Конфронтация начальника и подчиненных

Единоначалие ограничивает каждого члена социума, его свободу личности. Противостояние между менеджментом и группой характеризуется следующими обстоятельствами:

- конфронтация со всей "правящей верхушкой", администрацией;

- конфронтация только с непосредственным начальником, линейным менеджером или, наоборот, только с высшими боссами;

- противостояние со всем менеджментом, сплоченным по вертикали;

- коллектив неоднороден в своем отношении к ситуации;

- не все одинаково не удовлетворены;

- не все имеют одинаковую степень пассионарности, в данном случае - социальной активности;

- сплоченность группы может быть только видимой и держаться на конформизме. Не секрет, что большинство людей трусливы и боятся идти против горластых заводил; такая сплоченность разрушается, как карточный домик, при первой же серьезной и умной акции руководства;

- во главе "бузы" обычно стоит кучка из двух-трех человек, а то и одна более или менее сильная личность.

Конфронтация может иметь несколько форм:

1) саботаж в той или иной степени явности. Сущность такого положения заключается в том, что всеобщий отказ от работы не наблюдается, но люди начинают работать почти как при "забастовке по-итальянски". Они ищут любые законные поводы, чтобы работать "спустя рукава". При этом, как известно, можно найти сколько угодно причин для того, чтобы объяснить невыполнение заданий. Кроме того, злостные саботажники (в основном старожилы предприятия) активно воздействуют на "болото". Особое давление они оказывают на ту часть коллектива, которая желает выкладываться (как правило, новички, вошедшие во вкус дела) и не согласна с конфронтацией. Сразу скажем, что именно этот здоровый сегмент должен стать основной опорой администрации в противостоянии. Кстати, саботаж может быть и справедливым;

2) открытая война, забастовочная ситуация. Люди не увольняются с предприятия, а начинают открытую войну с руководством в случаях:

- когда есть надежда на то, что уберут "плохого" директора или менеджера;

- когда уверены, что справедливость на их стороне;

- считают, что имеют шанс победить, ибо, если рассудить по совести, правда на их стороне (это, кстати, означает, что не вся вера в порядочность топ-менеджмента еще потеряна);

- когда уверены, что кроме них такую работу на таких условиях больше никто не сделает;

- когда не хотят уходить оттуда, куда много вложили "себя";

- учитывают, что предприятие должно выполнить срочный и важный заказ, поэтому нет времени заменять их другими исполнителями.

Различают несколько ситуаций:

- объективно права одна сторона;

- кто прав, а кто нет, очень трудно установить даже не "по понятиям", а по закону, зачастую, правыми здесь кажутся обе стороны;

- обе стороны не правы.

"Нелады" обычно возникают не по вине коллектива, а по вине или недосмотру менеджмента.

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

КОНТРОЛЯ ПЕРСОНАЛА

Необходимость скрытого наблюдения за персоналом может быть обусловлена разными причинами: от контроля его работы до проверки на лояльность к компании. Многие руководители особое внимание уделяют защите внутрифирменных сведений. Нередко средством такого контроля становится скрытое наблюдение за работниками компании, для этого устанавливают видеокамеры, прослушивают телефоны, просматривают сообщения электронной почты, контролируют посещаемые в Интернете сайты. Все это, конечно, позволяет в определенной мере обезопасить интересы бизнеса и одновременно проследить, как работники используют рабочее время, однако в ряде случаев такой контроль является незаконным и потому рискованным на предмет возможных судебных претензий со стороны недовольных работников. Кстати, проявление такого недовольства может быть инициировано либо спровоцировано конкурентами по бизнесу.

С помощью технических средств контроля большинство компаний преследует главную цель - не допустить утечки коммерческой информации. Нередко таким образом отслеживают также и изменения в настрое работников, а также фактическое использование ими рабочего времени. Многие фирмы обеспечивают своих работников не только телефонами и компьютерами, но и доступом в Интернет. При этом важно знать, насколько эффективно и в каких целях персонал использует предоставленные ресурсы. Особенно актуально это бывает в условиях возможного либо намечаемого сокращения численности персонала. Скрытое наблюдение по понятным причинам эффективно при отсутствии сдельной оплаты труда.

В этой связи немаловажную роль играет психологический фактор. Дело в том, что те работники, которые изначально при приеме на работу предупреждены о применяемой на фирме системе скрытого наблюдения, воспринимают это нормально. Совсем по-другому они реагируют, когда о скрытых камерах узнают случайно; в такой ситуации специалисты, как правило, замыкаются, творческий потенциал персонала снижается.

