ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ Занятие 1

Севостьянова Е.О.

С28 Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. — (Вместе с детьми). ISBN 978-5-9949-0192-2

Книга содержит программу и конспекты индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5—7 лет) по развитию интеллектуальных и познавательных способностей, которая поможет подготовить ребенка к школе.

Автором разработана оригинальная методика последовательной коррекции развития памяти, внимания, мышления и восприя­тия детей 5—7 лет, включающая игровые задания, логоритми-ческие упражнения и др.

Книга предназначена педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.

ОТ АВТОРА

В период дошкольного детства формируются пред­посылки будущей учебной деятельности детей. На про­тяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памя­ти детей. Эти процессы из непроизвольных превраща­ются в произвольные. Всякая психическая функция фор­мируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги — главные участники в развитии познавательных возмож­ностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки индивиду­альных занятий по развитию интелекта является давно назревшая необходимость участия всех сторон воспи­тательного и образовательного процесса (психологов, педагогов, родителей) в развитии психических функ­ций детей. Работа психолога с ребенком не будет дос­таточно эффективной, если он не приобщил к своему делу взрослых, которые общаются с ребенком посто­янно. Отношения психолога, педагогов и родителей дол­жны строиться на партнерском взаимодействии, орга­низованном на основе общих программ практики и на­блюдений.

Комплекс индивидуальных занятий рассчитан на де­тей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического забо­левания, т.е. проводить такие занятия не рекомендуется для детей с психическими и нервными заболеваниями. Грамотное проведение коррекции интелектуального раз­вития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, вос­приятие, память.

Внимание.Уровень развития внимания во многом оп­ределяет успешность обучения ребенка в школе. Ребе­нок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразде­лимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внима­ния должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выподнять ряд заданий, предполагающих удержание вни­мания волевым усилием. Поэтому для будущих перво­классников очень важно развитие произвольного вни­мания, которое развивается постепенно, по мере разви­тия отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память.Психолог должен научить ребенка различ­ным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может за­помнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании опреде­ленных зон головного мозга. Для детей более естествен­но запоминание материала, включенного в игровую дея­тельность.

Восприятие.Сенсорное развитие в дошкольном воз­расте — одно из направлений умственного развития. Бы­строе выделение информативных свойств в предмете спо­собствует его эффективному опознанию. Восприятие со­четается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ре­бенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление.Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существен­ных признаков предмета; синтезирование различных при­знаков в целое представление о предмете; сравнение пред­метов и выявление различий в них и т.д.

Представленные занятия содержат игры, упражнения, задания для индивидуальных занятий педагогов-психо­логов с детьми, психодиагностическое обследование ко­торых показало низкий уровень развития психических функций, и практические рекомендации педагогам и ро­дителям для работы с данным контингентом детей. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия де­тей старшего дошкольного возраста. Они помогают ло-

кализовать недоразвитие конкретной психической фун­кции, наиболее удобны для педагогов-психологов, не имеющих условий для проведения групповых коррекци-онно-развивающих занятий. В зависимости от индиви­дуальных особенностей каждого ребенка порядок упраж­нений можно менять и сокращать продолжительность занятия.

Предлагаемый вашему вниманию комплекс занятий рассчитан на детей 5—7 лет. Каждое занятие состоит из четырех частей и занимает 20—25 мин, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей дан­ной возрастной группы.

Предложенный комплекс занятий направлен на раз­витие четырех взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включа­ет соответствующие разделы: «Внимание», «Память», «Вос­приятие», «Мышление». Каждый раздел рассчитан на семь недель, цикл занятий по программе рассчитан на 28 не­дель (по одному занятию в неделю). В конце каждого раздела программы даны рекомендации педагогам и ро­дителям для индивидуальной работы с детьми по разви­тию их познавательных возможностей.

