Завершение: обсуждение игры
- Что вам понравилось в игре?
- Что вызвало затруднения?
- Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?
- Можете ли вы припомнить жизненные ситуации, которые вызывали бы у вас сходные эмоции? Кто готов поделиться своей историей с группой?
Процедура 3: Упражнение “ Работа с чужой ленью”
Время:20-40 мин
Источник: http://azps.ru/training/communication/rabota_s_chuzhoy_lenju.html
Цель: побуждать других людей к действию и - в целом - на развитие коммуникативной компетенции участников.
Ведущий организует небольшой разговор про лень и ее природу. Тезисы, которые стоит рассмотреть:
1. Энергия человека это один из его основных жизненных ресурсов, просто так никто не будет тратить свою энергию.
2. Исключение могут составить худеющие люди, которые специально "сжигают килокалории". Однако даже у них есть лишь специально отведенное время для этого "сжигания", в остальное время они как и все живут согласно инстинкту сохранения энергии.
3. Есть люди более экономные (ленивые), есть менее (энергичные). Первые делают что-то, если "уж очень прижало" или "минимум действия - максимум результата". Вторые могут хвататься за все подряд, но и они почти никогда не выкладываются на все 100%.
4. Если хочешь кого-нибудь побудить сделать что-то, надо: а) показать, что это важно и принесет значительный вариант, б) сразу же объяснить, что трудов надо потратить минимум.
5. Все люди склонны к тому или иному самообману. Но у ленивых этот самообман проявляется особенно ярко: в ход могут идти какие угодно отговорки. Работать с отговорками очень сложно, поэтому: в) желательно вообще не давать человеку возможность изложить свои отговорки, г) если дело дошло до отговорок, то решительно отметать их, апеллируя при этом лишь к интересам собеседника.
Само упражнение состоит из того, что участники при поддержке ведущего отрабатывают конкретные способы:
а) как показать важность и значительность дела,
б) как показать легкость дела,
в) как можно ограничить человека в возможностях отговориться,
г) как можно парировать отговорки.
В упражнении минимум игровой составляющей, максимум рассуждений. Для затравки разыгрывается небольшая ролевая игра, в которой, например, один предлагает другому сходить вечером на футбол (хоккей, спектакль, концерт). Одна и та же сценка с участием одних и тех же участников может проигрываться множество раз.
Ведущий собирает идеи участников по каждому из четырех пунктов и записывает их на отдельном листе ватмана.
Надо обязательно обратить внимание участников на то, что способы - это не только слова, жесты, интонации, эмоции и т.п., но еще и манипулирование ситуацией. Можно, например, для того, чтобы у человека было меньше шансов на изложение своей отговорки, в некоторых случаях предложить ему дело по телефону.
Завершение: В конце проводится обсуждение-резюме. По каждому из четырех пунктов надо выбрать тройку наиболее действенных методов.
Процедура 4: Упражнение “ Сам себе театр”
Источник: http://azps.ru/training/communication/sam_sebe_teatr.html
Время:40 мин-1 час
Цель: частники сообща придумывают сценарий спектакля, в котором один из них или несколько являются главными героями.
Ведущий объясняет, что сейчас совместными усилиями будет создаваться сценарий театрального спектакля. Можно пошутить: "Если получится хороший, его даже можно продать какому-нибудь театру или просто подарить". Заранее рассказывается порядок:
1. Вызывается доброволец.
2. Он вспоминает и рассказывает какую-нибудь интересную историю из своей жизни.
3. Доброволец должен выразить согласие, что эту историю "поставят на любой театральной площадке мира".
4. Он же высказывает предположения о том, на что в этом сценарии следует сделать акценты.
5. Далее всеобщими усилиями, в свободном порядке составляется сценарий, такой сценарий, который действительно мог бы принести успех театру.
