Общая типология деловых игр

Многообразные деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшие из них:

§ целевое назначение деловой игры,

§ широта тематических рамок,

§ ими­тируемые области управления,

§ степень свободы решений, уровень неопределенности решений,

§ характер коммуникаций между участ­никами,

§ степень открытости игры,

§ комплексность используемой модели,

§ инструменты игры

§ форма ее проведения и др.

Общие представления о разнообразии деловых игр в зависимости от их наиболее существенных формальных признаков дает таблица.

Классификация деловых игр [3]

Признак классификации Значение признака Характеристика деловых игр
Целевое назначение Обучающее Подготовка профессиональных управлен­цев, переподготовка и повышение ква­лификации специалистов
Практическое Выработка управленческих решений, решение практических задач группы или организации
Практическое Проектирование организаций, раз­работка функционально-ролевых струк­тур предприятий и составляющих их организационных единиц
Проектное Изучение и анализ поведения группы и любых других организационных систем
Широта тематических рамок Комплексные (сводные) Охватывают комплекс взаимосвязанных задач.
Частные Охватывают решения отдельных задач
Степень свободы решений Жесткие Предусматривают строго ограниченное число возможных вариантов решения за­дач
Мягкие Предусматривают большую свободу уча­стников в поиске возможных вариантов решения задач
Степень неопреде­ленности ситуации   Детерминиро­ванные Вероятност­ные   Предусматривают решение задач в усло­виях строго детерминированной ситуации Предусматривают использование вероят­ностных оценок и факторов риска при решении задач
Характер коммуника­ций участни­ков   Интерактив­ные   Неинтерак­тивные   Предусматривают зависимость поведения и оценки действий игрока от поведения других участников игры. Не предусматривают зависимости отдель­ного игрока от поведения других участ­ников игры
Области применения   Общие   Функцио­нальные Имитируют поведение группы, организа­ции в целом. Имитируют отдельные функции управле­ния или деятельности служб персонала
Открытость игры   Открытые   Закрытые   Предусматривают свободные контакты и коммуникации между группами участни­ков. Не предусматривают контактов между участниками в процессе всей игры
Инстру­менты игры   Ручные     Компьютер­ные   Расчеты выполняются вручную и предус­матривают отработку техники решения отдельных задач управления Ориентация на использование ком­пьютеров для подготовки и анализа воз­можных решений задач управления
Формы проведения   Очные   Заочные   Предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в од­ном месте. Предусматривают заочное проведение игры по схемам дистанционной техно­логии

Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной клас­сификации:

1. Среди деловых игр, используемых в управлении персоналом, да и в управлении в целом, в зависимости от ихфункций и целево­го назначения различают:

§ обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь высококвалифициро­ванных сотрудников;

§ деловые игры для решения практических задач (например, на­хождения оптимальных решений при реорганизации отде­ла). Они применяются также для коллективной или инди­видуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различ­ных вариантов решения проблемы;

§ проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятель­ности организации аспект. К проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их измене­ний. Это довольно сложный вид игр, предполагающий вы­сокий уровень организационно-управленческой компетент­ности их участников;

§ исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних ус­ловий их деятельности (например, при изучении возмож­ностей использования в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделиру­ют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если..?». Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций.

2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач.

Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например, имитация дея­тельности руководителя по разрешению производственного конфликта с заданными параметрами.

Частная деловая игра слу­жит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индиви­дуальной деятельности членов группы.

3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть различной.

Если игра допускает лишь ограниченный, зара­нее заданный спектр возможных решений и соответствующих по­веденческих альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фикси­руется в соответствии с формальной моделью имитируемых про­цессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из пред­ложенных альтернатив, причем все основные действия осуществ­ляются в строго определенные промежутки времени.

И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры действуют свободно, их решения не регламентированы установленным на­бором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх дей­ствия участников ограничиваются лишь общим сценарием раз­вертывания событий, в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.

4. В зависимости отстепени неопределенности ситуации дело­вые игры подразделяются на детерминированные и вероятностные. Для первых характерна определенность ситуации, заданность ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать одно­значно правильные или неправильные решения. Вторые же отли­чает неясность ситуации, изменчивость ее многих параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.

5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависи­мость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интер­активных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию наиболее одаренных выпускников знаменитого уни­верситета). Если же в процессе игры ее участники действуют са­мостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной. Некоторые игры (например, отечествен­ная деловая игра СИПРОМЕК) могут иметь два режима проведе­ния: тренировочный, предусматривающий независимое поведе­ние игроков, и рабочий, основанный на конкурентном взаимо­действии участников.

6. Области применения характеризуют сферу, в которой исполь­зуется игра, с точки зрения функционального подхода. Общие де­ловые игры моделируют деятельность всей организационной еди­ницы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функ­циональные игры служат отработке действий по выполнению определенной функции организации (например, функции служ­бы персонала по освобождению сотрудников — игра, имитирую­щая изучение возможностей использования сокращаемых работ­ников на других видах работ, оказание им помощи в трудоустрой­стве, проведение разъяснительной беседы и т.п.).

7. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллектив­ное выполнение задачи (например, игра «Полет на Луну» или игры, использующие метод «Мозговая атака»). Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.

8. В зависимости от используемыхсредств, инструментов дело­вые игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моде­лирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных ин­струментов и программных продуктов. К компьютерным играм от­носится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

9. Поформе, илирегламенту, проведения деловые игры делятся на очные и заочные. Их вышеназванные характеристики едва ли нуждаются в дополнительных комментариях. В России в после­дние годы в связи с развитием дистантного обучения и распрост­ранением системы ИНТЕРНЕТ значительно расширяются возмож­ности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных технологий.

[1] Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект пресс, 2000-. – 285 с.

[2] Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. – С.114-115

[3] Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект пресс, 2000-. – С.45-46

Наши рекомендации