуаций активируется. Схема помогает отнести данные к определенному классу. Именно схема способствует сортировке, различению и кодированию сигналов, воспринимаемых личностью. Человек оценивает и обобщает свой опыт через призму схемы.
Таким образом, структурирование и осмысление жизненного опыта зависит от того, какие именно схемы использует человек. Схема может долгое время оставаться пассивной, а потом внезапно включиться в результате какого-либо события (например, стресса). Реакции человека в определенной ситуации зависят от того, какие схемы у него активизируются». Бек
Внутренний ребенок видит мир застывшим; ему недоступно восприятие взрослого. Взрослый, живущий здесь и сейчас, в действительности загипнотизирован схемами раненого внутреннего ребенка, и его реакции стали автоматическими. Он воспринимает происходящие события не такими, какими они реально являются здесь и сейчас, а такими, какими они были когда-то в прошлом. Сопротивление настоящему заставляет его память все время обращаться к прошлому. Основатель когнитивной терапии Альберт Эллис сказал: «Ребенок убеждает себя в том, что некоторых неприятных событий не должно было случиться… и это поддерживает его…» Поэтому, как бы мы ни называли это — схемой, субличностью, ложным эго — мы говорим о застывшем способе восприятия, оценки и действия, свойственном внутреннему ребенку, живущему внутри взрослого.
Внутренний ребенок
На самом деле, можно сказать, что внутренний ребенок вовсе не один — так же, как и многочисленные субличности, ложные эго и схемы. Внутри нас живет множество внутренних детей, каждому из которых свойственно разное восприятие, разная степень сознательности, различное мироощущение и т. д.
Я имею в виду не «чудесного внутреннего ребенка», а ребенка, наделенного темной стороной. Одна из целей этой книги — помочь читателю вступить в контакт с этой застывшей детской областью памяти, продолжающей создавать проблемы и видеть мир через ограничивающие, искаженные и неудобные линзы.
Различные психотерапевты пытаются изменить восприятие внутреннего ребенка, переформировать (рефреймировать) его, «завершить» его незавершенные действия или защитить его. Пациенту предлагают вспомнить, как родители причиняют ребенку боль, представить себе это воспоминание в виде застывшей картинки, а затем уменьшиться в размерах и войти внутрь картинки, чтобы заново пережить травматический опыт. Многие терапевты в этот момент вносят туда новые убеждения, например: «Настоящий мужчина способен справиться с этим» или «Люди любят меня».
Намерение этих терапевтов — исцелить внутреннего ребенка.
Я предлагаю совершенно иное.
Квантовая психология
Первый постулат квантовой психологии:
Наблюдатель создает собственную внутреннюю реальность.
Вы в качестве наблюдателя собственной травмы рисуете ее изображение, удерживаете его, проникаетесь им, сливаетесь с ним, погружаетесь в сон — и продолжаете воспроизводить эту запись снова и снова. Квантовая психология утверждает, что вы (наблюдатель) сами создаете и поддерживаете травмированного внутреннего ребенка. Наблюдатель не создает внешней реальности. Наблюдатель создает реакцию на нее. Поэтому наблюдателя, заснувшего и слившегося во сне с собственными воспоминаниями, следует разбудить, чтобы отделить его от этих воспоминаний.
Это изображение, наделенное властью и силой, — воспоминание, которое вы (наблюдатель) продолжаете хранить. Это просто старый фильм, который вы смотрите снова и снова. Я предпочитаю вдохнуть новые силы не во внутреннего ребенка и не в воспоминания, а в вас — зрителя одного и того же старого фильма. Альбер Эллис утверждает: «Именно ваше желание избавиться от неприятных воспоминаний придает им силу — а вовсе не сами воспоминания». Я, со своей стороны, могу сказать, что наблюдатель удерживает воспоминания именно потому, что он сопротивляется им. Эллис, однако, считает, что первое «слияние» с воспоминаниями рождено мыслью: «Этого не должно было случиться».
С помощью упражнений, описанных в этой книге, вы научитесь осознавать, как действует внутренний ребенок; тогда вы сможете пробудить наблюдателя и прекратить отождествлять себя с прежними трансами. Это поможет вам начать отождествление с наблюдателем, свободным от всякого транса, освободит от застрявшего в прошлом раненого внутреннего ребенка и полностью перенесет в настоящее.
Эта книга — о том, как выйти за пределы трансов, устаревших стратегий и верований, созданных в детстве в попытке справиться с хаосом и неразберихой. В книге приводится множество примеров и упражнений, которые помогут вам освободиться от трансов, управляющих вашей жизнью и не позволяющих быть самим собой. Упражнения также могут использоваться психотерапевтами при работе с пациентами.
Необходимо еще раз напомнить, что внутри нас живет не один раненый ребенок. Напротив, после каждой глубокой травмы наблюдатель создает стратегию (транс) и персонажа, который будет с помощью этой стратегии справляться с хаосом. Таким образом, в душе взрослого может быть множество внутренних детей, и каждый из них обладает собственным трансом, стратегией и обликом. Оттого-то в мыслях взрослого и возникает столько споров и противоречивых мнений. Их высказывают раненые внутренние дети, каждый из которых отождествляет себя с определенными травматическими воспоминаниями, стратегией и жаждой внимания. Это объясняет, отчего при психотерапии проблема не решается полностью и окончательно после идентификации и исцеления внутреннего ребенка. Вслед за ним возникает новый ребенок и вводит взрослого в очередное проблемное состояние, упрямо внушая ему: «Этого не должно было случиться со мной!».
Эта книга — о том, как выйти за пределы темной стороны внутреннего ребенка и его трансов. Пробуждение наблюдателя (создателя) этого ребенка прекращает создание и поддержку трансов. Это истинный процесс трояс-ценденции, или выхода из транса. Надеюсь, что этот процесс принесет вам радость.
С любовью, Ваш брат Стефен
Глава 1