Глава 6 вина

Великий индийский поэт воспел на санскрите хвалу вине: "О, этот

инструмент со струнами из жил! Смотря на него, касаясь его, слыша его,

можешь стать свободным, даже если убьешь брамина!" А убийство брамина

считалось самым тяжким из всех грехов. Этот инструмент был изобретен

Господом Иогинов Шивой, чье имя также Махадэва. Он дал миру опыт всей своей

жизни в практике Йоги, и его почитают в Индии как божество. Его писания

считаются святыми. Он был великим мастером дыхания и отшельником; он жил в

горах, где подолгу сидел, дышал вольным воздухом широких горизонтов Востока,

и практиковал мантры -- слова и фразы, изменяющие все существо человека.

Затем он захотел сделать некий инструмент, который бы использовался для

достижения высочайшего блаженства посредством музыки. В лесу он срезал кусок

бамбука. Потом он взял две тыквы, выдолбил их и привязал к этому бамбуку. Он

сделал струны из жил животных и привязал их к инструменту; так он создал

свою первую вину и в одиночестве практиковался на ней. Рассказывают, что

когда олень в лесу услышал его игру, он произнес: "Сделай струны из моих

собственных вен и натяни их на свою вину, но пока я жив, продолжай играть".

Махадэва сделал свой инструмент в помощь человеческому телу и уму, с учетом

их различных состояний утром, в полдень, днем, ночью и когда пробуждается

заря. Он обнаружил, что каждое время дня и ночи на тело и душу человека

производит свое определенное действие и что ритм, присущий этому

определенному времени, должен быть предписан психологически и мистически для

того, чтобы возвысить душу. Поэтому психологические основы музыки были

заложены Махадэвой в науке, называемой рага, что значит "эмоция" -- эмоция

контролируемая и используемая для наилучшей цели. Когда его супруга Парвати

увидела этот инструмент, она сказала: "Я должна изобрести свою вину". Она

взяла половинки тыкв и сделала другой вид вины, -- вину Сарасвати. Так

получились две вины; на одной играют мужчины, на другой -- женщины. На этом

втором инструменте можно извлекать не только диезные или бемольные ноты, но

даже и микротоны, и таким образом музыка становится богаче. Но в

совершенстве овладеть наукой микротонов столь сложно, что это занимает всю

жизнь.

Музыканты Индии посвящают двенадцать часов в день или более практике

различных ритмов, импровизируя с ними. И в конце дня они создают такой

психологический эффект, что это уже не музыка, а магия; магия, которая может

потрясти и проникнуть в самое сердце человека. Это мечта, медитация; это

рай. Слушая ее, человек чувствует себя в другом мире. Хотя их музыка почти

неизвестна. Вместо того, чтобы исполнять ее перед тысячами людей, только

один, два или три человека того же качества и природы собираются вместе,

чтобы сполна насладиться этой музыкой. Если присутствует посторонний

элемент, то музыкант не чувствует себя вдохновленным. Однажды один музыкант

был приглашен играть на вине. Он пришел и его приветствовали. Он снял чехол

со своей вины. Потом он посмотрел туда и сюда и нашел некий диссонанс. Тогда

он упаковал свою вину, простился и собрался уходить. Присутствующие

почувствовали разочарование и умоляли его сыграть; но его ответ был: "Что бы

вы не дали мне, все равно я не склонен играть". Это сильно отличается от

составления программы на месяцы вперед. Музыкант на Западе шесть месяцев

привязан к исполнению определенной программы; он беспомощен. Но в таком виде

это не музыка, это труд, это делается механически. Певец на Востоке никогда

не знает, что он будет петь, пока не начнет петь. Он чувствует атмосферу

места и времени и тогда начинает петь или играть все, что приходит ему на

ум. Это особая вещь. Я не хочу сказать, что музыка этого типа должна быть

вселенской, универсальной музыкой; она просто принадлежит некому

вдохновленному человеку в уединенном месте.

Музыканты в Индии сейчас вымирают из-за отсутствия признания и

понимания. Те властители, те гуру, те учителя высокого вдохновения, что жили

в прошлом, высоко ценили эту музыку. Но даже в Индии люди становятся более

индустриализированными и более материалистичными, и музыка умирает. Сейчас

живы лишь некоторые из тех музыкантов прошлых времен, что могли очаровывать

всех слушающих; но они едва ли просуществуют долго. Среди миллионов еще

живы, может быть, три или четыре, да и они исчезнут через несколько лет.

