Формирование функционального базиса навыка чтения

Этот блок включает различные задания и упражнения, направ­ленные на коррекцию и развитие:

• пространственного восприятия, пространственных представ­лений;

• зрительного восприятия, зрительной памяти;

• слухового восприятия;

• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

• мелкой моторики, графомоторных навыков;

• зрительно-моторной координации;

• сукцессивных способностей;

• слухоречевой памяти;

• произвольного внимания.

КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как:

• способность строгого побуквенного анализа слов:

• быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

• способность схватывать Целостные образы слов;

• прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;

• прогнозирование, опирающееся на смысл;

• четкие глазодвигательные и речедвигательные операции.
Используются также задания и упражнения на формирование осмысленного чтения.

Занятие №1.

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

• «Пересчет пальцев».

1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (пер­вого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начи­ная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно­
временно.

2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагает­ся поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сде­лать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение вы­полняется обеими руками одновременно.

• Упражнение «Пальчики здороваются».

• Упражнение «Пальчики обнимаются».

• Упражнение «Позы пальцев».

Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различ­ные позы пальцев:

1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;

4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);

7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть;

8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрям­лены.

Упражнения на координацию рук.

• Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­ками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью.
Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскры­той ладонью.

• Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­ками: правой, сжатой в кулак (на ребре), и левой — ребром ла­дони. Затем наоборот.

• Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается вы­
полнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком
по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия

• Задание «Запомни и зарисуй». Ученики в течение 7—10 сек. Рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами. Затем табличка убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.

• Работа с изографами. Детям показываются картинки, на кото­рых изображены буквы, составляющие слово. Эти буквы рас­положены в необычном ракурсе, в виде того предмета, о кото­ром идет речь. Задача ребенка прочитать слово и показать
указкой каждую букву.

Коррекция навыка чтения

• Составление предложения из слов, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного предложения обыч­ным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

• Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.

Наши рекомендации