Средние данные по контрольной и критериальной группам
Показатели | Контрольная группа (студенты) | Критериаль- ная группа (спортсмены) | Статистиче-ский критерий | Уровень значимости различий |
КПВ | 0,32 | 0,41 | 3,11 | 0,01 |
Дисперсия КПВ | 0,38 | 0,17 | 4,99 | 0,05 |
Индивидуальная вариативность КПВ | 50 % | 37 % | 3,84 | 0,001 |
В таблице 9 показано, что полученные по всем сравниваемым показателям данные полностью соответствуют выдвинутой гипотезе и тем самым подтверждают практическую валидность методики «Турнир».
Обсуждение результатов эксперимента. Теперь перейдем к обсуждению результатов, полученных с помощью методики при обследовании групп учащихся с «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции. Как показали результаты эксперимента, условия основной серии действительно оказались для всех испытуемых нелегкими: ни один из них не выиграл всех шести игр (лучший результат – пять выигрышей), а более половины испытуемых не смогли выиграть ни одной игры.
В целом в 180 играх (игры основной серии) был зарегистрирован 31 выигрыш, причем в группе «зависимых» оказалось только 8 выигрышей, а в группе «автономных» испытуемых – 23 выигрыша. Преимущество группы «автономных» проявилось также и в относительном количестве испытуемых, которые не выиграли ни одной игры, то есть в группе «автономных» не выиграли ни одной игры 27 % испытуемых, а в группе «зависимых» – 73 %.
Как показывают данные таблицы 7, причина большей успешности испытуемых группы «автономных» заключается в том, что показатели переключаемости внимания у них в среднем существенно выше (при р = 0,001) как по всем шести играм, так и по каждой отдельной игре. Анализ индивидуальных значений КПВ выявил довольно значительную вариативность этого показателя внутри серии игр, при этом средняя индивидуальная вариативность по основным шести играм оказалась в группе «зависимых» – 58,6, а в группе «автономных» равной 41,6, то есть существенно ниже (при р ≤ 0,01). Это говорит о том, что испытуемые группы «автономных» не только быстрее переключают внимание, но и поддерживают его на более стабильном уровне.
Интересно сравнить данные, полученные в тренировочной и основных сериях, по каждой типологической группе. Среднее значение КПВ за тренировочную серию в группе «автономных» составляет 0,42 и практически не отличается от аналогичного показателя основной серии (0,4). Для группы «зависимых» показатель КПВ в тренировочной серии существенно выше и составляет 0,33; по сравнению с тем же показателем основной серии (0,24) различие значимо (при р ≤ 0,05), и это естественно, так как требования к переключению внимания в тренировочной серии существенно ниже, поскольку все игры данной серии проходили при малых углах отражения шайбы. Это значительно облегчало условия выигрыша, на что указывает и тот факт, что в группе «зависимых» в тренировочных играх было зарегистрировано 14 выигрышей.
В связи с анализом парциальных коэффициентов КПВ в играх тренировочной серии необходимо отметить то, что сам процесс тренировки существенно различен для групп «автономных» и «зависимых» испытуемых, несмотря на то, что к концу тренировочной серии учащиеся обеих типологических групп выходят приблизительно на одинаковый уровень тренированности (на что указывают их средние коэффициента КПВ за пять тренировочных игр).
Так, например, для группы «автономных» характерно то, что уже во второй тренировочной игре они достигают постоянного уровня тренированности (КПВ второй игры существенно не отличается от КПВ последних игр). Для группы «зависимых» испытуемых характерно постепенное изменение тренировочного навыка от первой игры к пятой, и только в последней игре они достигают примерно такого же уровня тренированности, как и испытуемые группы «автономных».