Конституция РФ - главный закон страны запрещает и сбор информации о частной жизни граждан без их согласия. А в случае скрытого наблюдения руководство фирмы получает несанкционированный доступ к личным сведениям работников. То есть, нарушены сразу две статьи Конституции РФ: ст. ст. 23 и 24. Поэтому возмущенный специалист может не только оспорить законность действий руководства, но и потребовать компенсации морального ущерба.

Многие юристы придерживаются мнения, что методы наблюдения за персоналом должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка. При этом работники должны быть ознакомлены с ними под роспись. Только в этом случае "прослушку" можно считать законной. Однако границы допустимого контроля весьма абстрактны. То, что работодатель вправе знать, сколько времени сотрудники тратят на личные разговоры по телефону, возражений, как правило, не вызывает. Однако не секрет, что руководители фирм иногда на основе данных скрытого наблюдения пытаются уволить неугодных работников. В этой связи напомним, что прослушивать телефонные переговоры можно только по решению судьи. Если же компания установила систему (либо элементы) "прослушки" самовольно, то какой-либо доказательственной силы полученные с ее помощью результаты иметь не будут. Это означает, что и дисциплинарное наказание должно быть признано незаконным. Поэтому уволить работника на основании данных такого контроля в любом случае нельзя. Более того, узнав о том, что разговоры прослушивались, а письма перехватывались, обиженный работник может обратиться в суд на предмет защиты нарушенных конституционных прав. Кстати, в частности, согласно ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" ограничение права допускается только тогда, когда данные "прослушки" имеют значение для уголовного расследования, а Закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ и вовсе запрещает сбор "информации, нарушающей личную тайну... тайну переписки, телефонных переговоров... физического лица без его согласия" (ст. 11).

Однако из любой ситуации, как известно, выход найти можно. Поэтому если руководство компании приняло решение на установку скрытых видеокамер или на "прослушку" служебных телефонов своих работников, его необходимо закрепить с достаточным обоснованием во внутренних документах в качестве метода контроля. Так, например, проверку электронной почты и просмотр сайтов, посещаемых работниками, можно обосновать защитой внутренней сети от вирусов. Для этого следует оформить приказ о том, что системный администратор должен просматривать всю информацию, поступающую на сервер. И эта же обязанность должна быть указана в должностной инструкции системного администратора. Однако это не дает права читать личные сообщения работников. На основании такого приказа можно просматривать только корпоративный почтовый ящик, предоставленный компанией. Поэтому надо быть готовым к возможным негативным последствиям контроля личной переписки работника через сети.

"Прослушку" телефонов как средство наблюдения за персоналом лучше не оформлять, поскольку это запрещено законом; всегда найдется желающий "сделать козу" руководству фирмы, а последствия могут развиваться не только в рамках КоАП РФ, но и УК РФ, причем инициировать их развитие могут не только заурядные недоброжелатели, но и хорошо подготовившиеся конкуренты, поэтому не надо своими руками создавать им такие возможности. Однако и здесь есть выход - можно ввести на фирме так называемый режим коммерческой тайны. Правда, в этом случае можно прослушивать телефонные разговоры только работников, допущенных к секретной информации, однако перечень такой информации определяется самой фирмой. Разумеется, список контролируемых работников должен быть утвержден распоряжением руководителя фирмы. И лучше, если это будет не список работников как конкретных физических лиц с указанием их Ф.И.О., а перечень должностей, подлежащих такому виду контроля, в таком случае ни о каком нарушении прав и речи быть не может. В уставе организации, конечно, также должно быть упомянуто о режиме коммерческой тайны, например записью типа: "Организация вправе определять состав и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, обязана обеспечить сохранность коммерческой тайны и требовать от работников ее сохранения".

Консалтинговые фирмы решить проблему могут проще - издать Положение об устных консультациях и указать в нем, что переговоры записываются для того, чтобы опровергать возможные претензии со стороны консультируемых клиентов. Правда, в этом случае о том, что разговоры записываются, придется извещать клиентов, но эту обязанность можно и нужно возложить на конкретных работников утвержденными руководством должностными инструкциями и тем самым переложить на них всю ответственность за неизвещение клиентов о записи разговора.

Установку скрытых видеокамер также не следует официально оформлять как метод наблюдения за работниками, достаточно утвердить Положение об охране помещений, записав в нем, что видеокамеры установлены в целях обеспечения безопасности тех же работников и контроля за самими помещениями. Разумеется, с этим документом работники должны быть ознакомлены под роспись. В этом случае доказать, что фирма вторгается в личную жизнь персонала, практически невозможно.

Однако при этом нельзя забывать о том, что работа в условиях полного контроля многих работников наверняка озлобит и в первую очередь пострадает атмосфера в коллективе, поскольку с применением тотального контроля сплоченной команды на фирме не создать.

Наши рекомендации