ПЛАН ЗАНЯТИИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Раздел I. Внимание

JVs Содер- Познавательные Дидактически»
упраж- жание цели материал
нения      
  Занятие 1    
1.1 «Яблоко» Обучение способности: концентрировать внимание; Три похожих яблока
    уметь сосредоточиваться на зрительной информации;  
    находить отличительные  
    признаки похожих предме-  
    тов  
1.2 «Хлопни Обучение способности к Не требуется
  в ладо- переключению внимания  
  ши»    
1.3 «Зачеркни букву» Обучение способности концентрации, объема, Вырезка из газе­ты или журнала
    переключения, устойчиво­сти внимания (JOX 10 см), карандаш
1.4 Психо- Снятие мышечного и Не требуется
  мышеч- эмоционального  
  ная тре­нировка напряжения, развитие воображения и фантазии  
1.5 «Жмур- Снятие напряжения, Шарф
  ки» повышение  
    эмоционального тонуса;  
    инициирование тактильных  
  Занятие 2 контактов  
1.6 «Порт- Обучение способности: Кукла
  рет» концентрировать внимание;  
    уметь сосредоточиваться на зрительной информации;  
    уметь смотреть и видеть;  
    уметь рисовать портрет в  
    своем сознании  

Продолжение табл.

1.7 «Зачеркни букву» Обучение способности концентрации, объема, Вырезка из газе­ты или журнала
    переключения, устойчиво­сти внимания (10ХЮ см), карандаш
1.8 «Слушай музыку» Развитие активного внима­ния Магнитофон (музыкальный центр), аудиоза-
      пись с веселой
      мелодией
1.9 Психо- Снятие мышечного и Не требуется
  мышеч- эмоционального напря-  
  ная тре­нировка жения, развитие воображения и фантазии  
1.10 «Отраже- Обучение моделированию Не требуется
  ние» внешних проявлений  
    чувств  
  Занятие 3    
1.11 «Ушки на Обучение способности: Не требуется
  макушке» концентрировать внимание  
    на слуховых сигналах;  
    уметь слушать и слышать  
1.12 «Коррек­турные пробы» Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво- Ксерокопия (приложение 2, с. 73, 74)
    сти внимания  
1.13 «Бубен и Развитие активного внима- Бубен, коло-
  колоколь- ния, умения соотносить кольчик
  чик» свои действия со звучанием  
    инструментов  
1.14 Психо- Снятие мышечного и эмо- Не требуется
  мышеч­ная тре­нировка ционального напряжения, развитие воображения и фантазии  
1.15 «Ловуш- Обучение рефлексии; сня- Не требуется
  ка» тие эмоционального на-  
    пряжения  

Продолжение табл.

  Занятие 4    
1.16 лУшки на Обучение способности: Не требуется
  макушке» концентрировать внимание  
    на слуховых сигналах;  
    уметь слушать и слышать  
    звуки в новых условиях  
1.17 «Коррек­турные пробы» Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчиво- Ксерокопия (приложение 2, с. 73, 74}
    сти внимания  
1.18 «Бубен, Развитие активного внима- Бубен, коло-
  колоколь- ния, умения соотносить кольчик, дудоч-
  чик, ду- свои действия со звучанием ка
  дочка» нескольких разных инст-  
    рументов  
1.19 Психо- Снятие мышечного Не требуется
  мышеч- напряжения, развитие
  ная тре- тонкой моторики рук  
  нировка    
1.20 «Делай Тренировка на дифферен- Ые требуется
  то, что я циацию заданий взрослого  
  говорю и    
  показы-    
  ваю»    
  Занятие 5    
1.21 «Пульс» Обучение способности Секундомер или
    концентрировать внимание часы
    на ощущениях своего тела  
1.22 «Узор» Развитие слухового внима- Тетрадный лист
    ния в клеточку и
      карандаш
1.23 «Выложи Увеличение объема внима- Два набора по
  кружоч- ния пять кружочков
  ки»   одного диамет-
      ра, но разного
      цвета

Продолжение табл.

