Тема 2. Основные этические понятия и категории в юридической деятельности
(форма проведения – семинар)
Цель занятия:дать характеристику основных этических понятий и категорий в юридической деятельности.
Вопросы к теме:
1. Понятие и особенность этических категорий.
2. Принципы этики в юридической деятельности.
3. Соотношение морали и права.
4. Основные противоречия морали.
5. Анализ и краткая аннотация научно-публицистических статей по заявленной проблематике.
Задания для самостоятельной работы:
Ответить письменно на следующие вопросы:
1. Раскройте содержание центральных понятий этики «добро» и «зло».
2. Хочу и должен. Неизбежно ли противоречие между ними?
3. Охарактеризуйте категорию долга. Каково соотношение морального и служебного долга?
Задание оценивается в 3 балла.
Литература:
1. Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. № 5. С. 19-21.
2. Зелепукин М. Законность и гуманизм // Законность. 2005. № 12. С. 32-33.
3. Кулыгин В. Правосознание, справедливость // Уголовное право. 2003. № 1. С. 119-120.
4. Малыгина М.А. Принцип справедливости, его значение и реализация в уголовном праве // Северо-Кавказский юридический вестник. 2004. № 4.
5. Пересыпкин А.С. Некоторые аспекты исследования конституционного правосознания // Государство и право. 2005. № 1.
6. Питецкий В.В. Категоризация преступлений и принцип справедливости в уголовном законодательстве // Государство и право. 2005. № 4. С. 91-94.
7. Порубов Н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика. Мн.: Выш. шк., 2003.
8. Самарина Н.В. Дуализм современного российского правопонимания // История государства и права. 2006. № 3. С. 4.
Тема 3. Профессиональная этика юриста (форма проведения – семинар)
Цель занятия:сформировать теоретические представления о профессиональной этики в общей структуре этики.
Вопросы к теме:
1. Профессиональная этика: понятие и сущность.
2. Раскройте специфику, предмет, задачи и цели профессиональной этики юриста.
3. Специальные способности и психологические качества юриста.
4. Профессиональная характеристика основных юридических специальностей.
5. Анализ и краткая аннотация научно-публицистических статей по заявленной проблематике.
Задания для самостоятельной работы:
Ответить письменно на следующие вопросы:
1. Раскройте содержание основных требований, предъявляемых к нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов.
2. Проанализировав материалы периодической печати, учебных и других пособий, приведите примеры поведения сотрудников правоохранительных органов в различных служебных и жизненных ситуациях. Оцените их с точки зрения основных нравственных требований, предъявляемых к такового рода деятельности.
Задание оценивается в 3 балла.
Литература:
1. Аракелов Ю., Джегутанов Б., Олейников В. Профессиональная этика юриста. СПб.: Питер, 2006.
2. Кобликов А.С. Юридическая этика. М.: НОРМА, 2000.
3. Порубов Н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика. Мн.: Выш. шк., 2003.
4. Этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. Г.В. Дубова. М.: Щит-М, 2004.
Тема 4. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности (форма проведения – дискуссия)
Дискуссия –форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике.
Цель занятия:раскрыть нравственные основы законодательства, отражающие деятельность правосудия.
Вопросы к теме:
1. Понятие и структура нравственной культуры.
2. Анализ нравственных основ законодательной базы деятельности специалистов в сфере юриспруденции.
3. Актуальные проблемы формирования российской правовой культуры.
4. Анализ и краткая аннотация научно-публицистических статей по заявленной проблематике.
Ход занятия:
I. Оргмомент – 20 мин.
Вступительное слово преподавателя: тема, обсуждаемые вопросы, структура занятия, вопросы к аудитории, на которые студенты отвечают с места:
1. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.
2. Соотношение правовых норм и норм нравственности.
3. Нравственное содержание процессуального законодательства
4. Нравственное содержание судопроизводства.
II. Обсуждение дискуссионных вопросов – 50 мин.
III. Итог занятия – 10 мин.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовиться к проведению дискуссии.