Глава 4. Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых свою мать, но во время путешествия ему встретился замок

Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых свою мать, но во время путешествия ему встретился замок, где жила прекрасная дама, в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя: Белый Цветок. Белый Цветок - это первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль потом, он делал во имя прекрасной дамы по имени Белый Цветок.

Может показаться, что Белый Цветок - это самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую только можно себе представить; однако следует помнить, что Белый Цветок не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Белому Цветку, ее следует немедленно оставить.

Замок, в котором жила девушка, осадили враги, поэтому она попросила помощи у Парсифаля. Она обещала ему солнце, луну и все звезды на небе, если он поможет ей освободить замок. Парсифаль вышел перед осаждавшим замок неприятельским войском, и вызвал на поединок второго по силе рыцаря. Победив его, юноша взял с него клятву верности и отправил ко двору Короля Артура. Затем Парсифаль вызвал первого рыцаря осаждавшего войска и поступил с ним точно так же. К концу нашей истории у двора Короля Артура соберется целая толпа побежденных противников, присланных Парсифалем.

Рассуждая над глубинным смыслом этого поэтичного эпизода, Юнг говорит о "перемещении центра тяжести личности" - то есть о процессе извлечения маскулинной энергии из бушующего резервуара бессознательного и соединения ее с центром сознания личности, который в этой легенде символизирует Король Артур вместе с рыцарями Круглого стола. Этот процесс является очень тонким, хорошо подготовленным и высокоосознанным. В первой половине жизни ни одно стремление не может быть благороднее и почетнее стремления к этому идеалу.

Только служа Белому Цветку Парсифаль смог себе ясно представить свое предназначение. Она была его прекрасной дамой, вдохновлявшей на все героические дела, которые он совершил. Совсем не случайно материнские наставления привели ослепленного Парсифаля к "той, которая нас вдохновляет и одухотворяет нашу жизнь". Эту вдохновительницу, живущую за пазухой каждого мужчины, Юнг назвал анимой - вселяющей душу, одушевляющей (animate), той, которая открывает фонтанирующий источник жизни в сердце любого мужчины. Белый Цветок по праву носит свое имя.

Эти поединки с двумя главными противниками могут символизировать многочисленные сражения, через которые должен пройти мальчик, чтобы освободиться от влияния отца или брата. По мере взросления юноше следует уйти, вступив в борьбу за свою свободу с каждым членом своей семьи, или с кем-то другим, если этот человек может заменить ему в этом поединке роль отца или брата. Если на работе возникает внезапная ссора, часто она свидетельствует о том, что кто-то еще не завершил свои отношения с братом, несмотря па то, что подростковый возраст остался далеко позади.

Освободив замок, Парсифаль вернулся к Белому Цветку и провел с ней ночь. Мы располагаем каждой самой интимной подробностью их встречи. Если говорить кратко, но возвышенно, они лежали, держа друг друга в объятиях: голова к голове, плечо К плечу, бедро к бедру, колено к колену, ступня к ступне. Но это была очень целомудренная ночь: они были как брат и сестра. Кажется, в это трудно поверить. Но следует иметь в виду, что все это происходило во внутреннем мире, глубоко внутри самого Парсифаля.

Ранее мы уже убедились в том, что Белый Цветок в мифе - не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть - о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, - от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, а в особенности - о том, как ее отличать от реальной женщины, из внешнего мира.

Очень важно хорошо осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять - значит Чаша окажется в наших руках.

Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимое для осмысления пространство своего внутреннего мира. Поэтому они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вобще.

Мужчина не приближается к ощущению счастья или к обладанию Священной Чашей, когда покидает женщину из плоти и крови, оставляя ее в одиночестве. Если мы попробуем перенести этот внутренний закон на свое внешнее поведение, то очень скоро придем к пуританству и обремененности чувством вины, что и случается сплошь и рядом. Но мы до сих пор не имеем законов, которые помогали бы управлять нашим внутренним миром. В мифе о Чаше Грааля содержится совсем немного информации о том, как вести себя с реальной женщиной, но вместе с тем существует изобилие ценных сведений, имеющих отношение к внутренней женщине. А это именно та информация, в которой мы так сильно нуждаемся.

Имеет смысл подумать о громадном духовном опыте, который мы отвергаем, воспринимая его чисто внешне, без глубоких переживаний. Лишь очень немногие открыли для себя всю полноту смысла непорочного зачатия. Оно содержит в себе огромное значение для каждого человека, следующего процессу индивидуации, сообщает нам о великом таинстве, о рождении Христа, происходящем у нас внутри в результате воссоединения божественной силы с бессмертной человеческой душой. При общении и соединении души с Богом в нас может родиться Христос, и если это случилось, то так же таинственно и невероятно, как и само непорочное зачатие. Но если мы будем упорствовать в поисках буквального исторического смысла Рождества Христова: что предшествовало рождению младенца Иисуса и как именно он родился, - то никогда не доберемся до великого внутреннего смысла этого явления и его глубинной истины.

