ВВЕДЕНИЕ. Социальная психология гендера

Социальная психология гендера. Проблемы однообразия. Критические размыш­ления о гендере. Пол versus гендер. Как устроена эта книга.

Тендер (Gender)

В психологии — социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают оп­ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) ^является биологической ка­тегорией, социальные психологи часто ссылают­ся на те гендерные различия, которые обоснова­ны биологически, как на «половые».

Однажды художница Николь Холландер нари­совала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в са­мый холодный день года. Один говорит: «Зачем мне шапка, мне холод нипочем». Второй: «Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу». Кто из них мальчик, а кто — девочка? Вот уж не ду­маю, что вы, читатель, затруднитесь с ответом. Ведь каждая из приведенных фраз отражает об­щепринятый гендерный стереотип. В этой книге исследуется социально-психологическая природа тендерных ролей и стереотипов. А ведь от них за­висят и наша самооценка, и восприятие окружа­ющих, и выбор профессии, а в конечном счете, и все наше поведение.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯГЕНДЕРА

Социальная психология — это наука, изучаю­щая, как общество влияет на мысли, чувства и

поведение отдельного человека. А ее подраздел — социальная пси­хология гендера — занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдель­ный человек, группа или целое культурное сообщество. Пожалуй, что ни в одной области социальной психологии не найдется столь ярких примеров парализующей силы конформности, невозможно­сти отойти от навязанных обществом ролей и присущих человечес­кому сознанию принципов обработки информации.

Конформность (Conformity)

Тенденция изменять свое поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Предрассудок (Prejudice)

Неоправданно негативная установка по отношению к определен­ной группе и отдельным ее членам.

Дискриминация (Discrimination)

Неоправданно негативное поведение по отношению к определен­ной группе и отдельным ее членам.

Самоуважение (Self-esteem)

Всеобъемлющая оценка человеком самого себя, или чувство соб­ственного достоинства.

Гендерная роль (Gender role)

Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и жен­щин.

Стереотип (Stereotype)

Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы мо­гут бцть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Социальная психология гендера — это широчайшее поле для из­учения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия {social perception) и самовосприятия (self-perception), са­моуважения, возникновения социальных ролей и норм.

Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое соци­ально-психологическое исследование гендера очень политизиро­вано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это законо­мерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается ско­рее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).

Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пе­ресекается с тендерными исследованиями, поскольку «изучать ус­ловия, которые формируют и поддерживают социальное поведе­ние, означает изучать то, как культура выстраивает гендер» (Lott, 1991, р. 506).

Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х годов практически игнорировала тендерные отношения и даже не рассматривала жен­щин как дискриминируемую социальную группу.

Тендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь ког­да в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда — ведь они не были мужчинами.

Есть несколько подходов к описанию социальной психологии гендера. В этой книге, чтобы создать связную социально-психоло­гическую картину гендера, я использовала концепции как социаль­ной психологии, так и других областей науки, например психоло­гии развития (developmental psyhology).

Наши рекомендации