Культурологические особенности общения

Речевое поведение в том или ином национально-культурном сообществе представляет собой сложное явление, которое требует всестороннего рассмотрения. Специфика речевого поведения в таком сообществе во многом определяется его культурными традициями.

  • К числу культурологических особенностей общения относятся следующие:
    • дистанция между собеседниками;
    • активность в использовании невербальных средств общения;
    • использование интонации для выражения эмоций;
    • устойчивость набора речевых формул и невербальных знаков для ситуаций повседневного общения;
    • интенсивность использования стереотипных речевых формул;
    • степень активности адресанта и адресата;
    • тенденция к индивидуализации стандартных речевых средств;
    • роль говорящего в процессе общения;
    • отношение к собеседнику;
    • типичная для сообщества степень вежливости.

К НАЧАЛУ ПУНКТА

Лингвистические аспекты общения

Лингвистические аспекты общения связаны с внутренней структурой языка и её функциями в речевой деятельности человека.

  • К лингвистическим относятся следующие аспекты:
    • фонетический, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию;
    • грамматический аспект, который заключается в языковых правилах построения словоформ и предложений;
    • семантический аспект, который состоит в соотнесении языковых знаков со смысловым содержанием.
  • При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три уровня:
    • языковой уровень, к которому относятся объём высказываний, лексическая насыщенность и вариативность, наполненность, правильность;
    • речевой уровень, к которому относятся связность между частями предложений и между частями текста, усложнённость высказываний синтаксически сложными построениями и обособленными оборотами, экспрессивность, употребление цитат и фразеологизмов, употребление неинформативных слов;
    • содержательно-смысловой уровень, признаками которого являются количество затронутых вопросов, следование теме, логичность и последовательность изложения, а также выраженность смысловых категорий (Чеботарёва Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М.: Изд. РУДН, 1998, С. 69).

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Типы и виды общения

Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке.
По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение.
Повествование - это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение о развивающихся действиях и состояниях.
Описание - это констатирующая речь, которая даёт понятие о характере, составе и свойствах объекта.
Рассуждение - тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться друг с другом в рамках одного текста.

  • Лингвист А.А.Холодович, характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта:
    • средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест);
    • степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности);
    • ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа);
    • количество участников речевого акта;
    • контактность речевого акта.

(Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. К 70-летию академика Н.И.Конрада. М., 1967).
На основании первого из перечисленных признаков выделяют устное и письменное общение.
На основании четвертого признака выделяют такие типы общения как диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников).
В зависимости от социального статуса и личных отношений участников общения выделяют формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.

  • При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:
    • "Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;
    • примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;
    • формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;
    • деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;
    • духовное межличностное общение друзей;
    • манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;
    • светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.

(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: "Амалфея", 2000, С. 178-179).

  • При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:
    • формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания и низкими - по параметрам содержательности;
    • многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объёмом и большой наполненностью фраз;
    • информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.

(Чеботарёва Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М.: Изд. РУДН. 1998, С. 14).

Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Наши рекомендации