Большую часть Христианского учения составляют заповеди, которые воспринимаются, выполняются и придают значимость внутреннему миру человека; они менее всего являются перечнем догм для внешнего поведения. Однако лишь очень немногие хорошо понимают это различие.

Если существует путаница законов внутреннего и внешнего мира, возникают серьезные затруднения.

Когда мужчина начинает относиться к женщине из плоти и крови в соответствии с законами отношения к внутренней фемининности, своей аниме, тогда наступает настоящий хаос.

Давайте посмотрим, что произошло в средние века, когда мужчина впервые начал искать контакт со своей анимой. Анима существовала всегда, но лишь совсем недавно мужчина открыл в себе способность к более или менее осознанному отношению к собственной фемининности. До того, как это произошло, отношение мужчины к окружающим его женщинам было преимущественно инстинктивным. Но по мере того, как он стал ощущать затруднения и даже опасность, исходящие от собственной анимы, началась охота на ведьм. Вместо укрощения внутренней фемининности, ставшей для него слишком опасной, он занялся поисками внешнего врага и стал сжигать на кострах невинные создания, вся вина которых заключалась в несколько странном поведении. Сейчас мы готовы сжечь невиновную женщину, а именно - нашу внутреннюю женщину (хотя на практике сжечь ее - это в любом случае не лучшее решение; если это сделать, она обязательно вернется и в свою очередь сожжет нас). И в настоящее время мы в своем развитии не слишком далеко ушли от охотников на ведьм. Мы все еще проецируем связь с внутренней фемининностью или дефицит этой связи на отношения с реальными женщинами.

Рыцарский устав определяет, что рыцарское отношение к женщине означает не только не подвергать ее насилию и не причинять ей вреда, но относиться к ней как к неземному созданию. Но, как правило, законы рыцарства не касались обращения с реальными женщинами. Разумеется, существовала не только рыцарская, но и обычная этика. Конечно же, реальная женщина ценит и мужское уважение, и его нежность, но она вряд ли почувствует себя счастливой, а отношения будут развиваться гладко, если мужчина будет путать ее со своей внутренней женщиной.

Стоит обратить внимание, что мы исследуем мифы почти так же, как исследовали бы сновидения, так как и там, и там применимы почти одни и те же правила. Сон практически полностью является внутренней реальностью, и каждый его образ отражает какую-то часть сновидца. Например, если мужчина видит во сне прекрасную даму, можно утверждать почти наверняка, что этот персонаж имеет прямое отношение к его внутренней фемининности. Интерпретировать этот образ буквально - как проявление сексуального интереса или определенного отношения к подруге - слишком примитивно. Совершив такую ошибку, мы потеряем глубинный смысл сновидения. (См. Р. Джонсон. Внутренняя работа. Применение работы со сновидениями и метода активного воображения в процессе личностного развития: R. Johnson: Inner Work. San Francisco: Harper & Row, Publishers, Inc. 1986, где этот принцип развивается в деталях.) Точно так же и в мифе: понимая буквально наставления, которые дал Гурнамонд Парсифалю, наше представление о сути существующих отношений будет мало чем отличаться от карикатуры на средневековое рыцарство.

Что же все-таки из себя представляет та внутренняя женщина, от которой Парсифалю следует держаться подальше? Конечно же, это та самая женская мягкость и податливость, имеющая огромную ценность для внутреннего мира, и которая может испортить мужчине все существование, если он перепутает внутреннее с внешним и будет ее проявлять в своем поведении.

Чтобы узнать больше о том, какое влияние оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение - это и эмоция, и чувство. Мы ни и косм случае не должны этого делать; следует обязательно различать эти понятия и ощущения с тем, чтобы определить отношение к своей фемининности и, благодаря этому, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Существует прямой смысл потратить на это время.

Эмоция - это суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности -это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или деструктивной в зависимости от того, к чему имеет отношение. Испытывать наслаждение от чего-то в жизни - это значит привнести в отношение к этому объекту много эмоций. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции вносят вклад в депрессивное состояние: человек ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то незначительным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.

Более сложная задача - определить, что такое чувство. Это понятие употребляется слишком часто и трактуется весьма широко, что на практике привело к чуть ли не полной потере его прямого смысла и, следовательно, точного применения. Я хочу использовать слово "чувство" в его истинной коннотации для описания особенного переживания. Чувствование - это оценивание, придание ценности тому, что чувствуется. Чувство не столь горячо и неуловимо, как эмоция; это то рациональное качество, которое придает ценность полученному опыту. Тот же смысл при описании этого понятия в своей типологии использует Юнг, определяя мышление, чувствование, ощущение и интуицию.

Думая о чем-либо, человек делает интеллектуальную оценку и, разумеется, он это осознает. Но все эти процессы не имеют никакого отношения к чувству. Поскольку в данном случае отсутствуют как смысл суждения, так и ценностное отношение, человек никак не связан с предметом своих мыслей. Акт мышления абсолютно отличается от акта чувствования. Чувствовать - значит придавать ценность тому, что происходит. Если человека спросить, что он конкретно чувствует по отношению к кому-то или чему-то, адекватным ответ будет заключаться в том, что он чувствует себя хорошо или плохо, ужасно или прекрасно. Таким образом мы придаем ценность всему, что чувствуем.