Ведущий перед началом обсуждения отмечает то, что для успеха постановки важны не только сценарные линии, но и внешние эффекты: крики, слезы, смех, театральные позы, антураж и прочее. Далее, уже по ходу выполнения упражнения, ведущий подталкивает участников к тому, чтобы они не стеснялись здесь и сейчас показывать те или иные позы, жесты и т.д.
Если упражнение не сильно затянулось и принесло много эмоций, его можно повторить. Ведущий может предложить не загонять себя в рамки. Если кто-то хочет - можно добавить фантастических элементов. Если кто-то очень захочет тоже войти в число главных героев - "милости просим".
Завершение: В конце проводится обсуждение:
- Согласны ли вы с Шекспиром, который сказал, что весь мир театр, а люди в нем актеры?
- Если бы вам доверили написать сценарий собственной жизни, в каком жанре написали бы его (комедия, трагедия, фарс...)?
- Какому человеку вы бы сами доверили написание сценария собственной жизни?
- Пришли ли вам в голову какие-то интересные идеи во время написания сценария? Может быть, вы сделали какие-то забавные наблюдения над другими участниками?
Процедура 5: Упражнение “Ты ушел, а...”
Источник: http://azps.ru/training/communication/ty_ushel_a.html
Время:20-40 мин
Цель: Направлена на развитие письменной речи.
Ведущий напоминает участникам о важности культуры письменной речи. Может случиться так, что от того, насколько грамотно и эффектно будет оформлено то или иное письменное сообщение, может зависеть и карьера человека, и его судьба. В век бурного развития информационно-коммуникационных технологий это соображение вдвойне плодотворно. Через интернет можно связаться с человеком в другом конце света, находящимся в иной социальной группе. Если твое сообщение заинтересует его, тронет, это может быть началом плодотворного сотрудничества или просто интересного общения.
Ведущий предлагает вспомнить известное короткое письмо, которое написал А.М. Горький своему сыну:
Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.
Участникам предлагается написать что-то подобное. Поскольку у письма должен быть свой конкретный адресат, ведущий предлагает следующее: один из участников на время (примерно 10 минут) выходит из тренингового зала. Остальные участники должны за это время попробовать написать короткое письмо, адресованное этому ушедшему человеку. При этом каждое письмо должно начинаться с фразы: "Ты ушел, а..."
Когда все письма будут написаны, ведущий их собирает. Перед этим он отмечает, что письмо можно подписать своим настоящим именем, можно любым вымышленным, можно вообще не подписывать. Когда вышедший игрок возвращается, ведущий передает ему стопку писем. Этот игрок просматривает по очереди каждое письмо. Если желает, то оглашает его содержание.
Упражнение можно повторить еще 1-2 раза.
Завершение: В конце проводится анализ:
- Что самого сложного было в написании письма?
- Какие обороты понравились больше всего?
- Обязательно ли писать длинные письма? или можно обойтись коротким сообщением?
- Что чувствовали адресаты во время прочтения писем?
Если кто-то из участников пожелает, то может рассказать о собственном случае из реальной жизни, когда полученное письмо или простое сообщение произвело сильный эффект.
Процедура 6: Упражнение “ Дискуссия”
Источник: http://azps.ru/training/127.html
Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; - совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Время:15 мин
Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Завершение:Тяжело ли было договориться?
Процедура 7: Подведение итогового знания.Упражнение” Выход из контакта”
Источник: http://azps.ru/training/outgo.html
Цель:Выйти из контакта,особенно когда опаздываете
Время:10-15 мин
Участники разбиваются по парам.
Вводная: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта»
Комментарий : Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем "знакомый".
Вопросы рефлексии: Какое настроение у вас сейчас, с чем уходите, понравился ли вам тренинг и чем, каково ваше мнение о проведённом тренинге, каково ваше мнение о работе тренера?
Встреча 5:
1.Приветствие (С чем пришли,как самочувствие,чего ожидаете от занятие?)
