Теоретические подходы к анализу личности и личностных особенностей в когнитивной психологии
Джордж Келли (1905-1966)
Теория личностных конструктов (основные положения изложены в работе «Психология личностных конструктов», 1955)
1. Люди активно формируют представления о явлениях и событиях, путем их истолкования на основе выдвижения гипотез, которые позволяют предвидеть, прогнозировать и контролировать будущие события.
Любое осознаваемое человеком явление или событие в окружающей действительности всегда является предметом для многочисленных альтернативных истолкований («конструктный альтернативизм»).
2. Индивидуальное поведение структурируется и определяется тем, как человек прогнозирует и истолковывает события, опираясь на «личностные конструкты» – устойчивые способы когнитивной категоризации событий и явлений.
· Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысление событий и явлений по различным основаниям.
· Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (имеют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).
· Конструкты имеют ряд характеристик: а) диапазон применимости – широта ситуаций, где конструкт может использоваться; б) фокус применимости – ситуации в которых субъект всегда опирается на данный конструкт; в) «проницаемостью» («непроницаемостью») для преобразований при объяснении и предсказании новых явлений.
3. Психологические характеристики личности зависят от индивидуальных особенностей личностных конструктов, опираясь на которые человек прогнозирует события. Субъект организует свое поведение не столько путем реагирования на воздействия внешних событий, сколько опираясь на свои способы интерпретации событий и явлений.
· Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события, опираясь на личностные конструкты.
· Система конструктов меняется в соответствии с успешностью (не успешностью) прогнозирования и интерпретации повторяющихся событий и явлений.
4. Каждый человек уникальным образом развивает и организует ранговые отношения между конструктами.
· Чем более сходны личностные конструкты и интерпретация опыта на их основе у двух людей, тем более сходным будет их поведение и личностные особенности.
· Межличностное понимание присутствует в той мере, в какой один человек способен анализировать интерпретационные процессы другого, и наоборот.
· Мотивационные утверждения в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, чем того, чьи мотивы характеризуются или обсуждаются.
5. Психологически развитая личность имеет ряд характеристик.
· Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
· Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
· Желание расширять диапазон, объем и охват своей конструктной системы.
· Хорошо развитый репертуар ролей.
Фриц Хайдер (1896 -1988)