1.24 Психо­мышеч­ная тре­нировка Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук Не требуется
1.25 «Прият­ное вос­помина­ние» Обучение приемам и мето­дам овладения своим вол­нением Не требуется
1.26 Занятие 6 «Тексту­ра» Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям Кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металли­ческий брусок
1.27 «Узор» Развитие слухового внима­ния Тетрадный лист в клеточку и карандаш
1.28 «Погода» Развитие умения пере­ключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной кар­тинке Картинки с изо­бражением сол­нышка, тучки и дождика; зонт
1.29 Психо­мышеч­ная тре-нировка Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук Не требуется
1.30 «Тряпич­ная кук­ла» Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения , Не требуется
1.31 Занятие 7 «Мыш­ка — птичка» Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредото­читься, не обращая внима­ния на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции Не требуется

Окончание табл.

1.32 «Найди отличия» Развитие концентрации внимания Две картинки с похожими изо­бражениями одного и того же предмета
1.33 «Погода» Развитие умения пере­ключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной кар­тинке Картинки с изо­бражением сол­нышка, тучки и дождика; зонт
1.34 Психо­мышеч­ная тре­нировка Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук Не требуется
1.35 «Скульпт ура» Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии Не требуется

Продолжение табл.

Раздел II. Память

JVa Содер- Познавательные Дидактический
упраж­нения жание цели материал
  Занятие 1    
2.1 «Запомни картин- Развитие зрительной па­мяти Пять картинок с изображением
  ки»   знакомых
      предметов:
      стула, куклы, яблока,
      кастрюли, та-
      релки
2.2 «У оленя дом боль- Развитие умения использо­вать мнемонические прие- Не требуется
  шой» мы для запоминания текста  
2.3 «Каскад слов» Развитие объема кратко­временной слуховой памя- Список слов (с. 35)
    ти  
2.4 Психо- Снятие мышечного и Не требуется
  мышеч- эмоционального  
  ная тре-нировка напряжения, развитие воображения и фантазии  
2.5 «Улыбка» Обучение целенаправлен- Не требуется
    ному управлению мышца­ми лица; обучение свойст­вам невербального обще-  
    ния  
  Занятие 2    
2.6 «Запомни картин- Развитие зрительной памя­ти в условиях уменьшения Пять картинок с изображением
  ки» времени знакомых
      предметов:
      стола, груши,
      стакана, платья,
      шапки
2.7 «У оленя дом боль- Развитие умения использо­вать мнемонические прие- Текст (с. 34 упр. 2.2)
  шой» мы для запоминания текста  
2.8 «Каскад слов» Развитие объема кратко­временной слуховой памя- Список слов (с. 36,37)
    ти  
2.9 Психо- Снятие мышечного и Не требуется
  мышеч- эмоционального  
  ная тре­нировка напряжения, развитие воображения и фантазии  
2.10 «Встреча- Усиление положительного Не требуется
  емся и эмоционального пережива-  
  прощаем­ся с улыб- ния  
  кой»    
2.11 Занятие 3 «Что из­мени­лось?» Обучение навыкам запоми­нания образа, ситуации комнаты; на одной из карти- нок предметы переставлены и находятся в другом порядке

Продолжение табл.

2.12 «Запомни и Развитие преднамеренного Таблицы
  покажи» запоминания и припоми- Ф.Е. Рыбакова
  (таблицы нания, долговременной (приложения 4,
  Ф.Е. Ры- памяти 5, с. 76, 77)
  бакова)    
2.13 «Спрячь Развитие целенаправлен- Три игрушки
  игрушки» ного запоминания и при-  
    поминания  
2.14 Психомы- Снятие мышечного и эмо- Не требуется
  шечная ционального напряжения.  
  тренировка развитие воображения и  
    фантазии  
2.15 «От улыб- Усиление положительных Текст песни
  ки станет эмоциональных пережива-  
  всем свет- ний; поднятие настроения  
  лей...»    
  Занятие 4    
2.16 «Что изме­нилось?» Обучение навыкам запо­минания образа, ситуации Две картинки с изображением
    в условиях уменьшения одной и той же
    времени комнаты; на
      одной из карти-
      нок предметы
      переставлены и
      находятся в
      другом порядке
2.17 «Купим Обучение навыкам запо- Текст (с. 39 —
  мы, бабуш- минания текста с помо- 41)
  ка...» щью мнемонических  
    приемов  
2.18 «Найди Развитие целенаправлен- Три игрушки
  игрушки» ного запоминания и при-  
    поминания  
 