Теперь про настроение. Это непростой вопрос, так как настроение - вещь весьма странная. Оно похоже на маленький психоз, как если бы человеком нечто овладело. О настроении мужчины, как правило, говорят, если его переполняет или им овладевает содержащаяся в бессознательном женственность. Мужчина, подверженный своему настроению, - это мужчина, находящийся под властью внутренней женщины. На языке современного сленга это звучит следующим образом: "Он совсем остервенел". Вот так.

Строго говоря, рассуждая о настроении, мы ограничиваемся переживаниями мужчины, так как соответствующие аспекты женской психологии отличаются настолько, что для их описания требуется, по крайней мере, иная терминология. Но в этом случае не существует подходящих терминов и понятий. У нас отсутствует язык, мало-мальски приемлемый для описания соответствующих переживаний женщины. В таком контексте параллельное мужскому настроению женское переживание может быть доступно внутренней маскулинной части женщины. А это значит, что проявление резкости, колкости, вызывающего задиристого поведения может быть отнесено к уязвленной женской маскулинности. Здесь есть определенное сходство с мужским настроением, обусловленным уязвленной фемининностью. Более полное представление об особенностях женской психологии можно получить, прочитан книгу

Она. Глубинные аспекты женской психологии: R. Johnson She, Understanding Feminine Psychology, Revised Edition, New York: Harper & Row Publishers, Inc.,1989, P. Джонсон "Она", М. 1996.

Немногие мужчины в достаточной степени осведомлены о внутреннем женском компоненте, т.е. о своей аниме, или имеют с ней хороший контакт. Откровенно говоря, одного стремления мужчины к внутреннему развитию оказывается вполне достаточно лишь на то, чтобы, распознав свою аниму, грубо говоря, сразу же запихнуть ее в бутылку и заткнуть пробкой. Конечно же, вскоре понадобится ее выпустить, но сначала ему следует научиться не поддаваться своему настроению и эмоциональному состоянию и не потакать одним своим прихотям. Разумеется, заткнуть бутылку пробкой - это лишь первый шаг в установлении отношений с анимой. Следующий и гораздо более важный шаг - научиться вступать с ней в контакт, видеть в ней существующую у себя внутри женщину-компаньона, женщину-товарища, которая будет идти с мужчиной рука об руку и согревать ему жизнь. В конечном счете мужчина имеет только две альтернативные возможности: или он отвергает свою фемининную сторону, и это отвержение оборачивается против него под видом приступов плохого настроения или недоступных ему соблазнов, или он принимает и устанавливает отношения со своей собственной фемининностью и женским жизненным началом, и это придает ему тепла и силы.

Мы часто проецируем отношение к внутренней фемининности - а иногда и его отсутствие - на реальную женщину из плоти и крови. Земная женщина - сама по себе прелесть и чудо, которые могут померкнуть, если мы станем к ней относиться по правилам, справедливым для отношений с внутренней женщиной. Точно так же, перепутав внешние и внутренние законы, можно омрачить внутреннюю женщину. Подробнее об этом можно прочесть в книге Мы. Глубинные аспекты романтической любви. R. Johnson: We. Understanding the Psychology of Romantic Love. San Francisco: Harper & Row, Publishers, Inc. 1983.

Иногда оказывается, что некоторые мужчины обладают слишком большим потенциалом анимы, означающим избыток внутренней фемининности. В этом нет ни преимущества, ни недостатка; к нему следует относиться как к непреложной данности. Если человек стимулирует женскую часть своей психики к постоянному развитию, он становится обладателем огромного творческого потенциала, не теряя мужского начала при наличия сильного фемининного компонента. Таковы артисты и пророки - интуитивные и сензитивные мужчины, которые сами по себе в любом обществе являются культурной ценностью. Но, если мужчина не сможет войти в контакт и установить отношения со своей внутренней женщиной, она от него убежит и, возможно, разрушит его прежде, чем с ней удастся найти общий язык. Любая отвергнутая женщина ведет себя негативно, и женщина, существующая внутри мужчины, не является исключением.

Об отношениях мужчины с его анимой можно судить, наблюдая за выражением его лица. Чтобы сразу получить представление об их отношениях с анимой, вы можете просто пройтись по улице, глядя на лица проходящих мимо мужчин. Мужчина, у которого отсутствует контакт с фемининной частью, либо выглядит жестким, негибким и имеет на лице выражение горечи, либо у вас создается впечатление, что его изнутри что-то гложет. Существует воспоминание о Линкольне, который после встречи с одним из посетителей сказал своему секретарю: "Мне не нравится лицо этого человека". Секретарь ответил ему: "Но он не виноват, что у него такое лицо, он же не может нести за него ответственность". На что Линкольн возразил: "После сорока каждый мужчина отвечает за свое лицо".

Наши рекомендации