Этот факт говорит о том, что испытуемым группы «автономных» исходно присуще лучшее переключение внимания, в то время как у испытуемых «зависимой» группы такое свойство внимания, как переключаемость, не сформировано на достаточно высоком уровне. Это подтверждается также и тем, что при переходе к более трудным условиям переключения внимания испытуемые группы «автономных» показывают те же самые результаты, а испытуемые группы «зависимых» резко снижают их.
В целом полученные результаты подтверждают предположение о связи качества управления вниманием с общей эффективностью функционирования системы субъектной регуляции, а проведенный нами теоретический анализ психических механизмов осуществления данной деятельности (отраженных в практических результатах) позволяет сделать два важных вывода: во-первых, испытуемые группы «автономных» обладают более высокой функциональной сформированностью звена «субъективная программа исполнительных действий», что в данной деятельности проявляется в отсутствии интерференции переключаемых программ; во-вторых, так как переключение программ связано с переключением внимания с одного способа действий на другой, то можно утверждать, что степень управления своим вниманием у испытуемых, обладающих «автономным» типом субъектной регуляции, выше, чем у испытуемых, обладающих «зависимым» типом.
В качестве заключения представляется целесообразным отметить существенную для психодиагностической методики простоту как процедуры обследования, так и техники вычисления коэффициента переключаемости внимания, благодаря чему проведение диагностики не требует какой-либо специальной подготовки персонала. Важное значение имеет также фактор унифицированности тестового оборудования, обеспечивающий возможность накопления массива данных, получаемых при стандартных условиях и поэтому пригодных для прямого сравнения и обобщения.
Итак, нам удалось экспериментально доказать, что эффективность функционирования таких звеньев системы субъектной регуляции деятельности, как «модель субъективно значимых условий», «субъективная программа действий» и «информация о достигаемых результатах» – у испытуемых с «автономным» типом субъектной регуляции значительно выше, чем у испытуемых с «зависимым» типом субъектной регуляции.
Выводы
Проведенный теоретический анализ концепций, раскрывающих различные аспекты проблемы детерминации субъектной регуляции деятельности, показал, что рассмотренным зарубежным концепциям присуща определенная, методологическая ограниченность, которая выступает главной причиной ограниченности теоретического подхода к проблеме типологизации регуляции. В данном случае ограниченность подхода выразилась в том, что при разработке всех теоретических конструктов была использована дихотомия «внешнее-внутреннее».
Как было показано выше, проблема типологизации личностной регуляции может быть решена с других методологических позиций, основанных на разработке таких теоретических конструктов, которые раскрывают сущность основных психических механизмов общих закономерностей осуществления субъектом регуляторных процессов деятельности. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что именно концепция субъектнойрегуляции является той теоретической основой, которая позволяет найти универсальный подход для выявления личностно-типологических регуляторных особенностей субъекта и, в частности, выявленного нами феномена «автономности».
Экспериментальные данные, полученные при выполнении испытуемыми различных видов деятельности, подтвердили выдвинутые предположения и показали, что в основе выделенных нами «автономного» и «зависимого» типов осуществления регуляции деятельности лежат, с одной стороны, особенности функционирования системы субъектнойрегуляции, а с другой – определенный уровень развития личностных качеств, объединенных нами в понятии «эффективной самостоятельности».
Принимая во внимание качества, обеспечивающие проявление «автономности» в осуществлении регуляторных процессов, можно отметить некоторое сходство описаний «автономности-зависимости» и «интернальности-экстернальности» (роттеровской теории социального научения). При этом «автономность» ассоциируется с «интернальностью», а «зависимость» – с «экстернальностью» в поведении и деятельности субъекта.
Внешнее сходство указанных конструктов мы находим также и в результатах, полученных с помощью описанных выше экспериментальных методик. Так, например, J.B. Rotter и другие исследователи (Crandall et al., 1962, 1965; Hersch, Scheibe; Rotter, 1966) указывают, что интерналы более настойчивы в осуществлении намеченной деятельности, им присуще более эффективное использование внешней информации для достижения поставленной цели, чем экстерналам, и т.д. Все эти (и многие другие) факты характерны и для индивидов с «автономным» типом осуществления регуляторных процессов. Это дает возможность предположить, что в основе «интернальности-экстернальности» лежит не столько гипотетический конструкт «обобщенного ожидания» (как это предполагалось Роттером), сколько те или иные особенности функционирования системы субъектнойрегуляции деятельности.