2.19 Психомы­шечная тренировка Снятие мышечного на­пряжения, развитие тонкой моторики рук Не требуется i  
2.20 «Тряпичная кукла» Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения Не требуется  
2.21 Занятие 5 «Рассмотри вниматель­но» Развитие произвольного внимания Любая сюжет­ная картинка  
2.22 «Свет, за­жгись!» Развитие памяти на собы­тия Настольная лампа или тор­шер  
2.23 «Кто не на месте?» Развитие целенаправленно­го запоминания и припо­минания Десять неболь­ших игрушечных животных  
2.24 Психомы­шечная тренировка Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук Не требуется  
2.25 «Скульпту­ра» Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения; развитие воображения и фантазии Не требуется  
2.26 Занятие 6 «Рассмотри вниматель­но» Развитие произвольного внимания и наблюдатель­ности Сюжетная кар­тинка  
2.27 Разучива­ние песни Развитие умения удержи­вать и воспроизводить текст песни (долговремен­ной памяти), развитие вер­бальной памяти Текст песни  
2.28 «Кто не на месте?» Развитие целенаправленно­го запоминания и припоми­нания Десять игрушек небольшого размера  
2.29 Психомы­шечная тренировка Снятие мышечного напря­жения, развитие тонкой моторики рук Не требуется  
               

Окончание табл.

2.30 «Дыхание» Обучение приемам рит- Не требуется
    мичного дыхания для сня-  
    тия напряжения; достиже-  
    ние состояния спокойствия  
    и быстрого психотехниче-  
    ского отдыха  
  Занятие 7    
  (групповое) V
2.31 «Шапо- Развитие умения удержи- Десять картинок
  кляк» вать и воспроизводить ин- с изображения-
    формацию; ми: яблока, гру-
    развитие целенаправленно- ши, хлеба, колба.-
    го запоминания и припоми- сы. бананов,
    нания; развитие вербальной конфет, варенья,
    памяти рыбы, яиц, чупа-
      чупс + пять кар-
      тинок с изобра-
      жением любых
      других продук-
      тов, овощей,
      фруктов; список
      с наименованием
      десяти продуктов
      {см. выше); сум-
      ка, кошелек;
      подставка для
      картинок

