Инновационный потенциал личности
Творцом инноваций всегда является отдельный индивид. И тогда нам нужно рассматривать психологию отдельной личности с точки зрения ее способности к инновациям. Поэтому центральной проблемой психологии инновативности является проблема теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности. Можно предположить, что способность к инновационной деятельности или способность к творчеству — это врожденное свойство, которым наделены лишь отдельные люди. Тогда возникает вопрос — что собой представляет «творческий человек». Какие черты характера позволяют успешно заниматься творчеством?
Психологи-когнитивисты и другие ученые годами серьезно изучали способность к творчеству. Их работа развилась в школу, которая ставит своей задачей выявление важных составляющих «творческой личности». Большинство авторов выделяют следующие личностные черты творцов-инноваторов:
1) независимость. Личностные стандарты важнее стандартов группы, налицо нонконформизм оценок и суждений;
2) открытость ума: готовность охотно поверить своим и чужим фантазиям. Такой человек любит исследование и жаден до информации. У него есть талант к поиску проблем. Он интересуется опросами, на которые не найден ответ, предпочитает самые трудные проблемы, обладает ненасытной любознательностью, всегда готов к очередному вызову своим способностям, очередной головоломке;
3) гибкость ума. Может взглянуть на ситуацию с разных сторон. Выворачивает идеи наизнанку, задом наперед, вверх дном. Может отбросить заданный ряд предположений вопросом «А что если?» Любит метафоры и аналогии. Объясняет или описывает ситуацию, используя необычные образы или обороты речи. Способен к так называемому синектическому «остранению», т. е. умеет увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, «странное». Или, наоборот, умеет превратить самую неожиданную фан-тазию и, даже, бредовую идею в нечто очевидное, само собой разумеющееся;
4) готовность рисковать. Любит жить на грани. Ищет возбуждения и постоянной стимуляции. Легко пресыщается. Непрерывно ищет еще неисследованные территории. К поражениям относится здраво. Любит работать в областях, пограничных его компетенции; иногда импровизирует или даже начинает дело, повинуясь импульсу, без основательной подготовки;
5) высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
6) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию; личный эстетизм. Склонность делать сложное простым. Находит модель явления, ассоциации и сходства. Проявляет большую толерантность к двойственности, асимметрии и неопределенности;
7) уверенность в своих творческих способностях, в своей одаренности и в силе характера, и при этом объективность в оценке собственной работы. Спрашивает мнения о ней других. Учитывает и использует критику. Дает особенно хорошие результаты при наличии обратной связи;
8) самомотивация. Делает дело ради самого дела. Движим страстью решить задачу, страстью творить. Практически не интересуется вознаграждением, размером зарплаты или приработками. Не склонен менять свою работу на основе внешних форм мотивации -
оценки или аттестации. Не терпит контроля.
Возможно, к этим типичным чертам творцов-инноваторов следует добавить и такую характеристику, как отсутствие прямых меркантильных интересов в исследовательской деятельности.
Все вышеназванные характеристики мы можем объединить термином инновационное сознание. Инновационное сознание, являясь сферой нестандартного, или даже ненормального, отклоняющегося, девиантного, может быть определено как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены.
Инновационная готовность сознания во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния та или иная проблемная ситуация вызывает у человека. Эти состояния (активизм, индифферентность, страх), безусловно, оказывают влияние на результативность и