Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности

Основополагающей для арт-терапии является ее связь с искусствознанием, психологией художественного творчества, социологией искусства. Знания в этих областях необходимы для понимания сущности функций искусства, и понимания роли искусства в социальной, духовной жизни человека и общества. Без этой основы невозможно осознание возможностей и особенностей, регулятивной и коммуникативной функций искусства и разработки этого направления в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера. В. С. Соловьев отмечал, что задача искусства вообще: это превращение физической жизни в духовную, то есть в такую, которая, способна внутренне преображать, одухотворять материю, и свободна от власти материального процесса. (Это самый важный вопрос, на который опирается общая концепция арт-терапии в психологическом обеспечении менеджера.) Я. Мукаржовский, чешский исследователь эстетики и теории искусства: «Одна из важнейших задач искусства находить путь к действительности, указывать человеку объединяющую точку зрения, с которой можно осмотреть действительность и понять пронизывающие ее связи. Искусство, которое мы называем современным, принимает на себя именно эту функцию и с ее позиции хочет и должно быть оцениваемо» [36]. Современное искусство нередко берет на себя психотерапевтическую функцию. Как отмечает Ю. Соболев, в настоящее время нет существенных границ, которые отделяли бы научные психотерапевтические методы от стратегий искусства. Их языки не обособляются, друг от друга… В арт-терапии можно очень широко применять стратегии современного искусства. И наоборот — интуитивно или сознательно, но многие приемы арт-терапии используются сейчас художниками» [58, с. 50]. Очень важным для этого сближения является в частности, что современное искусство апеллирует к личному творческому началу всех людей, стремится к получению опыта психологических изменений, освоению новых ролей и поведения. Следует обратить внимание, что основным направлением в современной философии, науке, искусстве, является постмодернизм, он выражает основные тенденции современной культуры. Постмодернизм отражает в разных формах изменение психологических потребностей современного человека, характеризует изменение способов их предъявления. Все это диктует необходимость рассмотреть влияние постмодернизма на задачи психотерапии. А. Блатер, придерживается следующего мнения, что ускоренное технологическое развитие в конце 1960-х привело к радикальному изменению качества жизни. Этот творческий подъем оказывает мощное влияние на психологию личности. И хотя есть весьма спорное утверждение, что в своей крайней форме философия постмодернизма отрицает объективное и измеряет истину лишь субъективным опытом. Все же следует признать, что такой конструктивистский подход, без сомнения, приложим к большинству категорий человеческого опыта, особенно, это относится к психологической, психосоматической, общественной, культурной, духовной и подобных им сфер деятельности. С другой стороны, творчество как основополагающий принцип, призывает к постоянной готовности пересматривать старую информацию сквозь призму настоящего момента. Среди практических задач психотерапии в эпоху постмодерна, он выделяет следующие:

1. Сделать творчество основополагающей ценностью.

2. Помочь построить клиентам историю их собственной жизни с элементами приключения и героического эпоса.

3. Помочь клиентам выработать трансперсональную (выходящую за пределы личности) перспективу как основу мировоззрения.

4. Помочь индивиду шире использовать метафору многообразного Я — не столько для того, чтобы синтезировать или контролировать его, сколько для того, чтобы предоставить свободу выражения различным его составляющим.

5. Помогать людям больше узнавать о других людях и культурах [71].

Необходимо, отметить мнение Б. Г. Ананьева, о задачах психологии искусства. Понятие «интериоризация», отражает превращение внешнего во внутреннее, объективного в субъективное, характеризует линию превращения социального в индивидуальное, линию развития человека как сына общества, народа. Есть и другой, более активный эффект социализации — экстериоризация — превращение внутреннего во внешнее. Это вид любой творческой деятельности. Механизм интериоризации в области искусства часто независим от человека, который выступает в роли зрителя, слушателя в течение всей жизни (например, благодаря каналам средств массовых коммуникаций). Переход к экстериоризации происходит именно тогда, когда человек, серьезно переработав все накопленное в процессе усвоения (интериоризации), пытается создать что-то свое [2].

К настоящему времени в отечественной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях. Несмотря на тот факт, что проведено много исследований отечественными и зарубежными учеными в области психологии творчества, по мнению многих ученых, нет целостной его концепции, которая отвечала бы запросам философской, искусствоведческой, психологической и т. д. мысли.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях.

Различные аспекты проблемы изобразительного творчества, взаимосвязь художественной деятельности и личностного развития индивида рассмотрены отечественными учеными Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, В. Н. Мясищевым, Б. М. Тепловым и др. Л. С. Выготский пишет: «Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим» [14, с. 236]. Искусство является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни». Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление) [там же, с. 235].

Исследования С. П. Иванова, А. А. Мелик-Пашаева, В. С. Мухиной, П. В. Симонова в области проблем художественной деятельности связаны с решением задачи ее психологического наполнения, психологической операционализации. Этим, вероятно, объясняется большое внимание исследователей к таким важным вопросам, как, например, взаимосвязь творчества и художественной деятельности, ее психологическая роль в социализации человека и в освоении культуры, генезис общих и специальных способностей. Исследовано, что изобразительная деятельность облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения в работах М. Е. Бурно (1989), Р. Б. Хайкина (1982) и др.

В работах Л. А. Венгера, Н. Н. Волкова, А. В. Запорожца, В. И. Кириенко, О. И. Никифоровой и других ученых анализируются отдельные наиболее важные проблемы личностного, эмоционального развития в художественной деятельности. Не менее важным в творческом процессе является и эстетическое переживание, которое возникает в процессе создания художественной продукции. В своих исследованиях А. А. Попель, В. В. Рыжов отмечают, что «способность к творчеству является универсальной характеристикой человека, что каждый человек от природы способен творить, и творчество пронизывает любые формы деятельности человека» [42]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, эстетическое, этическое переживание — это результат своеобразного искусства личности непосредственным образом воспринимать красоту мира или другого человека так, чтобы само переживание становилось ценностно [1]. Можно сказать, что эти переживания — не исходный пункт, а итог, результат личностного, эмоционального соединения с действительностью. И этот результат, в известном смысле, является самоцелью и самоценностью.

Возможности творчества не обозначить, так как его грани неисчислимо множественны. Мы согласны с мнением Л. Э. Панкратовой, что проблема творчества — одна из тех, какие в философии являются вечными. На каждом крутом вираже развития философской мысли она поворачивается то одной, то другой из своих многочисленных граней. Обозначим основные творческие возможности в рамках нашего исследования (рис. 1.).

Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности - student2.ru

Рис 1.Возможности творческого взаимодействия в модели арт-терапии

Наши рекомендации