Раздел III.Восприятие

Содержа- Познавательные Дидактический
упраж- ние цели материал
нения      
  Занятие 1    
3.1 «Пирамид- Улучшение качества дея- Пирамидка,
  ка» тельности зрительного состоящая из
    анализатора; развитие колец разных
    цветоразличения цветов
3.2 «Актер» Обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, так­тильными ощущениями Не требуется
3.3 «Дорисуй фигуры» Развитие целостности восприятия Ксерокопия фигур (прило­жение 6, с. 78)
3.4 Психомы­шечная тренировка Снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии Не требуется
3.5 «Шапка-невидимка» Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противопо­ложное Не требуется
3.6 Занятие 2 «Пирамид­ка» Улучшение качества дея­тельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения Пирамидка, состоящая из колец разных цветов
3.7 «Форма» Развитие наблюдательно­сти, ориентирования на форму Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы
3.8 «Дорисуй фигуры» Развитие целостности восприятия Ксерокопия (приложение 7, с. 79)
3.9 Психо мы­шечная тренировка Снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии Не требуется
3.10 «Качели» Обучение управлению своим состоянием, пере­ходу из одного эмоцио­нального состояния в противоположное, прие­мам саморегуляции Не требуется
  Занятие 3    
3.11 «Что забыл Развитие наблюдательно- Четыре карточ-
  нарисовать худож­ник?» сти, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания ки: на 1-й нари­сована лиса без хвоста; на 2-й — расческа без зубчиков; на 3-й — машина
      без колес; на
      4-й — рыба без
      плавников
3.12 «В нашей группе 100 ребятишек» Развитие способности ' согласовывать движения с произносимым текстом; Текст (с. 52)
    развитие координации  
    движений  
3.13 «Снежин­ки» Развитие пространствен­ных представлений Ксерокопия (приложение 8, с. 80)
3.14 Психомы- Снятие мышечного и Не требуется
  шечная тренировка эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии  
3.15 «Погладим котенка» Развитие движений кисти рук, фантазии Не требуется
  Занятие 4    
3.16 «Что нарисо­вано?» Развитие умения исполь­зовать при восприятии свой прошлый опыт и знания Набор карточек (4— 10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребен-
      ку предметов,
      животных и т.д.
3.17 «В нашей группе 100 ребятишек» Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; Текст (с. 53, 54)
    развитие координации  
    движении  
3.18 «Снежин- Развитие пространствен- Ксерокопия
  ки» ных представлений (приложение 8,
      с. 80)
3.19 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
3.20 «Кляксы» Расслабление, снятие Большой лист
    напряжения, эмоциональ- бумаги, гуашь
    ная разрядка  
  Занятие 5    
3.21 «Определи Развитие фонематическо- Картинки с изо-
  звуки» го восприятия бражением шу-
      бы, петуха, но-
      жа, цыпленка,
      самолета, ма-
      шины, туфель.
      яблока, ложки,
      лимона
3.22 «В нашей Развитие способности Текст (с. 53,54)
  группе 100 согласовывать движения  
  ребятишек» с произносимым текстом;  
    развитие координации  
    движений  
3.23 «Точки» Развитие ориентирования Ксерокопия
    в пространстве (приложение 9;
      с. 81)
3.24 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
3.25 «Пантоми- Развитие воображения и Не требуется
  ма» творческих способностей;  
    снятие эмоционального  
    напряжения  
  Занятие 6    
3.26 «Пугови- Развитие способности к Большой набор
  цы» сличению и сортировке разных пуговиц,
    предметов по форме, цве- среди которых
    ту и величине три одинаковые
         
3.27 «Найди Развитие координации Флажки и пуго-
  свои цвет» зрительного, слухового и вицы разного
    моторного анализаторов; цвета
    тренировка подвижности  
    нервных процессов, уме-  
    ния ориентироваться в  
    пространстве и различать  
    цвета  
3.28 «Загадки» Развитие способности по Любые загадки
    ряду признаков определять (см. с. 57)
    предмет  
3.29 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
3.30 «Угадай» Повышение эмоциональ- Не требуется
    ного тонуса, возможности  
    активного самовыражения, развитие воображения  
  Занятие 7    
3.31 «Пугови- Развитие способности к Большой набор
  цы» сличению и сортировке предметов по форме, цве­ту и величине разных пуговиц, среди которых должны быть
      пуговицы, оди-
      наковые по цве-
      ту, форме, вели-
      чине
3.32 «Регистр» Развитие координации Детское пиани-
    слухового и моторного анализаторов но или метал­лофон
3.33 «Загадки» Развитие способности по Любые загадки
    ряду признаков опреде­лять предмет (см. список ли­тературы с. 84, 85)
3.34 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
3.35 «Послу- Обучение способности Не требуется
  шай, что за концентрировать внима-  
  окном» ние на слуховых сигналах  