В этой связи становится понятным, почему не была обнаружена устойчивая связь между «интернальностью» и академической успешностью, и, как отмечает C.C. Dudley-Marling в обзоре, природа этой связи и ее практическое значение остаются до сих пор неясными. На наш взгляд, это объясняется тем, что все опросники, подобные «I-Е» шкале, как и сама эта шкала, строятся с тем расчетом, чтобы, говоря словами Роттера, выявить «обобщенное ожидание», «обобщенный взгляд на устройство мира». Естественно, что при таком «глобальном» тестировании вряд ли можно выделить типологические особенности субъектной регуляции, проявляющиеся в учебной деятельности, имеющей свою специфику.
Даже в тех случаях, когда такая связь выявляется, ничего нельзя сказать о ее психологических механизмах. В то же время, как будет показано далее, «автономный» тип субъектной регуляции самым непосредственным образом связан с высокой академической успеваемостью. Не «обобщенное ожидание», а эффективность функционирования системы субъектнойрегуляции определяет степень успешности учебной (и не только учебной) деятельности.
Данное исследование позволило вскрыть феномен «автономности» и выявить некоторые его закономерности. Как и любое новое явление, оно потребовало дальнейших теоретических разработок и экспериментальных исследований. В частности, не совсем ясен вопрос генезиса этого явления: когда и при каких условиях формируется «автономный» или «зависимый» регуляторный тип осуществления деятельности? Как проявляется «автономность» в сфере самосознании личности, в ее когнитивных процессах, в межличностных отношениях? Как характеризуются с точки зрения системы субъектной регуляции индивиды, которых нельзя отнести ни к одной из описанных типологических групп?
Опросник, созданный для выявления «автономности» или «зависимости», также требует дальнейшего совершенствования – возникает проблема создания опросников для разных возрастных уровней и расчета (на больших выборках) статистически значимых норм для более точной диагностики «автономности» или «зависимости».
На многие из поставленных выше вопросов мы постараемся дать ответ в следующих главах, пока же можно сделать следующие выводы:
1. На репрезентативных выборках доказано, что «автономность» и «зависимость» как личностно-типологические особенности субъектной регуляции действительно существуют как психологический феномен и обнаруживаются в соответствующих типах осуществления деятельности.
2. Экспериментально показано, что выделенный симптомокомплекс личностных качеств и структурно-функциональные особенности системы субъектной регуляции обуславливают указанные типологические различия.
3. Доказано, что «автономный» тип осуществления деятельности, в отличие от «зависимого», характеризуется более высокой функциональной сформированностью как отдельных структурных компонентов, так и всей системы субъектной регуляции в целом.
4. У лиц, обладающих «зависимым» типом субъектной регуляции, регуляторные процессы характеризуются: структурно-функциональными дефектами компонента «модель субъективно значимых условий деятельности», низкой эффективностью использования информации, необходимой для оптимального достижения поставленной цели, неадекватными критериями успешности выполнения деятельности, недостаточным уровнем сформированности компонента «субъективная программа исполнительных действий».
5. Разработанный и валидизированный опросник позволяет квалифицировать субъектов как относящихся к «автономному» или «зависимому» типу осуществления процессов субъектной регуляции.
6. Экспериментальные данные, полученные с помощью разработанной нами методики «Турнир», показывают, что управление произвольным вниманием непосредственно связано с процессами субъектной регуляции, причем субъекты, обладающие «автономным» типом субъектной регуляции, имеют более высокий уровень переключаемости и устойчивости внимания, чем испытуемые «зависимого» типа.