Общая типология деловых игр
Многообразные деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшие из них:
§ целевое назначение деловой игры,
§ широта тематических рамок,
§ имитируемые области управления,
§ степень свободы решений, уровень неопределенности решений,
§ характер коммуникаций между участниками,
§ степень открытости игры,
§ комплексность используемой модели,
§ инструменты игры
§ форма ее проведения и др.
Общие представления о разнообразии деловых игр в зависимости от их наиболее существенных формальных признаков дает таблица.
Классификация деловых игр [3]
Признак классификации | Значение признака | Характеристика деловых игр |
Целевое назначение | Обучающее | Подготовка профессиональных управленцев, переподготовка и повышение квалификации специалистов |
Практическое | Выработка управленческих решений, решение практических задач группы или организации | |
Практическое | Проектирование организаций, разработка функционально-ролевых структур предприятий и составляющих их организационных единиц | |
Проектное | Изучение и анализ поведения группы и любых других организационных систем | |
Широта тематических рамок | Комплексные (сводные) | Охватывают комплекс взаимосвязанных задач. |
Частные | Охватывают решения отдельных задач | |
Степень свободы решений | Жесткие | Предусматривают строго ограниченное число возможных вариантов решения задач |
Мягкие | Предусматривают большую свободу участников в поиске возможных вариантов решения задач | |
Степень неопределенности ситуации | Детерминированные Вероятностные | Предусматривают решение задач в условиях строго детерминированной ситуации Предусматривают использование вероятностных оценок и факторов риска при решении задач |
Характер коммуникаций участников | Интерактивные Неинтерактивные | Предусматривают зависимость поведения и оценки действий игрока от поведения других участников игры. Не предусматривают зависимости отдельного игрока от поведения других участников игры |
Области применения | Общие Функциональные | Имитируют поведение группы, организации в целом. Имитируют отдельные функции управления или деятельности служб персонала |
Открытость игры | Открытые Закрытые | Предусматривают свободные контакты и коммуникации между группами участников. Не предусматривают контактов между участниками в процессе всей игры |
Инструменты игры | Ручные Компьютерные | Расчеты выполняются вручную и предусматривают отработку техники решения отдельных задач управления Ориентация на использование компьютеров для подготовки и анализа возможных решений задач управления |
Формы проведения | Очные Заочные | Предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте. Предусматривают заочное проведение игры по схемам дистанционной технологии |
Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной классификации:
1. Среди деловых игр, используемых в управлении персоналом, да и в управлении в целом, в зависимости от ихфункций и целевого назначения различают:
§ обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь высококвалифицированных сотрудников;
§ деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;
§ проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект. К проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их изменений. Это довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень организационно-управленческой компетентности их участников;
§ исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если..?». Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций.
2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач.
Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например, имитация деятельности руководителя по разрешению производственного конфликта с заданными параметрами.
Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индивидуальной деятельности членов группы.
3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть различной.
Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр возможных решений и соответствующих поведенческих альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия осуществляются в строго определенные промежутки времени.
И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры действуют свободно, их решения не регламентированы установленным набором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх действия участников ограничиваются лишь общим сценарием развертывания событий, в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.
4. В зависимости отстепени неопределенности ситуации деловые игры подразделяются на детерминированные и вероятностные. Для первых характерна определенность ситуации, заданность ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно правильные или неправильные решения. Вторые же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.
5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию наиболее одаренных выпускников знаменитого университета). Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной. Некоторые игры (например, отечественная деловая игра СИПРОМЕК) могут иметь два режима проведения: тренировочный, предусматривающий независимое поведение игроков, и рабочий, основанный на конкурентном взаимодействии участников.
6. Области применения характеризуют сферу, в которой используется игра, с точки зрения функционального подхода. Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функциональные игры служат отработке действий по выполнению определенной функции организации (например, функции службы персонала по освобождению сотрудников — игра, имитирующая изучение возможностей использования сокращаемых работников на других видах работ, оказание им помощи в трудоустройстве, проведение разъяснительной беседы и т.п.).
7. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи (например, игра «Полет на Луну» или игры, использующие метод «Мозговая атака»). Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.
8. В зависимости от используемыхсредств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.
9. Поформе, илирегламенту, проведения деловые игры делятся на очные и заочные. Их вышеназванные характеристики едва ли нуждаются в дополнительных комментариях. В России в последние годы в связи с развитием дистантного обучения и распространением системы ИНТЕРНЕТ значительно расширяются возможности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных технологий.
[1] Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект пресс, 2000-. – 285 с.
[2] Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. – С.114-115
[3] Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект пресс, 2000-. – С.45-46