Раздел IV. Мышление

JVa упраж­нения Содержа­ние Познавательные цели Дидактический материал
4.1 Занятие 1 «Чего не хватает?» Развитие способности устанавливать законо­мерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа Карточки с за­данием (прило­жение 10, с. 82)
4.2 «Сыщик» Развитие умения декоди­ровать информацию Схема кабинета психолога
4.3 «Сравнение предметов» Развитие способности выделять черты сходства и различия по существен­ным признакам; развитие мыслительных операций Пары слов (с. 61)
4.4 Психомы­шечная тренировка Снятие мышечного и эмо­ционального напряжения, развитие воображения и фантазии Не требуется
4.5 «Пчелки» Обучение переходу из одного режима громкости в другой Вырезанные из бумаги цветы, колокольчик
4.6 Занятие 2 «Чего не хватает?» Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать законо­мерность в изображении Карточки с за­данием (прило­жение 11, с. 83)
4.7 «Сыщик» Развитие умения декоди­ровать информацию Схема кабинета психолога
4.8 «Четвертый лишний» Развитие умения класси­фицировать предметы по существенным признакам и обобщать Пять карточек, на каждой из которых изо­бражены четы­ре предмета, один — лишний
4.9 Психомы- Снятие мышечного и Не требуется
  шечная эмоционального напря-  
  тренировка жения, развитие вооора-жения и фантазии  
4.10 «Дыхание» Обучение приемам Не требуется
    ритмичного дыхания для  
    снятия напряжения; до-  
    стижение состояния спо-  
    койствия и быстрого пси-  
    хотехнического отдыха  
  Занятие 3    
4.11 «Четвертый лишний» Развитие умения классифицировать Пять карточек, на каждой из
    предметы по суще­ственным признакам и обобщать которых изо­бражены четы­ре предмета,
      один — лишний
4.12 «Сыщик» Развитие умения кодиро­вать информацию Схема кабинета психолога, иг-
      рушка
4.13 «Сложи узор» Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»
    дартные задачи, интел­лектуальных способно-  
    стей  
4.14 Психомы- Снятие мышечного и Не требуется
  шечная тренировка эмоционального напря­жения, развитие вообра­жения и фантазии  
4.15 «Улыбка» Обучение целенаправ- Не требуется
    ленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения  
  Занятие 4    
4.16 «Найди лишнее Развитие мыслительных процессов обобщения, Серии слов (с. 65)
  слово» отвлечения, выделения  
    существенных признаков  
4.17 «Сыщик» Развитие умения кодиро­вать информацию Схема кабинета психолога
4.18 «Сложи узор» Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»
    дартные задачи, интел-  
    лектуальных способно-  
    стей  
4.19 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
4.20 «Встреча- Усиление положительных Не требуется
  емся и эмоциональных пережи-  
  прощаемся с улыбкой» вании  
  Занятие 5    
4.21 «Сложи узор» Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»
    дартные задачи, интел­лектуальных способно-  
    стей  
4.22 «Тонет — Развитие способности Таз с водой;
  не тонет» выделять свойства пред­метов; развитие логиче- пустой флакон и флакон, запол-
    ского мышления ненный песком;
      теннисный и
      металлический
      шарики; дере­вянный брусок и камень; бумаж-
      ный лист и ста-
      кан
4.23 «Угадай предмет» Развитие мыслительных операций анализа и срав- 15 картинок с изображением
    нения знакомых ре­бенку пред-
      метов
         
