Диагностика хронического двигательного или голосового

тикозного расстройства – F 95.1

Состояние должно соответствовать следующим признакам:

1) двигательные или голосовые тики (но не то и другое вместе), появляющиеся в разное время дня в большинство дней на протяжении не менее одного года;

2) отсутствие за последний год ремиссий продолжительностью свыше двух месяцев;

3) критерии 3 и 4 транзиторного тикозного расстройства.

Лечение

Основные компоненты лечебной программы: лекарственная терапия, поведенческая, индивидуальная и семейная психотерапия. Целью индиви-дуальной психотерапии может быть разрешение первичного эмоционального конфликта или устранение вторичных депрессивных проявлений.

Стимуляторы и некоторые антидепрессанты усугубляют симптоматику. Малые транквилизаторы малоэффективны, лучшие результаты достигаются при использовании лития и малых доз галоперидола (здесь следует иметь ввиду возможное развитие поздней дискинезии).

Клиника

Структура проявлений аналогична таковой при транзиторных тиках. Преобладают двигательные тики. Около 2/3 случаев завершаются выздоровлением в подростковом возрасте после 4 - 6-летнего течения. Прогноз лучше в случаях лицевых тиков и хуже при включении мышц туловища и конечностей.

СПЕЦИФИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (ДИСПРАКСИЯ)

Распространенность: 6% детей в возрасте от 5 до 11 лет; преобладают мальчики.

Этиология

Нарушения могут быть вызваны как органическими поражениями мозга в пре- и перинатальном периодах развития, так и задержкой перцептивно-двигательных навыков.

Клиника

Расстройство начинает обращать на себя внимание взрослых в двух-четырехлетнем возрасте ребенка. На фоне развития сверстников задерживается координация моторики: проявляются неуклюжесть в движениях, неустойчивая походка, спотыкания, столкновения с предметами, находящимися в поле зрения, падения, выскальзывание игрушек из рук, неспособность застегнуть одежду.

В предшкольном детстве признаки расстройства усиливаются. Неловкость в подвижных играх, ручная неумелость отодвигают этих детей от сверстников, снижают самооценку и в будущем препятствуют успешной социальной адаптации. Нарушения координации могут сохраниться до поздней юности, если не компенсируются иными способностями при развито общем интеллекте.

Отмечается сочетаемость диспраксии с неврологическими, речевыми и эмоциональными расстройствами.

Наши рекомендации