Возможно, однажды Западный мир пробудится для индийской музыки, как сейчас

Запад пробуждается для поэзии Востока и начинает ценить работы таких

мастеров как Рабиндранат Тагор. Придет время, когда люди будут искать музыку

этого типа, но не найдут ее, -- будет слишком поздно. Но нет сомнений в том,

что если эта музыка, являющаяся магией и построенная на психологической

основе, будет представлена на Западе, она с корнем вырвет такие вещи как

джаз. Кажется, что люди балуют и портят свои чувства; такая музыка разрушает

тонкость их чувств. Каждый день тысячи танцуют под джазовую музыку и

забывают про тот эффект, который она производит на их дух, на их ум, на их

тонкие чувства. Был один принц из Рампура, который хотел изучать музыку у

великого учителя. Но учитель знал характер этого принца, обожающего музыку,

и он понимал, что многие музыканты хотели бы продемонстрировать свой талант

перед ним. Он сказал: "Я могу учить тебя только при одном условии: я не

хочу, чтобы ты слышал какого-нибудь музыканта, который не является

совершенным артистом, так как твое чувство музыки не должно быть разрушено;

оно должно быть сохранено для изысканной музыки, оно должно быть в состоянии

оценивать ее тонкие нюансы". Когда уровень образования публики разрушает

утонченность ее музыкальной оценки, нельзя помочь тому, что люди

предпочитают джаз и не любят слушать реальную музыку. Вместо того, чтобы

идти вперед, они движутся назад. А если музыка, являющаяся центральной темой

всей человеческой культуры, не помогает людям идти вперед, то это большое

несчастье. Музыка вины очень похожа на человеческий голос. Если бы вы

услышали игру вины, то вы бы никогда не подумали, что это инструмент. И хотя

музыка вины не обладает таким магнетизмом, как голос самого человека, но она

более притягательна, более впечатляет; а вся изысканность человеческого

голоса и его шелковистая структура доведены до совершенства в звуке вины.

Глава 7 ПРОЯВЛЕНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОМ ПЛАНЕ

Современная наука недавно открыла, что на определенных пластинах

отпечаток звука может быть ясно видимым. В действительности отпечаток звука

ясно падает на все предметы, только он не всегда видим. На определенное

время он остается на предмете, а затем исчезает. Те, кто научно изучал

различные отпечатки, созданные звуком, обнаружили четкие формы листьев,

цветов и других природных вещей; и это является доказательством истинности

веры древних людей в то, что созидающий источник в своем первом шаге к

проявлению был слышимым, а в следующем шаге -- видимым. Это также

показывает, что каждая форма -- все, видимое нами в этом объектном мире,

было сконструировано звуком и является феноменом звука.

Когда мы глубже смотрим на этот предмет с мистической точки зрения, мы

видим, что каждый слог является определенным действием. Поскольку форма

звуков различна, то всякий слог имеет свой особый эффект; и поэтому каждый

изданный перед объектом звук или каждое произнесенное перед ним слово

заряжает этот объект определенным магнетизмом. Это объясняет нам метод

целителей, учителей и мистиков, которые властью слова заряжали предмет своей

целительной силой, -- силой своей мысли. И когда этот предмет давали в виде

пития или еды, это приносило желаемый результат. Кроме того, многие мастера

оккультных наук, которые общались с невидимыми существами силой звука,

делали еще более замечательные вещи. Силой звука они создавали существ;

другими словами, силой звука они давали тело душе, духу, превращая его в

некое существо, которое все же не есть физическое существо, а существо

высшего типа. Они называли таких существ муваккали; и они действовали через

этих существ, используя их для определенной цели в разных направлениях

жизни.

Физический эффект звука также имеет большое влияние на человеческое

тело. Весь механизм тела -- мускулы, циркуляция крови, нервы -- все

приводится в движение силой вибрации. И в нем существует резонанс для

каждого звука, так что тело человека является живым звуковым резонатором.

Хотя с помощью звука можно легко создать резонанс в таких веществах, как

латунь и медь, но не существует лучшего и более подвижного резонатора звука,

чем человеческое тело. Звук производит эффект на каждый атом тела, и каждый

атом звучит в ответ; на все железы, на циркуляцию крови и пульс звук имеет

свое влияние. В Индии каждый год отмечается праздник, на котором люди чтят

память великих героев прошлого и скорбят о трагедии их жизни; там играют на

особых инструментах, на определенного вида барабанах, -- иногда очень плохо,

иногда лучше. И есть некоторые люди, которые, услышав эти барабаны, сразу же

впадают в экстаз; потому что звук барабана проникает непосредственно во всю

их систему, поднимая ее на определенную высоту, где они чувствуют экстаз. И

когда они в экстазе, они могут прыгнуть в огонь и выйти из него

необожженными; они могут резать себя мечом и мгновенно исцеляться, они могут

глотать огонь и не сгорать. Это можно наблюдать каждый год в соответствующее

время. Они называют такое состояние Халь. Слово "Халь" и означает

"состояние"; это подходящий термин, потому что люди, слыша барабан, думают

об этом состоянии, и тогда они входят в него. Им не нужно быть очень

образованными, чтобы войти в транс, или слишком развитыми; иногда это весьма

обычные люди; но звук может оказывать на них такой эффект, что они

приводятся в состояние возвышенного экстаза.