4.24 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
4.25 «Тряпичная Снятие мышечного и Не требуется
  кукла» эмоционального напря-  
    жения  
  Занятие 6    
4.26 «Тонет — не тонет» Развитие способности выделять свойства пред- Таз с водой; пус­той флакон и
    метов; развитие логиче- флакон, запол-
    ского мышления, умения обобщать ненный песком; теннисный и
      металлический
      шарики; деревян­ный брусок и камень; бумаж-
      ный лист и стакан
4.27 «Мячик» Развитие аналитического Мяч
    мышления  
4.28 «Угадай предмет» Развитие мыслительных операций анализа и срав- !5 картинок с изображением
    нения знакомых ре­бенку предме-
      тов
4.29 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
4.30 «Скульпту- Снятие мышечного и Не требуется
  ра» эмоционального напря-  
    жения, развитие вообра­жения и фантазии  
  Занятие 7    
4.31 «Мостик» Развитие мыслительных ассоциативных связей Пять пар карти­нок: лес — гриб;
      книга — маль-
      чик; ваза — цве-
      ты; плита —
      кастрюля; пуго-
      вица — игла
4.32 «Анало- Развитие аналитического Мяч
  гии» мышления  
4.33 «Сложи узор» Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестан- Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»
    дартные задачи, интел­лектуальных способно-  
    стей  
4.34 Психомы- Снятие мышечного на- Не требуется
  шечная пряжения, развитие тон-  
  тренировка кой моторики рук  
4.35 «Кляксы» Расслабление, снятие напряжения, эмоциональ- Большой лист бумаги, гуашь
    ная разрядка  

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ Занятие 1

1.1. «Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внима­ние; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание задания. Психолог: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, за­помнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого психолог перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, пси­холог дарит его ребенку.

1.2. «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Сей­час я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, кни­га, лошадь,стул, дверь, виноград, собака,ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка,сапоги, коза,стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, сан­ки, снег, тигр,кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк,галстук, лимон, медведь,дыня, чайник, тарелка, полка, мас­ло, пальто, белка.

1.3. «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, пе­реключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или жур­нала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вы­резка. Психолог обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» Психолог с помощью секун­домера фиксирует время, которое понадобилось ребен­ку для зачеркивания букв. После этого психолог указы­вает ребенку на пропущенные буквы .и- предлагает их тоже зачеркнуть.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение !, упражнения 1—3.

1.5. «Жмурки»

Цель: снятие напряжения, повышение эмоционально­го тонуса; инициирование тактильных контактов.

Дидактический материал: шарф.

Описание задания. Ребенок с завязанными глазами дол­жен поймать взрослого (или другого ребенка).

Занятие 2

1.6. «Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем со­знании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он дол­жен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

1.7. «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, пе­реключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или жур­нала с достаточно большим шрифтом, которая применя­лась на занятии (1.3) (10x10 см); карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается вырезка. Пси­холог: «На этом листочке написано много разных букв. На прошлом занятии ты уже зачеркивал знакомую тебе букву. Какую букву ты зачеркивал? Сейчас ты должен опять найти ту же букву и зачеркнуть ее карандашом». Психолог с помощью секундомера фиксирует время, ко­торое понадобилось ребенку для зачеркивания букв, и сравнивает результат с предыдущим. После этого он ука­зывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

1.8. «Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Психолог: «Сегодня у нас будет ин­тересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не за­звучит вновь».

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение I, упражнения 4—6.

1.10. «Отражение»

Цель: обучение моделированию внешних проявлений чувств.

Описание задания. Ребенку предлагается исполнить роль зеркала, отражающего эмоции и чувства психолога. Затем психолог исполняет роль зеркала.

Занятие 3

1.11. «Ушки на макушке»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать,

Описание задания. В абсолютно тихой комнате попро­сить детей сфокусироваться на звуках, которые им уда-

ется услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

1.12. «Корректурные пробы»

Цель: обучение способности концентрации, объема, пе­реключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: бланк с заданием (прило­жение 2).

Описание задания. Ребенкупредлагается расставить знач­ки, как в образце. Психолог фиксирует время, затрачен­ное на выполнение задания, и число ошибок.

1.13. «Бубен и колокольчик»

Цель: развитие-активного внимания, умения соотно­сить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок дол­жен ходить по комнате, во время звучания колокольчика — бегать по ней.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.

1.15. «Ловушка»

Цель: обучение рефлексии; снятие эмоционального на­пряжения.

Наши рекомендации