2.Разминка “ Переправа”
3.Упражнение “ Всеобщее внимание”
4.Упражнение “ За кругом”
5.Упражнение “Ответ на агрессию”
6.Упражнение “ Техники слушания”
7.Подведение итогового знания.Упражнение” Социограмма
”
Ход занятия:
Процедура 1:Приветствие.С чем пришли,какое самочувствие,чего ожидаете от тренинга?
Цель:Повысить внимание участников группы
Процедура 2: Разминка.Упражнение “ Переправа”
Источник: Цели:
· интеграция группы за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды;
· обратить внимание участников группы друг на друга, объединить их для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства;
· способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Размер группы: в идеале — 12-16 человек, но можно проводить игру и в более крупной группе. В случае если участников больше 24, стоит разделить их на две команды и даже провести между ними соревнование на скорость, с которой каждая из подгрупп осуществит свою «переправу».
Ресурсы: стулья для каждого участника для первого варианта игры, мел или скотч для второго варианта, длинное бревно или бордюрный камень — для третьего.
Время: от 10 мин. до часа и даже более (в третьем варианте игры).
Вариант № 1
Возьмите каждый по стулу и составьте их в плотный круг сидениями внутрь. Садитесь и послушайте, пожалуйста, задание. Вы — группа путешественников, (26:) вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будете помогать друг другу, заботиться о товарищах.
В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом, не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место, поддерживать советом и делом — все это не просто разрешено, но желательно…
Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке). Время от времени я буду убирать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы, я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рад поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в ходе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь.
А теперь поднимитесь, пожалуйста, на стулья! Успеха! Переправа началась…
Вариант № 2
Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстоянии примерно 30 см от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться во всю длину комнаты, разметить ее можно либо мелом, либо цветной или белой клейкой лентой. Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей.
Я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам нешуточной опасности. Черта, которую вы видите (27:) перед собой, — это не просто линия. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет вам надежду остаться в живых.
По моему сигналу вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (т.е. не сорвавшись). Я напоминаю свои слова про скалы «причудливой формы», так что не стойте, как стойкий оловянный солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, организуйте блоки — завалы... Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»… Главное — не причинять никому вреда и боли. Как только первый участник преодолеет часть переправы, следующий за ним игрок может превратиться из скалы в человека и начинать свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливится успешно завершить переправу не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в свою очередь в неприступную скалу. Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет маршрут.
Это упражнение великолепно снимает напряжение между незнакомыми людьми. Телесный контакт и азарт игры, безусловно, сплачивают группу. Понятно, что для участия в такой переправе на игроках должна быть подходящая одежда, позволяющая свободу передвижения и маневра.
Ведущему необходимо быть внимательным и моментально пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. К цели, но не любой ценой! (28:)
Вариант № 3
Лучше всего, если этот вариант игры вы проведете на улице в тихом месте, где можно сосредоточиться и где есть достаточно длинный и неразрушенный бордюрный камень на кромке тротуара. (Менее удачен вариант, когда вместо бордюра используется бревно: округлости бревна создают дополнительные сложности. К тому же необходимо бревно, длинное настолько, чтобы вместить всех игроков и чтобы остался запас хотя бы в 3 м).
Вся команда становится на бордюр — ноги на ширине плеч, плечом к плечу. На расстоянии 2 м от первого и от последнего игрока на бордюре проводится мелом или углем черта. За эту черту нельзя заступать, она — граница игрового поля.
Задание этой переправы то же, что и в предыдущем варианте. Но там каждый игрок должен был преодолеть сопротивление команды, здесь же задание требует концентрированного сотрудничества каждого участника команды с партнерами. Первый игрок начинает: проходит, передвигаясь исключительно по бордюру, через всю шеренгу, не свалив ни одного из игроков (так как каждое касание земли — это не только оплошность конкретного игрока, но и проигрыш всей команды: переправа начинается заново! Даже, если речь идёт о последнем игроке в шеренге). Этот текст неслучайно был выделен графически, потому что в этих строках — соль игры. Чтобы переправа прошла успешно, игроки один за другим проходят всю шеренгу, занимая свое место в конце. Вся цепочка естественно передвигается вперед, обеспечивая проходящим свободу маневра.