Врачом из Сан-Франциско, доктором Абрамсом, был поднят вопрос о том,

как происходит внезапное исцеление раны от меча во время экстаза. Хотя все

остальные доктора не соглашались с ним, он интуитивно почувствовал, что с

помощью вибраций болезнь может быть излечена. Но вместо того, чтобы искать

силу вибраций в слове, он хотел найти ее в электричестве. Но принцип тот же

самый: он взял норму вибраций тела и такой же дозой электрических вибраций

обрабатывал элементы тела. Он начал получать некоторые положительные

результаты, но это предмет, требующий, по меньшей мере, столетия для своего

полного развития. Это широкая тема, а то было только начало; поэтому все еще

нет конца ошибкам; но в то же время, если человечество отнесется к этому

терпеливо, то после многих лет может получиться что то, что получит широкое

использование в медицинском мире. Пример людей, вошедших в экстаз,

показывает, что если человек, ранив себя, может излечиться в тот же момент,

то он создал такое состояние в своем теле, что его вибрации могут немедленно

исцелить любую рану. Но когда тот же человек не находится в таком состоянии,

тогда его рана не заживает сразу; он должен находиться в этом особом

состоянии; вибрации должны работать в определенной степени. На Востоке есть

одна школа Суфиев, которая называется Рифаи. Главной целью этой школы

является увеличение власти духа над материей. Такие эксперименты как

поедание огня, прыжки в него или разрезание тела производятся для того,

чтобы обрести силу и контроль над материей. Секрет всех этих феноменов

заключается в том, что силой слов они пытаются настроить свое тело на такую

высоту вибраций, где ни огонь, ни разрез, -- ничто не может затронуть тело.

Поскольку вибрации их тел становятся равны вибрациям огня, следовательно,

огонь не имеет на них воздействия.

Теперь вернемся к вопросу о музыке: почему музыка оказывает такой

эффект на человека, почему кто-то естественным образом любит музыку? Не

потому, что он подготовлен или привык, но потому, что притягательность есть

естественное действие звука. Могут спросить: почему бывает так, что у

некоторых людей музыка не вызывает никаких чувств? Это потому, что чувство

еще не родилось в них. В тот день, когда они начнут чувствовать жизнь, они

также начнут и наслаждаться музыкой. Именно по этой причине мудрые считают

науку о звуке самой важной наукой во всех жизненных ситуациях: в

целительстве, в обучении, в развитии и в выполнении всех вещей на свете.

Именно на этом основании Суфиями была развита наука Зикра, а йоги создали

"Мантра шастру". Зикр -- не только одна определенная фраза, а целая наука

слов. В произнесенном слове действуют более тонкие вибрации. Вибрации

воздуха -- ничто; но поскольку за каждым словом стоит дыхание, а дыхание

имеет духовную вибрацию, действие дыхания работает физически, в то время как

само дыхание есть электрический ток. Дыхание не только воздух, но и

электрический ток, поскольку оно является внутренней вибрацией. Помимо

значения, которое имеет слово, даже звук слогов может принести хороший или

бедственный результат. Те, кто хорошо знает об этом, могут вспомнить

несколько исторических примеров того, когда вследствие ошибки поэта,

использовавшего неподходящие слова при восхвалении короля, все королевство

было разрушено. Но все же как мало думают об этом! Когда говорят: "Ну, может

я и сказал это, но я не то имел в виду", -- люди верят, что говоря что-то

они не делают ничего, покуда не имеют этого в виду. Но даже произнесение

слова, казалось бы, не имеющего значения, оказывает большое влияние на

жизнь. Наука о звуке может быть использована в образовании, бизнесе,

промышленности, коммерции, политике для того, чтобы принести желаемый

результат. Но наилучшее использование ее состоит в духовном развитии; с

помощью силы звука или слова можно развиться духовно и испытать различные

ступени духовного совершенства. Музыка -- наилучшее средство пробуждения

души; нет ничего вдохновеннее. Музыка является кратчайшим, самым прямым

путем к Богу; но необходимо знать, какая именно музыка и как ее

использовать.

Наши рекомендации