Перед началом игры тренер дает команде время придумать и испытать стратегию и тактику (29:) переправы. Это необходимо потому, что способов переправы несколько (как минимум четыре, хотя, наверное, можно придумать и дополнительные!). Во-вторых, как только игра начнется, участникам будет запрещено переговариваться. Переправа будет проходить в абсолютной тишине. Это усиливает напряженность игры, способствует сосредоточению на задаче. Если тренер сочтет это необходимым, он может предупредить команду, что разговоры приводят к поражению точно так же, как и касание игроком земли.
Это наиболее сложная из всех вариантов переправ, приведенных здесь. Жесткие правила игры приводят к тому, что она длится порой больше часа. Интересно проследить, как меняется настроение группы в ходе игры, как участники реагируют на сбои: начинают нападать на тех, по чьей вине приходится начинать игру сначала или поддерживают ошибившихся. Наверняка в ходе игры команда будет испытывать и кризис веры в успех задачи. Кто и каким образом подвигнет товарищей на продолжение эксперимента? Или, может быть, разочарование будет столь велико, что пораженческие настроения возобладают и команда прекратит игру, сдавшись? Все эти наблюдения помогут тренеру провести послеигровое обсуждение.
Процедура 3: Упражнение “ Всеобщее внимание”
Источник: http://azps.ru/training/120.html
Время:15 мин
Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, - формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.
Завершение:Удалось ли вам привлечь внимание?Какие методы вы использовали для привлечения внимания?
Процедура 4: Упражнение “ За кругом”
Источник: http://azps.ru/training/22.html
Время: 10-20 минут
Цель: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.
Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.
Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)
Дискриминация, как ущемление прав меньшинства, достаточно широко распространена в нашем обществе. Причем в случае с наркозависимостью дискриминируемыми могут быть как те, кто употребляет наркотик, так и те, кто находится рядом с наркоманами. Важно понять, что, ущемляя права меньшинства (например, пытаясь решить проблему наркомании только карательными методами), мы чаще всего лишь усиливаем напряжеженность, отчуждение, еще больше осложняем ситуацию. Кстати, это упражнение может продемонстрировать и противоположный пример: как, руководствуясь естественными человеческими чувствами, участники группы оказывают помощь тем, кто оказался за кругом.
Завершение:Удалось ли вам не пустить в круг?Тяжело ли вам было войти в круг?Что при этом чувствовали?
Процедура 5: Упражнение “Ответ на агрессию”
Источник: http://azps.ru/training/2/trn17.html
Время:не ограничено
Цель:Выявить уровень агрессивности
1 этап. Участникам дается краткая информация о способах конструктивного реагирования на агрессию в давление
2 этап. Участники делятся на три группы, каждая из которых получает бланк с написанными на нем фразами агрессивного контакта. Задача участников в группах – вписать в бланк варианты ответов, используя один из предложенных приемов. На эту работу дается не более семи минут, мотивируя это тем, что в разговоре обычно нет времени долго думать над ответом. А в упражнении будет возможность обменяться удачными вариантами ответов в коллективном обсуждении.
3 этап.Участники отвечают на фразы, зачитываемые тренером. При этом принимается ответ от каждой группы. На доске параллельно отмечается, к какому типу реакции на агрессию относится тот или иной ответ. В ходе упражнение участники могут записывать с рабочие тетради наиболее понравившиеся варианты ответов. Если в ходе работы отмечать, какое число ответов каждого типа было использовано участниками, получится сводная картина приоритетный для данной способов ответа на агрессию.
Бланки для работы
1. Мы оценили Вашу работу и нам показалось, что Вы не знаете элементарных основ своей профессии. | |
2. Наши молодые сотрудницы утверждают, что Вы их сексуально провоцируете. | |
3. И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой внешностью? | |
4. Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас? | |
5. Возникает ощущение, что из-за свойственной Вам небрежности, Вы способны сильно подставить нашу фирму. | |
6. Вы понимаете, что в связи с отсутствием у Вас опыта, Вы можете претендовать только на минимальную зарплату? | |
7. Мне кажется, у Вас нет перспектив в нашей организации. | |
8. Почему Вам постоянно звонят в рабочее время какие-то посторонние люди? Создается ощущение Вашей неорганизованности. | |
9. Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с руководством. | |
10. Почему устраиваясь к нам на работу, Вы не предупредили, что беременны? | |
11. Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других? | |
12. Ох и зануда же Вы, и это не только мое мнение, но и мнение всего коллектива. |
Вопросы агрессивного контакта
1. Зачем вы сюда пришли. Неужели вы думаете, что можете представлять для нас интерес… | |
2. А Вы вообще кто такие… | |
3. Знаете, есть люди гораздо более опытнее Вас в этом вопросе | |
4. У меня нет времени Вас слушать | |
5. Если мы заинтересуемся Вашим предложением, мы Вам перезвоним. | |
6. Мы оценили Вашу работу и нам показалось, что Вы не знаете элементарных основ своей профессии. | |
7. Наши молодые сотрудницы утверждают, что Вы их сексуально провоцируете. | |
8. И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой внешностью? | |
9. Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас? | |
10. Возникает ощущение, что из-за свойственной Вам небрежности, Вы способны сильно подставить нашу фирму. | |
11. Вы понимаете, что в связи с отсутствием у Вас опыта, Вы можете претендовать только на минимальную зарплату? | |
12. Мне кажется, у Вас нет перспектив в нашей организации. | |
13. К сожалению, похоже что мы с Вами не сработаемся. | |
14. Почему Вам постоянно звонят в рабочее время какие-то посторонние люди? Создается ощущение Вашей неорганизованности. | |
15. Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с руководством. | |
16. Почему Вы постоянно подаете в своих отчетах искаженную информацию? | |
17. Почему устраиваясь к нам на работу, Вы не предупредили, что беременны? | |
18. Нам, руководству, кажется, что Ваш приход в отдел плохо сказался на взаимоотношениях наших сотрудников. | |
19. Вам не кажется, что Вы слишком часто критикуете других? | |
20. К сожалению, на мой взгляд, Ваш конкурентоспособный потенциал приближается к нулю. | |
21. Ох и зануда же Вы, и это не только мое мнение, но и мнение всего коллектива. | |
22. Вам не кажется, что надо быть более разборчивым в личных контактах? | |
23. Анализируя результаты Вашей работы, я прихожу к выводу, что Вы больше работаете на конкурентов. | |
24. По-моему, Вы в последнее время меня подсиживаете? Стремитесь на мое место? | |
25. Знаете, Ваши семейные проблемы все более негативно отражаются на Вашей профессиональной успешности. | |
26. Такое ощущение, что Вы специально отпугиваете наших покупателей. | |
27. С чего Вы взяли, что можете мне понравиться как сотрудник, и я Вас возьму на работу ? | |
28. Были мнения, что Вас можно использовать в управленческой работе, но есть большие сомнения, что Вы с этим справитесь. | |
29. Я думаю, что Вы не отрабатываете свою зарплату. Вывод один: будем понижать Вас в должности. | |
Завершение:Какие были ваши ощущения от проделанной работы? | |
Процедура 6: Упражнение “ Техники слушания”
Источник: http://azps.ru/training/130.html
Время:10-20 мин
Цель: развитие навыков активного слушания
Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.
Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.
Завершение:Удалось ли вам зафиксировать реакции слушающих?
Тяжело ли было продолжать рассказ при реакции слушающих?
Процедура 7: Подведение итогового знания.Упражнение” Социограмма
Источник: (источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
• развить способность анализировать информацию о человеке, особенностях его поведения и характера;
• проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.
Размер группы: желательно не очень большой. Группа от 8 до 15 человек для этого упражнения идеальна.
Ресурсы не требуются.
Время: для группы оптимальных размеров это упражнение потребует от 40 мин. до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитическую работу.
Ход игры
Социограмма — это одна из техник психодрамы, точнее даже — социодрамы, когда группой отслеживаются в образной форме какие-то общие темы или проблемы. Вот и в нашем случае группе предлагается выбрать «лакмусовые» ситуации, по которым она хочет высказаться, определяя в ходе упражнения отношения каждого участника команды к остальным игрокам.
Тренер обращается к группе и просит понять, что зачастую наша оценка, наш выбор — это проявление
лишь одного субъективного взгляда на вещи. Поэтому выбор или невыбор кого-то из участников группы -это отражение субъективных пристрастий (а порой и собственных проблем) выбирающего. Необходимо понять это, чтобы видеть решения товарищей по группе в верной пропорции. Не впадать в панику и депрессию, если кто-то критически высказался в ваш адрес. Реалистично, а не в эйфории реагировать на комплименты. Относиться к высказываниям товарищей не как к приговору или хвалебной песне, а скорее как к материалу для размышления о том, как вас воспринимают окружающие и что является причиной подобного восприятия.
Для того, чтобы получить более объемную и реалистическую оценку, каждый раз у группы будут две, а то и три возможности выбора. Так что если вы не выбраны в первом круге, у вас есть возможность иного результата при повторном голосовании.
Возьмем для примера задачу: вся наша группа — коллеги по работе, один из отделов компании. Вы получили возможность выбрать себе начальника из числа коллег. Кого вы выберете?
Отвечая на поставленный вопрос, каждый должен будет подойти к своему избраннику и положить ему руку на плечо. Так вся группа выстроится в некие цепочки разной длины и степени «ветвистости». После того, как все выборы сделаны, тренер начинает расшифровку полученной социограммы.
Здесь есть свои законы: разматываем клубок от периферии к центру, которым является человек, получивший максимальное количество выборов. Количество выборов может служить индикацией максимального проявления у того или иного игрока качества, о котором идет речь.
Расшифровка заключается в том, что, подойдя к концу одной из цепочек, мы просим игрока объяснить выбранному человеку причины выбора. При этом он обращается к своему избраннику напрямую:
- Я считаю именно тебя, Борис, наиболее подходящим на эту роль. Мне важно, что ты умный и реалистичный человек. Опыт нашего участия в тренинге подсказывает также, что ты умеешь выслушать другого и тебе не свойственен эгоизм. Поэтому я и выбираю тебя начальником отдела.
Так один за одним участники группы рассказывают друг другу о причинах своего решения. Сразу вслед за первым голосованием проводим второй, а если необходимо, и третий круг.
Темы для выбора могут быть разными:
- У кого вы были бы готовы занять деньги?
- К кому вы обратились бы в сложную минуту?
- С кем вы отправились бы в путешествие?
- Кто из участников группы вас больше всего раздражает?
- Чьим соседом по дому вы хотели бы быть?
Завершение: обсуждение социограммы.
Насколько вы могли предсказать результаты выборов? Были они неожиданными для вас, когда это касалось вас самих или других участников группы?
Предложите свои варианты «лакмусовых» вопросов или ситуаций для выбора.
Вопросы рефлексии: Какое настроение у вас сейчас, с чем уходите, понравился ли вам тренинг и чем, каково ваше мнение о проведённом тренинге, каково ваше мнение о работе тренера?
Подведение итогов:Как вам тренинг?Научились ли вы чему-то новому?Пригодятся ли вам знания,которые получили здесь в реальной жизни?Удалось ли вам развить свои коммуникативные навыки?